Развитие библиотеки как информационно-обучающего центра : Организация школьной библиотеки

Развитие библиотеки как информационно-обучающего центра : Организация школьной библиотеки

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект ориентирован на создание компьютерного медиацентра для школьников.Медиацентр (от англ. media – посредник, носитель, средство) – это новое структурное подразделение библиотеки, в котором сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, аудио и видео материалы, CD, DVD, ресурсы Интернета) с соответствующей технологической базой, формами работы с пользователями.

Целью проекта является содействие формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества. Обеспечение ему свободного доступа ко всем видам знания (информации), необходимого для социального, профессионального и личностного становления; обучение навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с современными информационными технологиями; привитие культуры межличностного и межнационального общения путем использования исключительных возможностей медиа библиотек. Данная цель полностью согласуется с задачами Национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программой “Сохранение и развитие культуры в Российской Федерации”.

Сроки реализации проекта: 2014 г. – 2016 г.

Место реализации проекта МБОУ СОШ № 78 Калининского района города Новосибирска.

Объем и источники финансирования Проекта:  Прогнозируемый объем финансирования Проектасоставляет около 1 079 980 рублей.

Источники финансирования: местный бюджет, собственные средства, спонсоры.

Финансирование проекта откроет возможности для развития библиотеки как современного информационно-обучающего центра, отвечающего требованиям общества, позволит повысить качество предоставляемых  информационно-образовательных услуг, обеспечит максимальную доступность к электронным ресурсам, к ресурсам глобальной сети Интернет.

 Проект предполагает следующие виды работ

  • закупка в библиотеку базового комплекта новейшей литературы для детей (включая справочники и энциклопедии), комплектов информационных ресурсов на лицензионных электронных (CD-ROM и DVD) и аудиовизуальных носителях энциклопедического, справочного, образовательного, просветительского, познавательного профиля, а также детской киноклассики на видео и DVD, мировой музыкальной классики;
  • закупку в библиотеку и наладку базового комплекта технических средств и оборудования:
  • технического комплекса “Образование” (телевизор, видеомагнитофон с DVD, музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном),
  • комплекса “Информация” (2 компьютера с ЖК мониторами и устройствами воспроизведения и записи CD-ROM/DVD, устройство бесперебойного питания, лазерный принтер, модем, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение),
  • компьютерного комплекса “Творчество” (мультимедийный компьютер с ЖК монитором, устройство бесперебойного питания, копировальный аппарат, сканер, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение).
  • обеспечение доступа в Интернет, оплата канала связи и трафика;
  • проведение обучающей стажировки для заведующей библиотекой и руководителя медиацентра, посвященной концептуальным и практическим вопросам реализации проекта;
  • организацию виртуальной справочно-информационной службы детских библиотек “Спроси библиотекаря”;
  • организацию технической, организационной и методической поддержки проекта;
  • привлечение региональных, районных и местных властей к осуществлению ремонта библиотечного помещения, прежде всего, предназначенного для организации там медиацентра, приобретению библиотечного и выставочного оборудования, дальнейшей (по окончании проекта) оплате расходов по обеспечению доступа в Интернет, организации подписки на периодические издания, оказанию технической поддержки и пр.

Концепция проекта базируется на следующих положениях:

  • библиотека для детей и юношества – это универсальное полифункциональное информационное, культурное, образовательное, просветительское учреждение, выполняющее также воспитательные задачи. Это должно находить отражение в содержании фондов библиотеки, видах носителей (печатные, электронные, аудиовизуальные), формах работы, рассчитанных на детское и подростковое восприятие. В то же время в библиотеке могут быть специализированные фонды, отражающие наиболее актуальные для будущего развития ребенка направления, такие, как: экология, право, образование и профориентация, компьютерные технологии, искусство, краеведение;
  • школьная библиотека является своего рода “окном в мировое информационное пространство”. Наличие в библиотеке выхода в Интернет, компьютерные, аудио- и визуальные технологии добавляют к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения формирования у ребенка целостной картины мира. В информационно-образовательном медиацентре должны быть созданы технические и ресурсные комплексы “Образование”, “Информация”, “Творчество”;
  • именно библиотека является держателем информационных ресурсов в поддержку учебного процесса в школе, средних и высших учебных заведениях и местом, где учащиеся получают информацию для подготовки домашних заданий и обучаются навыкам работы с информацией;
  • именно библиотека призвана формировать навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов, противостоять функциональной неграмотности, которая все более и более проникает в нашу среду.

Описание ОУ

МБОУ СОШ № 78 имеет 55-летнюю историю. За этот период в ОУ сложились добрые традиции обучения и воспитания школьников. Сегодня в школе обучаются 682 учащихся. Педагогический коллектив 3 год работает по методической теме “Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС”. В декабре 2011 года школа успешно прошла процедуру государственной аккредитации. Учащиеся выпускных классов показали высокое качество знаний по итогам тестирования. В течение 5 лет все выпускники школы успешно сдают ЕГЭ.

С 2009 года школа является городской экспериментальной площадкой по теме “ Формирование культуросообразного пространства как среды для становления социально успешной личности”. С 2011 года ОУ принимает участие в региональном проекте “Внедрение модели управления качеством образования” в качестве пилотной площадки. В декабре 2013 года школа стала лауреатом конкурса “Сто лучших школ России” в номинации “Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования” и в номинации “Лидер в сфере патриотического воспитания”. Программа развития школы до 2020 года обозначила чёткие направления развития ОУ: гуманитаризация образования через углублённое изучение предметов гуманитарного цикла, введение второго иностранного языка, элективных курсов по мировой художественной культуре, риторике, праву и повышение статуса школы. Сегодня в школе открыты профильные классы и группы углублённого изучения русского языка и математики.

В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования: две театральные студии, КВН, студия ИЗО, три танцевальных коллектива, клуб знатоков, пресс-центр, литературная мастерская, кружки “Юный спасатель”, “Я – исследователь”, психологии, декоративно-прикладного творчества, электронный музей истории школы, научное общество учащихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призёрами районных и муниципальных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. Учителя школы принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах по обновлению содержания образования, практических семинарах, мастер-классах и конференциях.

Постановка проблемы

В условиях перехода от индивидуального к информационному обществу информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которым предстоит формировать новую информационную среду общества, самим жить и работать в этой новой среде. Поэтому выпускники нашего образовательного учреждения должны обладать следующими качествами:

  • Умением адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
  • Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных жизненных ситуаций.
  • Умением грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
  • Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях.
  • Умением самостоятельно работать над развитием собственной личности.

Проблемы:

  • Отсутствие информационной культуры участников образовательного процесса;
  • Отсутствие интегральной системы накопления, систематизации, хранения и доступа к информационным ресурсам.

Информатизация всех сторон жизни школы, активное внедрение в учебный процесс новых видов образовательных ресурсов определили актуальность создания школьного информационно-библиотечногомедиацентра.

Медиацентр должен стать информационным центром образовательной деятельности ОУ и обеспечить свободный доступ к различным видам информационных ресурсов всем участникам образовательного процесса.

Медиацентр должен стать структурным подразделением ОУ, где будут созданы условия для самостоятельной информационно-учебной деятельности учащихся, развивать у них потребности в повышении уровня своей информационной культуры; удовлетворять потребности учащихся в самообразовании.

Медиацентр  должен оперативно удовлетворять потребность педагогического коллектива ОУ в педагогической информации и оказывать помощь в повышении профессиональной квалификации с помощью традиционных средств и новых информационных технологий.

В состав медиацентра будут входить: библиотека (абонемент, читальный зал), медиакласс и медиатека.

Одним из условий модернизации российского общества является изменение информационной среды. В эпоху информационного общества чрезвычайно важную роль играет школьная библиотека. Именно она является гарантом свободного доступа школьников к информации. Усилия по модернизации школьной библиотеки необходимо наращивать, объединяя ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса. Накопленный реальный опыт показывает, что современно выглядящая школьная библиотека, оснащённая новой техникой, использующая новые информационно-коммуникационные технологии и ориентированная на обслуживание информационно-познавательных потребностей, становится центром притяжения для детей и юношества – в отличие от традиционной библиотеки, ориентированной, в основном, на культурно-массовую работу.

Современная библиотека для детей и юношества является надежным помощником и ресурсным центром для образовательного учреждения, выступает позитивной альтернативой социально вредным увлечениям (наркомании, алкоголизма, бродяжничества и т.д.).

Одновременно такая библиотека становится основным помощником школы и др. учебных заведений в организации внеклассной системы обучения, системы дополнительного образования детей, оказанию ресурсной поддержки учебному процессу.

Такая библиотека особенно важна для детей и подростков из неполных, многодетных и неблагополучных семей, для которых другие каналы доступа к информационным ресурсам и технологиям малодоступны.

(Приложение № 1)

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Федеральный уровень:

  • ФЗ “Об образовании в РФ”;
  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”;
  • Национальный проект “Образование”;
  • Федеральная целевая программа “Сохранение и развитие культуры в Российской Федерации”;
  • ФГОС НОО;
  • Приказ о введении ФГОС от 06.10.2009 № 373, п. 19.7;
  • СанПин 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.

Региональный и муниципальный уровень:

  • Постановление Администрации Новосибирской области от 28 августа 2009 г. № 326-па “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Создание многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на 2009-2015 годы”;
  • Распоряжение Администрации Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 97-ра “О повышении качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг на территории Новосибирской области”.

Школьный уровень:

  • Устав ОУ;
  • Программа развития ОУ на 2011-2020 годы;
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Цели и задачи проекта

Цель: создание медиацентра как целостной информационной системы в едином информационном пространстве образовательного учреждения.

Задачи: 

  • обеспечение материально-технических и кадровых условий для создания медиацентра; 
  • создание условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией, представленной в различном виде, всех участников образовательного процесса; 
  • создание и развитие фонда медиаресурсов; 
  • обеспечение свободного и оперативного доступа   к  внутренним и внешним медиаресурсам; 
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса; 
  • оперативное распространение актуальной информации; 
  • автоматизация работы библиотеки. (Приложение № 2)

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

ЭТАПЫ ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА
Подготовительный а) организационное обеспечение проекта:
- разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений ОУ по решению вопросов информатизации, 
- разработка рекомендаций в учебные планы ОУ по всем дисциплинам с учетом необходимости формирования элементов информационной культуры;
- организация в ОУ объединений дополнительного образования учащихся, использующих в своей деятельности элементы медиаобразования;
- обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно- методическими материалам, выдача рекомендаций по их применению для организации работы, существующим и вновь создаваемым структурным подразделениям, возникающим в процессе информатизации ОУ (библиотеки, медиатеки, поста электронной почты и пр.);
- организация и поддержка работы в ОУ медиатеки, библиотечного фонда, видеозала, поста электронной почты, подузла высокоскоростного доступа к Internet, оборудования локальной сети, минииздательского комплекса и средств для тиражирования печатных материалов;
- формирование медиакультуры педагогов ОУ;
б) методическое обеспечение:
- анализ текущей ситуации процесса информатизации ОУ, коррекция и мониторинг деятельности по этой проблеме;
- приобретение, создание и сопровождение учебно-методических и программных комплексов, включая учебные пособия для учащихся и учителей;
- выработка научно-обоснованных критериев оценки качества программно-методических средств для своего ОУ;
- подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;
- участие в разработке методических материалов по медиаобразованию, автоматизации делопроизводства, бухгалтерского учета и учета библиотечных фондов;
- постоянный мониторинг и экспертиза научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, регионе, России по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб ОУ;
- изучение существующего опыта и разработка плана своей работы, программы информатизации ОУ,
- внедрениемедиасредств в обучение всех возрастных групп школьников ОУ.
Основной а) техническое оснащение и обслуживание:
- решение проблем ремонта, сервисного обслуживания оборудования всех звеньев информационно-библиотечного медиацентра в учебном заведении;
- поиск ресурсов для оснащения ОУ аудио-видеотехникой, оргтехникой, компьютерами для включения в телекоммуникационную сеть, налаживания качественного учебного процесса и современного делопроизводства;
- создание единой, в рамках ОУ, системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей.
б) повышение квалификации сотрудников ОУ:
- организация и содействие подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников ОУ по вопросам внедрения новых информационных технологий, средств медиаобразования, приемов работы в глобальных информационных сетях;
- организация углубленной подготовки учителей информатики для администрирования локальной сетью ОУ;
в) программно-методическое обеспечение:
- содействие в приобретении программно-методического обеспечения для библиотеки (с помощью централизованного закупа и собственных средств);
- создание и поддержка в ОУ банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений районного и городского уровня;
- обоснование необходимости и подготовка к введению новых учебных предметов, ориентированных на профессиональное обучение школьников работе с современными информационными средствами;
- разработка недостающих фрагментов программного обеспечения для создания различных автоматизированных рабочих мест работников ОУ;
г) информационное обеспечение:
- подключение ОУ к глобальной сети Internet и к банку педагогической информации;
- обеспечение для ОУ доступа к банку педагогической информации на физических носителях (CD-дисках, флеш-накопителях, бумаге и т.д.);
- использование возможностей глобальных сетей для пропаганды возможностей и достижений своего ОУ в сфере информатизации;
- участие в работе секций информатизации городских педагогических конференций;
- регулярное участие в работе методического объединения учителей информатики и других объединений на уровне района и города, посвященных проблемам информатизации образования;
- освещение опыта работы ОУ по реализации программ информатизации учебного заведения и района в телеконференциях, организуемых в сети электронных коммуникаций системы образования;
д) функционирование электронной почты и высокоскоростного доступа к Internet:
- объединение компьютеров в кабинете информатики, компьютеров в администрации, библиотеке, бухгалтерии и в других подразделениях в общую локальную сеть ОУ;
- обеспечение работы сервера(ов) для размещения общих для ОУ баз данных, сопровождение и пополнение этих баз данных, создание новых банков и баз данных;
- оказание помощи педагогам и учащимся в региональных, российских учебных проектах, связанных с использованием информационных сетей и средств телекоммуникаций 
- проведение семинаров, тематических занятий и сеансов связи для участников сетевых проектов и телеконференций, аудио-видео сеансов и занятий;
- содействие педагогам и учащимся в поиске ресурсов и средств для подключения к информационным сетям;
е) проведение мероприятий по информационной безопасности:
- разработка приказов, распоряжений и инструкций, регламентирующих проведение в ОУ мероприятий по информационной безопасности сотрудников и учащихся;
- проведение контроля за выполнением мероприятий, связанных с защитой информации и недопущения несанкционированного доступа в информационную сеть ОУ.
Заключительный а) осуществление мониторинга посещаемости медиатеки, осуществление внешних связей;

б) распространение опыта на разных уровнях, повышается имидж ОУ.

Ожидаемые результаты Проекта:

  • Создание в ОУ медиацентра для школьников, педагогов и сотрудников ОУ будет способствовать модернизации библиотечной деятельности, развитию школьной библиотеки, формированию её позитивного образа, а запланированная целенаправленная деятельность сможет качественно изменить библиотечные услуги и ресурсы, расширить информационную среду библиотеки, возможности доступа читателей к информации.
  • Создание медиацентра будет способствовать формированию информационной культуры читателей, их самостоятельной активности, привлечению пользователей в библиотеку.

Предполагается, что опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позитивно повлияет на отношение местных органов власти к развитию и модернизации школьных библиотек.

Все это позволит создать медиацентр как целостную информационную систему в едином информационном пространстве образовательного учреждения. (Приложение № 3)

Читать еще:


Новые материалы:

Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России! :: Урок ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при переломах" (технология КСО) :: Познавательное занятие-игра "Осторожно, огонь!" :: Внеклассное предметное мероприятие по теме: "Красота и математика" :: Игра "Спасение математической галактики" :: Самокритика буржуазного пса ( Selbstkritik eines buergerlichen Hundes ), 2017 :: Столы/Кухонные столы/Деревянные столы / TetChair / Стол обеденный Макс (Max Brown) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD