Интегрированный урок (ИЗО + библиотека) по теме "Экслибрис как вид изобразительного и книжного искусства" : Организация школьной библиотеки

Интегрированный урок (ИЗО + библиотека) по теме "Экслибрис как вид изобразительного и книжного искусства" : Организация школьной библиотеки

Цели:

1. Познакомить учащихся с экслибрисом, историей создания и развития экслибриса, видами экслибриса.

2. Учить рисовать экслибрис на заданную тему.

3. Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

4. Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.

5. Участвовать в выставке творческих работ.

Оснащение: презентация к библиотечному уроку; книги с экслибрисом владельца, печать-экслибрис.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проведем совместно с нашей школьной библиотекой. На наших уроках мы познакомились с видами изобразительного искусства и их назначением в жизни людей. Освоили художественные материалы и их выразительные возможности. Сегодня Вам предлагается участие в выставке лучших творческих работ по теме “Экслибрис” с целью анализа и подведения итогов изучения материала.

Библиотекарь: Тема нашего урока “Экслибрис, как вид изобразительного и книжного искусства”. Прежде чем говорить об экслибрисе, давайте дадим определение, что такое “экслибрис”. Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка (ярлычок), указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета книги. (С. Ожегов “Словарь русского языка”).

Существует ещё одно понятие, связанное с этим словом – суперэкслибрис. Это разновидность экслибриса, оттиснутый на корешке или крышке книги знак. Суперэкслибрис появился где-то в 16 веке во Франции и часто был единственным украшением переплета. (Слайд презентации).

Что изображено на экслибрисе? - Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца книги и рисунок, который говорит о владельце, о его профессии, увлечениях, интересах, о направленности его библиотеки. (Слайд). Презентация

Где впервые в Европе появились экслибрисы? Историки говорят, что это было в Германии. Как вы думаете, почему именно в Германии? (Ответы детей). Экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. Книги были очень редкие и дорогие. Владельцы книг начали делать пометки, знаки принадлежности книг. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. (Слайд). Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки. (Слайд).

Почему изучают экслибрисы?

- Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно.

- Они позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.

- Знакомят нас с художниками-экслибристами.

- Изучают экслибрис, как отдельный вид изобразительного искусства.

Давайте познакомимся с видами экслибрисов.

1. Простейшие: бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). (Слайд).

2. Художественные: произведения печатной графики:

- гербовые,

- вензелевые,

- сюжетные.

Давайте подробно разберём художественные экслибрисы.

Гербовые экслибрисы – воспроизводят, как правило, родовой герб владельца. Данный вид изобразительного искусства развивался в 16-18 веках. (Слайд)

Вензелевые экслибрисы - орнаментально разработанные инициалы владельца книги. Они были популярны в России в 19 веке. Вензелевые экслибрисы рисовались для книг российских императоров. (Слайд)

Сюжетные экслибрисы - представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки. Они были популярны в 20 веке. (Слайд).

Теперь, что касается России. Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, который обнаружили в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы. (Слайд)

Печатные книжные знаки появился в России только в начале 18 века. Сначала они тоже были гербовыми, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца библиотеки. Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс и другие. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) – действительного члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: “Ex Bibliotheca Archangellina” – “Из библиотеки Архангельского”. Этот знак выполнен в начале XVIII века. (Слайд).

Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1785 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.

Теперь о художниках экслибрисов. Самым известным зарубежным художником является Альбрехт Дюрер, о котором мы с вами уже говорили. (Слайд)

Русские художники:

- Иван Яковлевич Билибин. Экслибрисы Ивана Билибина, мастера иллюстрации и книжного оформления, исполнены в характерной для художника манере декоративного и одновременно жестковатого журнального рисунка. (Слайд)

- Фаворский Владимир Андреевич. В 20-е годы им были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве. (Слайд)

Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

В заключении я хочу вам зачитать цитату известного книговеда и искусствоведа А.А. Сидорова: “В своей основе книжный знак, ex libris, - это выявление любви и уважения к книге. Это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге”.

Библиотекарь: Сейчас вы только что познакомились с экслибрисом. Нам бы хотелось, чтобы вы нарисовали экслибрис для нашей школьной библиотеки. Поэтому мы объявляем конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки.

III. Практическая работа.

Учитель: Как вы думаете, каким будет ваше изображение на листе бумаги?

- Маленьким.

Учитель. Выполнять свой эскиз экслибриса вы будете на половинке альбомного листа.

- Какие материалы будем использовать для работы?

Дети. Графические: карандаш, черную гелиевую ручку, черную акварель.

Учитель. Кто будет владельцем экслибриса?

Дети. МБОУ кадетская библиотека.

Затем предлагается выполнить эскиз экслибриса.

IV. Подведение итогов, анализ работ.

Кадеты сами определяют результат своей работы.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок английского языка в 8-м классе "Britain is more than London" :: Использование квантовой методики при работе с текстом на уроках английского языка (на примере работы с 6-м классом по теме "London is the capital of the UK") :: Грамматическая разработка на тему "Plural of nouns" :: Урок английского языка "Famous people" :: Физкультминутки на уроках немецкого языка с дошкольниками :: Альфа ( Alpha ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list21.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Рок Пес Рок Дог ( Rock Dog ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD