Развитие библиотеки как информационно-обучающего центра : Организация школьной библиотеки

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект ориентирован на создание компьютерного медиацентра для школьников.Медиацентр (от англ. media – посредник, носитель, средство) – это новое структурное подразделение библиотеки, в котором сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, аудио и видео материалы, CD, DVD, ресурсы Интернета) с соответствующей технологической базой, формами работы с пользователями.

Целью проекта является содействие формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества. Обеспечение ему свободного доступа ко всем видам знания (информации), необходимого для социального, профессионального и личностного становления; обучение навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с современными информационными технологиями; привитие культуры межличностного и межнационального общения путем использования исключительных возможностей медиа библиотек. Данная цель полностью согласуется с задачами Национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программой “Сохранение и развитие культуры в Российской Федерации”.

Сроки реализации проекта: 2014 г. – 2016 г.

Место реализации проекта МБОУ СОШ № 78 Калининского района города Новосибирска.

Объем и источники финансирования Проекта:  Прогнозируемый объем финансирования Проектасоставляет около 1 079 980 рублей.

Источники финансирования: местный бюджет, собственные средства, спонсоры.

Финансирование проекта откроет возможности для развития библиотеки как современного информационно-обучающего центра, отвечающего требованиям общества, позволит повысить качество предоставляемых  информационно-образовательных услуг, обеспечит максимальную доступность к электронным ресурсам, к ресурсам глобальной сети Интернет.

 Проект предполагает следующие виды работ

  • закупка в библиотеку базового комплекта новейшей литературы для детей (включая справочники и энциклопедии), комплектов информационных ресурсов на лицензионных электронных (CD-ROM и DVD) и аудиовизуальных носителях энциклопедического, справочного, образовательного, просветительского, познавательного профиля, а также детской киноклассики на видео и DVD, мировой музыкальной классики;
  • закупку в библиотеку и наладку базового комплекта технических средств и оборудования:
  • технического комплекса “Образование” (телевизор, видеомагнитофон с DVD, музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном),
  • комплекса “Информация” (2 компьютера с ЖК мониторами и устройствами воспроизведения и записи CD-ROM/DVD, устройство бесперебойного питания, лазерный принтер, модем, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение),
  • компьютерного комплекса “Творчество” (мультимедийный компьютер с ЖК монитором, устройство бесперебойного питания, копировальный аппарат, сканер, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение).
  • обеспечение доступа в Интернет, оплата канала связи и трафика;
  • проведение обучающей стажировки для заведующей библиотекой и руководителя медиацентра, посвященной концептуальным и практическим вопросам реализации проекта;
  • организацию виртуальной справочно-информационной службы детских библиотек “Спроси библиотекаря”;
  • организацию технической, организационной и методической поддержки проекта;
  • привлечение региональных, районных и местных властей к осуществлению ремонта библиотечного помещения, прежде всего, предназначенного для организации там медиацентра, приобретению библиотечного и выставочного оборудования, дальнейшей (по окончании проекта) оплате расходов по обеспечению доступа в Интернет, организации подписки на периодические издания, оказанию технической поддержки и пр.

Концепция проекта базируется на следующих положениях:

  • библиотека для детей и юношества – это универсальное полифункциональное информационное, культурное, образовательное, просветительское учреждение, выполняющее также воспитательные задачи. Это должно находить отражение в содержании фондов библиотеки, видах носителей (печатные, электронные, аудиовизуальные), формах работы, рассчитанных на детское и подростковое восприятие. В то же время в библиотеке могут быть специализированные фонды, отражающие наиболее актуальные для будущего развития ребенка направления, такие, как: экология, право, образование и профориентация, компьютерные технологии, искусство, краеведение;
  • школьная библиотека является своего рода “окном в мировое информационное пространство”. Наличие в библиотеке выхода в Интернет, компьютерные, аудио- и визуальные технологии добавляют к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения формирования у ребенка целостной картины мира. В информационно-образовательном медиацентре должны быть созданы технические и ресурсные комплексы “Образование”, “Информация”, “Творчество”;
  • именно библиотека является держателем информационных ресурсов в поддержку учебного процесса в школе, средних и высших учебных заведениях и местом, где учащиеся получают информацию для подготовки домашних заданий и обучаются навыкам работы с информацией;
  • именно библиотека призвана формировать навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов, противостоять функциональной неграмотности, которая все более и более проникает в нашу среду.

Описание ОУ

МБОУ СОШ № 78 имеет 55-летнюю историю. За этот период в ОУ сложились добрые традиции обучения и воспитания школьников. Сегодня в школе обучаются 682 учащихся. Педагогический коллектив 3 год работает по методической теме “Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС”. В декабре 2011 года школа успешно прошла процедуру государственной аккредитации. Учащиеся выпускных классов показали высокое качество знаний по итогам тестирования. В течение 5 лет все выпускники школы успешно сдают ЕГЭ.

С 2009 года школа является городской экспериментальной площадкой по теме “ Формирование культуросообразного пространства как среды для становления социально успешной личности”. С 2011 года ОУ принимает участие в региональном проекте “Внедрение модели управления качеством образования” в качестве пилотной площадки. В декабре 2013 года школа стала лауреатом конкурса “Сто лучших школ России” в номинации “Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования” и в номинации “Лидер в сфере патриотического воспитания”. Программа развития школы до 2020 года обозначила чёткие направления развития ОУ: гуманитаризация образования через углублённое изучение предметов гуманитарного цикла, введение второго иностранного языка, элективных курсов по мировой художественной культуре, риторике, праву и повышение статуса школы. Сегодня в школе открыты профильные классы и группы углублённого изучения русского языка и математики.

В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования: две театральные студии, КВН, студия ИЗО, три танцевальных коллектива, клуб знатоков, пресс-центр, литературная мастерская, кружки “Юный спасатель”, “Я – исследователь”, психологии, декоративно-прикладного творчества, электронный музей истории школы, научное общество учащихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призёрами районных и муниципальных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. Учителя школы принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах по обновлению содержания образования, практических семинарах, мастер-классах и конференциях.

Постановка проблемы

В условиях перехода от индивидуального к информационному обществу информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которым предстоит формировать новую информационную среду общества, самим жить и работать в этой новой среде. Поэтому выпускники нашего образовательного учреждения должны обладать следующими качествами:

  • Умением адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
  • Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных жизненных ситуаций.
  • Умением грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
  • Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях.
  • Умением самостоятельно работать над развитием собственной личности.

Проблемы:

  • Отсутствие информационной культуры участников образовательного процесса;
  • Отсутствие интегральной системы накопления, систематизации, хранения и доступа к информационным ресурсам.

Информатизация всех сторон жизни школы, активное внедрение в учебный процесс новых видов образовательных ресурсов определили актуальность создания школьного информационно-библиотечногомедиацентра.

Медиацентр должен стать информационным центром образовательной деятельности ОУ и обеспечить свободный доступ к различным видам информационных ресурсов всем участникам образовательного процесса.

Медиацентр должен стать структурным подразделением ОУ, где будут созданы условия для самостоятельной информационно-учебной деятельности учащихся, развивать у них потребности в повышении уровня своей информационной культуры; удовлетворять потребности учащихся в самообразовании.

Медиацентр  должен оперативно удовлетворять потребность педагогического коллектива ОУ в педагогической информации и оказывать помощь в повышении профессиональной квалификации с помощью традиционных средств и новых информационных технологий.

В состав медиацентра будут входить: библиотека (абонемент, читальный зал), медиакласс и медиатека.

Одним из условий модернизации российского общества является изменение информационной среды. В эпоху информационного общества чрезвычайно важную роль играет школьная библиотека. Именно она является гарантом свободного доступа школьников к информации. Усилия по модернизации школьной библиотеки необходимо наращивать, объединяя ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса. Накопленный реальный опыт показывает, что современно выглядящая школьная библиотека, оснащённая новой техникой, использующая новые информационно-коммуникационные технологии и ориентированная на обслуживание информационно-познавательных потребностей, становится центром притяжения для детей и юношества – в отличие от традиционной библиотеки, ориентированной, в основном, на культурно-массовую работу.

Современная библиотека для детей и юношества является надежным помощником и ресурсным центром для образовательного учреждения, выступает позитивной альтернативой социально вредным увлечениям (наркомании, алкоголизма, бродяжничества и т.д.).

Одновременно такая библиотека становится основным помощником школы и др. учебных заведений в организации внеклассной системы обучения, системы дополнительного образования детей, оказанию ресурсной поддержки учебному процессу.

Такая библиотека особенно важна для детей и подростков из неполных, многодетных и неблагополучных семей, для которых другие каналы доступа к информационным ресурсам и технологиям малодоступны.

(Приложение № 1)

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Федеральный уровень:

  • ФЗ “Об образовании в РФ”;
  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”;
  • Национальный проект “Образование”;
  • Федеральная целевая программа “Сохранение и развитие культуры в Российской Федерации”;
  • ФГОС НОО;
  • Приказ о введении ФГОС от 06.10.2009 № 373, п. 19.7;
  • СанПин 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.

Региональный и муниципальный уровень:

  • Постановление Администрации Новосибирской области от 28 августа 2009 г. № 326-па “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Создание многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на 2009-2015 годы”;
  • Распоряжение Администрации Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 97-ра “О повышении качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Новосибирской области”.

Школьный уровень:

  • Устав ОУ;
  • Программа развития ОУ на 2011-2020 годы;
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Цели и задачи проекта

Цель: создание медиацентра как целостной информационной системы в едином информационном пространстве образовательного учреждения.

Задачи: 

  • обеспечение материально-технических и кадровых условий для создания медиацентра; 
  • создание условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией, представленной в различном виде, всех участников образовательного процесса; 
  • создание и развитие фонда медиаресурсов; 
  • обеспечение свободного и оперативного доступа   к  внутренним и внешним медиаресурсам; 
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса; 
  • оперативное распространение актуальной информации; 
  • автоматизация работы библиотеки. (Приложение № 2)

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

ЭТАПЫ ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА
Подготовительный а) организационное обеспечение проекта:
- разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений ОУ по решению вопросов информатизации, 
- разработка рекомендаций в учебные планы ОУ по всем дисциплинам с учетом необходимости формирования элементов информационной культуры;
- организация в ОУ объединений дополнительного образования учащихся, использующих в своей деятельности элементы медиаобразования;
- обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно- методическими материалам, выдача рекомендаций по их применению для организации работы, существующим и вновь создаваемым структурным подразделениям, возникающим в процессе информатизации ОУ (библиотеки, медиатеки, поста электронной почты и пр.);
- организация и поддержка работы в ОУ медиатеки, библиотечного фонда, видеозала, поста электронной почты, подузла высокоскоростного доступа к Internet, оборудования локальной сети, минииздательского комплекса и средств для тиражирования печатных материалов;
- формирование медиакультуры педагогов ОУ;
б) методическое обеспечение:
- анализ текущей ситуации процесса информатизации ОУ, коррекция и мониторинг деятельности по этой проблеме;
- приобретение, создание и сопровождение учебно-методических и программных комплексов, включая учебные пособия для учащихся и учителей;
- выработка научно-обоснованных критериев оценки качества программно-методических средств для своего ОУ;
- подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;
- участие в разработке методических материалов по медиаобразованию, автоматизации делопроизводства, бухгалтерского учета и учета библиотечных фондов;
- постоянный мониторинг и экспертиза научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, регионе, России по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб ОУ;
- изучение существующего опыта и разработка плана своей работы, программы информатизации ОУ,
- внедрениемедиасредств в обучение всех возрастных групп школьников ОУ.
Основной а) техническое оснащение и обслуживание:
- решение проблем ремонта, сервисного обслуживания оборудования всех звеньев информационно-библиотечного медиацентра в учебном заведении;
- поиск ресурсов для оснащения ОУ аудио-видеотехникой, оргтехникой, компьютерами для включения в телекоммуникационную сеть, налаживания качественного учебного процесса и современного делопроизводства;
- создание единой, в рамках ОУ, системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей.
б) повышение квалификации сотрудников ОУ:
- организация и содействие подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников ОУ по вопросам внедрения новых информационных технологий, средств медиаобразования, приемов работы в глобальных информационных сетях;
- организация углубленной подготовки учителей информатики для администрирования локальной сетью ОУ;
в) программно-методическое обеспечение:
- содействие в приобретении программно-методического обеспечения для библиотеки (с помощью централизованного закупа и собственных средств);
- создание и поддержка в ОУ банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений районного и городского уровня;
- обоснование необходимости и подготовка к введению новых учебных предметов, ориентированных на профессиональное обучение школьников работе с современными информационными средствами;
- разработка недостающих фрагментов программного обеспечения для создания различных автоматизированных рабочих мест работников ОУ;
г) информационное обеспечение:
- подключение ОУ к глобальной сети Internet и к банку педагогической информации;
- обеспечение для ОУ доступа к банку педагогической информации на физических носителях (CD-дисках, флеш-накопителях, бумаге и т.д.);
- использование возможностей глобальных сетей для пропаганды возможностей и достижений своего ОУ в сфере информатизации;
- участие в работе секций информатизации городских педагогических конференций;
- регулярное участие в работе методического объединения учителей информатики и других объединений на уровне района и города, посвященных проблемам информатизации образования;
- освещение опыта работы ОУ по реализации программ информатизации учебного заведения и района в телеконференциях, организуемых в сети электронных коммуникаций системы образования;
д) функционирование электронной почты и высокоскоростного доступа к Internet:
- объединение компьютеров в кабинете информатики, компьютеров в администрации, библиотеке, бухгалтерии и в других подразделениях в общую локальную сеть ОУ;
- обеспечение работы сервера(ов) для размещения общих для ОУ баз данных, сопровождение и пополнение этих баз данных, создание новых банков и баз данных;
- оказание помощи педагогам и учащимся в региональных, российских учебных проектах, связанных с использованием информационных сетей и средств телекоммуникаций 
- проведение семинаров, тематических занятий и сеансов связи для участников сетевых проектов и телеконференций, аудио-видео сеансов и занятий;
- содействие педагогам и учащимся в поиске ресурсов и средств для подключения к информационным сетям;
е) проведение мероприятий по информационной безопасности:
- разработка приказов, распоряжений и инструкций, регламентирующих проведение в ОУ мероприятий по информационной безопасности сотрудников и учащихся;
- проведение контроля за выполнением мероприятий, связанных с защитой информации и недопущения несанкционированного доступа в информационную сеть ОУ.
Заключительный а) осуществление мониторинга посещаемости медиатеки, осуществление внешних связей;

б) распространение опыта на разных уровнях, повышается имидж ОУ.

Ожидаемые результаты Проекта:

  • Создание в ОУ медиацентра для школьников, педагогов и сотрудников ОУ будет способствовать модернизации библиотечной деятельности, развитию школьной библиотеки, формированию её позитивного образа, а запланированная целенаправленная деятельность сможет качественно изменить библиотечные услуги и ресурсы, расширить информационную среду библиотеки, возможности доступа читателей к информации.
  • Создание медиацентра будет способствовать формированию информационной культуры читателей, их самостоятельной активности, привлечению пользователей в библиотеку.

Предполагается, что опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позитивно повлияет на отношение местных органов власти к развитию и модернизации школьных библиотек.

Все это позволит создать медиацентр как целостную информационную систему в едином информационном пространстве образовательного учреждения. (Приложение № 3)

Читать еще:


Новые материалы:

Программа элективного курса "Города и горожане" :: Урок-презентация "Памятники природы Адыгеи" :: Бинарный урок в 8-м классе в рамках программы "Градоведение" к юбилею г. Братска "Братск: прошлое, настоящее, будущее" :: Урок "Person's Spiritual World" по теме "Hobbies" :: Урок с компьютерной поддержкой "Рельеф суши. Горы" :: Космос между нами ( The Space Between Us ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Каталог/Тумбы/Тумбы для обуви / HomeMe / Тумба для обуви Сплит вариант №1 (дуб кантерберри/дуб сонома) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD