Проблема детского чтения : Организация школьной библиотеки

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения” - слова Сухомлинского В.А.[4]

Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи, и причин тому много. Одна из главных – резкое ухудшение комплектование школьных библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, утопая на то, что библиотеки сами будут искать спонсорскую помощь. Однако наши обращения к общественности, проведение акции “Подари книгу школьной библиотеке” и т.п. совершенно не решают данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых книг практически по всем отраслям знания: истории, психологи, философии и т.д. А ведь миссия библиотеки – информирование и продвижение современных идей и свежих мыслей, которые возникают в обществе.

Только такая литература и технически оснащенная библиотека может заинтересовать и привлечь юного читателя.

Несомненно, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главной из которых – телевидение, несмотря на то, что предоставляет малосодержательные, а иногда просто вредные для детей программы. Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд [2].

Еще одна причина “не чтения” - исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг, но это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача каждой школьной библиотеки [1].

Но библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом деле является плюсом?! Парадокс заключается в том, что именно в библиотеке читатель имеет реальностью найти нужную информацию и своим желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы сориентироваться в его желаниях и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?”. Поэтому рекомендовать книги в школьной библиотеке – особое искусство: делать это нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима, а видел лишь как библиотекарь помогает ему найти и получить то, что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный контакт библиотекаря с читателями. Индивидуальная работа с детьми – очень важный аспект библиотечной работы в школе [2].

К сожалению, художественной литературы дети читают очень мало. Достаточно проанализировать их читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Несомненно, есть классы, в которых дела обстоят сравнительно благополучно, но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что нужно прочесть по школьной программе.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Как наших детей обратить к книге? Извечный вопрос:

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка [5].

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

- “Дура я, что ли, чтобы читать?”

- “Читать – это классно!”

- “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

- “Чтение – это наша жизнь”.

- “Читать – это скучно, нудно, муторно.”

- “Читай – и ты полетишь.”

- “Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других.”

- “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Число постоянно читающих за последнее время уменьшилось с 49% до 34%, а тех, кто вообще не читают книги, возросло 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%,
  • старшие 17%.
  • Не любят читать: младшие 8%,
  • Старшие 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.
  • Читают только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%.
  • Читают для самообразования 10% школьников [1].

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Список использованной литературы

1. Ветрова Тамара Викторовна. Читать интересно [Текст] / Ветрова Тамара Викторовна // Литература (ПС). - 2011. - № 13. - С. 8-9. Рассматриваются проблемы детского чтения, воспитание личности через чтение.

2. Дивина Наталья Александровна. У нас всё получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна // Библиотека в школе. - 2011. - № 6. - С. 12-13. Предлагается методика рекламы современной книги в школе, как форма библиотечной работы.

3. Родительское собрание по детскому чтению [Текст]: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)

5. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Экспериментальная (практическая часть) экзамена по физике (11-й класс) :: Теоретико–экспериментальное изучение нового материала в форме групповой работы. Урок физики с использованием интерактивных визуализированных моделей550540 :: Урок физики. Контрольно-обобщающий урок по теме "Магнитные явления" :: Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list2.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Компьютерное моделирование физических процессов в полупроводниковых приборах (среда Microsoft Excel) (10-й класс) :: Принцесса-лягушка: Тайна волшебной комнаты ( The Frog Kingdom 2: Sub-Zero Mission ), 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный SANFORD ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать мышцы трапеции

Как накачать трапецию Трапеции соединяют плечи и шею. Трапециевидная мышца берет начало от костного выступа на наружной поверхности затылочной кости. Далее...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как не перекачать ноги

Как не перекачаться девушке? Огромные руки и ноги, объемные мышцы, острые черты лица и никакой женственности… Такую страшную картину рисуют в своем воображении...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD