Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В.В.Шкуратова "Нам жить и помнить" : Организация школьной библиотеки

Цели: познакомить учащихся с биографией нашего земляка-фронтовика, участника Сталинградской битвы В.В. Шкуратова, с его военной лирикой, способствовать формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою Малую Родину.

Задачи.

  • Воспитание толерантного сознания у детей через книгу.
  • Научить учащихся любить и ценить лирику писателя - земляка.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Предварительная подготовка: учащимся дано задание, прочитать книгу В.В. Шкуратова “Фронтовые были”.

Оформление.

  • Портрет В.В. Шкуратова.
  • Книжная выставка “Шёл вперёд солдат”.
  • Эпиграф: “О войне может написать только тот, кого, по крайней мере, несколько раз могли убить” К.Симонов “Солдатами не рождаются”.
  • Выдержки из стихотворений В.В. Шкуратова:
  • “Не грусти, мой читатель, не сетуй, что сегодня меня уже нет…”
  • “Нам в жизни помнить надлежит, что наши предки завещали…”

Ход мероприятия

Ведущий 1. От последних выстрелов Сталинградской битвы Великой Отечественной войны нас отделяет уже семь десятилетий – срок немалый, если соразмерить его с продолжительностью человеческой жизни. За это время в нашей стране выросли новые поколения людей, которых не коснулось военное лихолетье и вся жизнь их проходит “после войны”. Но не иссякает всеобщий интерес к событиям этой страшной войны 1941–1945 гг.

Ведущий 2. Сегодня мы с вами добрым словом вспомним нашего земляка, учителя-фронтовика Василия Васильевича Шкуратова.

Родился Василий Васильевич Шкуратов 15 марта 1920 года в селе Каран Братского района Иркутской области в крестьянской семье, детство было тяжёлое. В тридцатые годы были репрессированы дед Илларион Николаевич и отец Василий Шкуратовы. Василию пришлось жизнь свою начинать с “клеймом” сын “врага народа”. Матери Дарье Климентьевне пришлось одной поднимать на ноги 6 детей.

Ведущий 1. Десятилетний Вася вместе со своей мамой заготовлял дрова на зиму, помогал ей жать хлеба, косить и грести сено, а зимой вывозить его домой. Плёл для всей семьи лапти. С 13 лет стал работать в колхозе – пахал и боронил землю. Перед войной Василий Васильевич учился в Тулунском Учительском институте, но не окончил – был направлен районным отделом образования учителем Твиминской начальной школы.

Ведущий 2. В мае 1941 года он был призван в армию – строить аэродром в Сихотэ-Алинских горах. За лето сорок первого года, ценой неимоверных усилий двух тысяч солдат и многих тысяч заключённых, аэродром был построен. В феврале 1942 года красноармейцев – строителей передали во вновь формируемые подразделения 87-й стрелковой дивизии. Василий Шкуратов посвятил стихотворение солдатам 87-й дивизии.

Чтец: “Шире шаг!”

Впереди по ветру – флаг,
Блещет позолота.
- Шире шаг!
- Шире шаг!
Матушка – пехота!
Мирный труд нарушен наш
Злым фашистским гадом.
Сменим трактор, карандаш
На танки с автоматом.
За рекой в окопах – враг,
Предстоит работа.
- Шире шаг!
- Шире шаг!
Русская пехота!
Фриц открыл нам мести счёт,
Воздадим с лихвою.
Пусть пощады враг не ждёт,
Мы готовы к бою.
Перед нами степь, овраг,
Немец, мины, дзоты.
- Шире шаг!
- Шире шаг!
Парни первой роты!
Эй, товарищи-бойцы,
Наше дело правое,
Вспомним, как дрались отцы
Под Псковом и под Нарвою.
Отступает подлый враг
По степям, по болотам.
- Шире шаг!
- Шире шаг!
Дан приказ по ротам!

Ведущий 1. Дивизия формировалась в городе Спасске. В её рядах было много сибиряков и дальневосточников. Бойцом дивизии стал и двадцатидвухлетний Василий Шкуратов. Летом 1942 года дивизия прибыла на фронт и сходу выдвинулась навстречу немецко-фашистским войскам, рвавшимся к Сталинграду. Ожесточённые бои развернулись у самих стен Сталинграда. Враг захватил господствующие высоты, в том числе и Мамаев Курган, на южном склоне которого бился с врагом миномётчик Василий Шкуратов.

Чтец: отрывок из стихотворения “На Мамаевом Кургане”

На кургане мужества, отваги,
Где слава русская взметнулась в высоту.
Запечатлев красивый снимок на бумаге
Не можем мы в душе оставить пустоту.
Я помню твой рассказ о подвиге солдата,
Воспоминания солдат, как ты дарила кровь.
Ну, где ещё страна, что так богата
Дочерней к Родине любовью
И мужеству своих сынов.
Я помню сам, как здесь пробило каску,
Был авиации немецкой варварский налёт.
Раненья в голову, бинты, повязку
И нежные слова твои: “До свадьбы заживёт”.

Ведущий 2. 23 ноября 1942 года войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов окружили крупную группировку противника – 6-ю часть сил танковой армии – в составе 22 дивизий общей численностью 350 тысяч человек. Гитлеровские офицеры внушали своим солдатам, находившимся в “котле”, что к Сталинграду идёт помощь извне, поэтому не может быть и речи о капитуляции.

Чтец: “Под Сталинградом”

Закончен бой под Сталинградом.
Бежит за Дон разбитый фриц.
Умолкла злая канонада,
А вместе с ней немецкий “блиц”.
Не счесть убитых здесь фашистов.
Не будем плакаться по ним.
Как враг был зол!
Как был неистов!
Каким недугом одержим!
С какою манией величья
Их фюрер гнал полки на нас.
Исчезло к русским безразличье,
Когда настал расплаты час.
Куда девалась прусса спесь?
Что вопрошают эти взгляды?
Ваш “дранг нахт остен” кончен здесь,
Могилы ваши – вам награда.

Ведущий 1. Во вторую неделю декабря стало известно, что крупные силы группы армий “Дон” под командованием генерала – фельдмаршала Манштейна начали операцию по деблокированию окружённой группировки. Манштейн находился в 25-40 километрах от окружённых. Он прислал радиограмму штабу 6-й армии: “Держитесь! Идём на выручку!”. Как вспоминали гитлеровские генералы, “с быстротой молнии распространился, словно единый пароль, клич “Манштейн идёт”. Спасение казалось близким.

Чтец: “Помню”

Ночью, в метели, степями от Сала
Гнали фашистов за Маныч, за Дон.
Помню в дивизии нашей остались
Взвод и учебный её батальон.
Помню Ростов зимой в сорок третьем:
Улицы пусты, разбитый трамвай.
Помню, как взят, был “Сельмаш” на рассвете,
Как ночью дрались за ростовский Аксай.
Помню места, где друзей хоронили,
Долго толклись у сожжённых мостов,
Помню, как немцы Батайск разбомбили,
Помню, как дважды мы брали Ростов.
Годы стирают в сознании детали,
Ужасы прошлого смутны, как сны,
Помню Ростов в завороженном зале
И капсулу с прахом героев войны

Ведущий 2. Но путь Манштейну преградила 2-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского. 17 декабря 1942 года в её состав была введена 87-я стрелковая дивизия.

2-я гвардейская армия успешно отражала атаки противника. Враг вынужден был, прикрываясь сильными арьергардными частями, отступать к реке Аксай. В ночь на 28 декабря передовые отряды генерала Малиновского захватила переправы через Аксай. В центре тех событий находился старшина Василий Шкуратов.

Ведущий 1. Бывший комиссар дивизии Т.Н. Антонов писал в своих воспоминаниях: “Наводчик миномёта Василий Шкуратов сражался на реке Аксай, отражал яростные атаки армии Манштейна, пытавшегося соединиться с армией Паулюса. И не случайно в эти дни Сталинградской битвы он был награждён медалью “За боевые заслуги”, принят в партию коммунистов”.

Ведущий 2. Одна из самых почётных и дорогих наград Василия Васильевича Шкуратова – медаль “За оборону Сталинграда”. За проявленное мужество и отвагу в боях за освобождение Ростова Василий Васильевич был награждён орденом Красной Звезды.

Чтец: “Когда из юности…”

Когда из юности тревожной
Приходит к нам знакомый звук.
Ах, сколько мыслей всевозможных,
Ах, сколько с ним душевных мук.
Как будто я опять в тридцатых,
Как будто не было войны,
Как будто все наши ребята
В ту фею-Феню влюблены.
Я сам, забыв о Сталинграде,
Забыв о том, что брал Берлин,
Мечтаю, нет, не о награде:
Вернись, тулунский день один!
Нас юность скромности учила,
И мы, остались ей, верны:
Отчизне – жизнь, себе – могила,
Друзьям – любовь и все чины.

Ведущий 1. До Берлина дошёл Василий Шкуратов. Сам не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Ему повезло, он прошёл через войну и остался жить, может быть для того, чтобы вспоминать тех, кто шёл с ним рядом дорогами войны, мёрз в окопах, недосыпал, голодал, погибал на его глазах, навечно оставаясь в его памяти, чтобы через десятки лет снова ожить в воспоминаниях своего однополчанина.

Чтец: “Мне везло”

Я часто видел свою смерть
И даже спорил с ней, бывало.
Кому охота в двадцать умереть,
Когда душа любви ещё не знала.
Под Котлубанью к на в окоп
Она врывалась в бомбе с визгом,
Осколков рваных целый сноп
Мне прожужжал о смерти близкой.
Под Корольковым “Тигры” прут,
Мы против них в окопе с матом.
А смерть сама уж тут как тут
Меж нами ищет виноватых.
Под Поперечным “Мессершмитт”
Замёрзший грунт как плугом пашет,
А бороздою смерть бежит,
Зовёт к себе и страхом машет.
Бывало, пуля, как оса,
Оставит свист над ухом чутким.
Коснётся ль каски – дыбом волоса,
А смерть уж тут в мгновенье жутком.
Всё это было много раз,
Но как-то мне везло, ей богу!
Хоть часто падал носом в грязь,
Искал у матери-земли подмогу.

Ведущий 2. В декабре 1945 года В.В. Шкуратов демобилизовался из армии, а уже 3 января следующего года сдал экзамен по древнерусской литературе в Тулунском Учительском институте, который успешно окончил. В дальнейшем успешно окончил заочно исторический факультет Иркутского педагогического института.

Ведущий 1. Свыше сорока лет проработал на педагогическом поприще в Заларинском районе, в том числе двадцать лет директором трёх средних школ – Тагнинской, Тыретской, Заларинской. К работе относился исключительно ответственно и этого же добивался от подчинённых.

Чтец: “Учителю”

Звонок. Спешишь с журналом в класс,
Чуть задержался на пороге,
Перед тобою сорок глаз
И озорных, и очень строгих.
Твоя задача, как собрать
В единый фокус эти взгляды,
Что объяснить, как рассказать
О том, что в жизни крайне надо.
И если после твоих слов
И озорник с последней парты
К защите Родины готов
От новозванных бонапартов.
А лучший в классе ученик –
В науке будущий мыслитель,
Сам в дебри атома проник,
Считай, что ты почти учитель.

Ведущий 2. В школе и для учителей, и для учащихся он был большим авторитетом. Бывшая учительница Тыретской средней школы Валентина Петровна Иванова вспоминает: “Когда Василий Васильевич шёл по школьному коридору, ученики невольно подтягивались, уважительно смотрели на своего директора”.

Ведущий 1. В.В. Шкуратов был активным внештатным сотрудником газеты Заларинского района “Сельская новь”, публикуя на её страницах статьи и очерки по вопросам воспитания детей.

Выйдя в 1991 году на заслуженный отдых, Василий Васильевич издал четыре сборника своих стихов и книгу рассказов “Фронтовые были”, получившие высокую оценку от членов союза писателей России Р. Филлипова, Е. Суворова.

Ведущий 2. Ребята! Вы познакомились с книгой В. Шкуратова “Фронтовые были”. Сейчас поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. (Учащиеся рассказывают о наиболее понравившихся эпизодах.)

Ведущий 1. В 1995 году Василий Васильевич снова ходил по местам былых боёв, был на Мамаевом Кургане. Спустя более полувека память не отпускала события тех героических лет, в сердце родились стихи.

Чтец:

Иду по улицам, волнуясь.
Смотрю на скверы и дома.
Здесь нашу фронтовую юность
Не раз встречала смерть сама.
Из чужеземного металла
Она свистала – что там бич!
Не раз нас с нею разделяло
Где полстены, а где кирпич.
Прекрасен вновь на Волге город.
Он из руин и пепла встал,
Не от того ль, что был я молод
И стены грудью защищал.

Ведущий 2. 6 октября 2003 года ушёл из жизни редкой души человек Василий Васильевич Шкуратов. Мы знали, что годы преклонные, а время неумолимо, а всё равно известие о его смерти прозвучало, как гром среди ясного неба… Ведь он всегда был такой активный, живой, эмоциональный.

Минута молчания

Чтец: “Не грусти” В. Шкуратов

Не грусти, мой читатель, не сетуй,
Что сегодня меня уже нет,
Что не стал настоящим поэтом,
На Парнас затерялся мой след.
Мне остались неведомы дали,
Что поэтов к себе так влекут.
Мои мысли туда не слетали,
Не осилил заветный маршрут.
Потому меня манят дороги,
Но недолог остался их путь,
Уже слышно, как катятся дроги,
Чтоб ко мне на могилу свернуть.
Когда ветры, набравшие силу,
Будут стройные ели качать,
Ты ко мне приходи на могилу
О несбывшемся счастье мечтать.
2000 год.

Ведущий 1. Уход таких людей – это огромная потеря не только для нашего района или области, а и для общества в целом.

Ведущий 2. Ваша правдивость, неравнодушие ко всему происходящему в жизни, глубокая порядочность всегда будут примером для нас, Василий Васильевич. А светлый образ дорогого, отзывчивого человека навсегда останется в наших сердцах и душах.

Чтец: Галина Сакович, учитель-ветеран.

Ушёл из жизни наш Учитель,
Наш коллега –
Остановилось сердце навсегда.
Все мы скорбим и до конца не верим:
Его не будет с нами никогда.
Нам казалось, жить он будет вечно
И стихи проникновенные писать,
Он умел так чутко, человечно
Обо всём сказать и написать.
Но жизнь прошла совсем недаром –
Дети и внуки продолжат дела.
Василий Васильевич! Вас мы не забудем,
Вы с нами в памяти останетесь всегда!

Спасибо за внимание

Список литературы

  1. “Сельская новь”, 2003. Октябрь.
  2. Хафизов Р.З. Доблесть учителя (1941–1945). Иркутск, 2005. -110 с.
  3. Шкуратов В.В. Нам жить и помнить. Сб. стихов. Иркутск: Редакционно-издательский отдел ГП “Облинформпечать”, 1994. -96 с.
  4. Шкуратов В.В. Фронтовые были. Ангарск, 2002. -240 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" :: "Животный мир России". 8-й класс :: Урок географии «Земля – мать родная» :: Урок географии "Путешествие по литосфере". 6-й класс :: Диалоги о Шукшине :: Британцы идут! ( The Brits Are Coming ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Тумбы/Тумбы с зеркалом / Roca / Тумба комбинированная Roca The Gap 70 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD