Интегрированный урок (ИЗО + библиотека) по теме "Экслибрис как вид изобразительного и книжного искусства" : Организация школьной библиотеки

Цели:

1. Познакомить учащихся с экслибрисом, историей создания и развития экслибриса, видами экслибриса.

2. Учить рисовать экслибрис на заданную тему.

3. Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

4. Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.

5. Участвовать в выставке творческих работ.

Оснащение: презентация к библиотечному уроку; книги с экслибрисом владельца, печать-экслибрис.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проведем совместно с нашей школьной библиотекой. На наших уроках мы познакомились с видами изобразительного искусства и их назначением в жизни людей. Освоили художественные материалы и их выразительные возможности. Сегодня Вам предлагается участие в выставке лучших творческих работ по теме “Экслибрис” с целью анализа и подведения итогов изучения материала.

Библиотекарь: Тема нашего урока “Экслибрис, как вид изобразительного и книжного искусства”. Прежде чем говорить об экслибрисе, давайте дадим определение, что такое “экслибрис”. Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка (ярлычок), указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета книги. (С. Ожегов “Словарь русского языка”).

Существует ещё одно понятие, связанное с этим словом – суперэкслибрис. Это разновидность экслибриса, оттиснутый на корешке или крышке книги знак. Суперэкслибрис появился где-то в 16 веке во Франции и часто был единственным украшением переплета. (Слайд презентации).

Что изображено на экслибрисе? - Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца книги и рисунок, который говорит о владельце, о его профессии, увлечениях, интересах, о направленности его библиотеки. (Слайд). Презентация

Где впервые в Европе появились экслибрисы? Историки говорят, что это было в Германии. Как вы думаете, почему именно в Германии? (Ответы детей). Экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. Книги были очень редкие и дорогие. Владельцы книг начали делать пометки, знаки принадлежности книг. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. (Слайд). Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки. (Слайд).

Почему изучают экслибрисы?

- Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно.

- Они позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.

- Знакомят нас с художниками-экслибристами.

- Изучают экслибрис, как отдельный вид изобразительного искусства.

Давайте познакомимся с видами экслибрисов.

1. Простейшие: бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). (Слайд).

2. Художественные: произведения печатной графики:

- гербовые,

- вензелевые,

- сюжетные.

Давайте подробно разберём художественные экслибрисы.

Гербовые экслибрисы – воспроизводят, как правило, родовой герб владельца. Данный вид изобразительного искусства развивался в 16-18 веках. (Слайд)

Вензелевые экслибрисы - орнаментально разработанные инициалы владельца книги. Они были популярны в России в 19 веке. Вензелевые экслибрисы рисовались для книг российских императоров. (Слайд)

Сюжетные экслибрисы - представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки. Они были популярны в 20 веке. (Слайд).

Теперь, что касается России. Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, который обнаружили в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы. (Слайд)

Печатные книжные знаки появился в России только в начале 18 века. Сначала они тоже были гербовыми, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца библиотеки. Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс и другие. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) – действительного члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: “Ex Bibliotheca Archangellina” – “Из библиотеки Архангельского”. Этот знак выполнен в начале XVIII века. (Слайд).

Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1785 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.

Теперь о художниках экслибрисов. Самым известным зарубежным художником является Альбрехт Дюрер, о котором мы с вами уже говорили. (Слайд)

Русские художники:

- Иван Яковлевич Билибин. Экслибрисы Ивана Билибина, мастера иллюстрации и книжного оформления, исполнены в характерной для художника манере декоративного и одновременно жестковатого журнального рисунка. (Слайд)

- Фаворский Владимир Андреевич. В 20-е годы им были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве. (Слайд)

Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

В заключении я хочу вам зачитать цитату известного книговеда и искусствоведа А.А. Сидорова: “В своей основе книжный знак, ex libris, - это выявление любви и уважения к книге. Это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге”.

Библиотекарь: Сейчас вы только что познакомились с экслибрисом. Нам бы хотелось, чтобы вы нарисовали экслибрис для нашей школьной библиотеки. Поэтому мы объявляем конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки.

III. Практическая работа.

Учитель: Как вы думаете, каким будет ваше изображение на листе бумаги?

- Маленьким.

Учитель. Выполнять свой эскиз экслибриса вы будете на половинке альбомного листа.

- Какие материалы будем использовать для работы?

Дети. Графические: карандаш, черную гелиевую ручку, черную акварель.

Учитель. Кто будет владельцем экслибриса?

Дети. МБОУ кадетская библиотека.

Затем предлагается выполнить эскиз экслибриса.

IV. Подведение итогов, анализ работ.

Кадеты сами определяют результат своей работы.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по математике для 1-го класса "Спасение Царевны лягушки". Тема: "Закрепление +, – 1, 2, 3". 1-й класс :: Закрепление табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток. 1-й класс :: Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс :: Интегрированный урок в группе кратковременного пребывания по ИЗО и развитию речи. Тема: "Городецкая роспись. Масленица" :: Особенности урока в системе Л.В. Занкова :: Девушка, которая застряла в паутине (The Girl in the Spider's Web), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Классик-Оптима 1600x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD