Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья" : Литература

На доске

Евгений Иванович Замятин

(1884 – 1937гг.)

Роман “Мы”

Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика.

Е. Замятин.

Еретик – нечто противоречащий общепринятому мнению, пониманию.

Утопия – вымышленная картина идеального жизненного уклада (устройства).

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

Ход урока

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией писателя;
  • разобраться в проблематике романа, попытаться определить модель “счастливого” государственного устройства, проследить взаимоотношения человека и власти, увидеть роль государственной идеологии в создании идеального общества.

1. Знакомство с биографией писателя (презентация выполнена ученицей См. приложение №1). – выступление учащихся.

После выступления детей – учитель:

Замятин не встал в ряды политической оппозиции, но он спорил с большевизмом, как честный русский писатель, который не мог не замечать странного “сегодня”, даже искренне веря в прекрасное “завтра”. В статье “О сегодняшнем и современном” он писал: “Правды - вот чего в первую голову не хватает сегодняшней литературе… Оттого в большинстве литература не выполняет даже самой примитивной, заданной ей историей задачи: увидеть нашу удивительную, неповторимую эпоху – со всем, что в ней есть отвратительного и прекрасного, записать эту эпоху такой, какая она есть”.

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия. (обращаемся к записи на доске “утопия”). Основоположником считается английский гуманист, автор книги “Утопия” Т. Мор. Последователями этого жанра были Кампанелла “Город Солнца”, Бэкон “Новая Атлантида”.

Центральной идеей утопии стала идея всеобщего равенства. Равные права и равные обязанности сограждан делают каждого из них счастливым. Сами обитатели этих удивительных стран, как правило, на редкость одинаковы и начисто лишены индивидуальности. Писатели – утописты в качестве идеала вывели сообщество одинаковых людей.

В литературе XX в. возникают антиутопические тенденции, которые отражают тревогу писателей-гуманистов, по поводу тех опасных, пагубных последствий, связанных с построением общества будущего.

Вопрос: Против каких явлений выступают авторы антиутопий. Задание: Прочитать в учебнике стр.404, - 2 абзац (Учебник “Русская литература XX в.” под ред. В.В.Агеносова., М.: - Дрофа)- выписать тезисы, определяющие принципы, на которых строится жанр романа – антиутопии.

(тезисы: - мир идеален, рационалистически выверен;

- главное человек, который живет в идеальном обществе;

- герой-повествователь – гражданин “идеальной страны”;

- в герое могут пробуждаться человеческие чувства, несовместимые с породившей его системой;

- возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом;

- события происходят в ограниченном пространстве

(изолированном), утопия-город, утопия-сад.)

Вопрос: А что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”? (Ответ: Далекое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим “математическим безошибочным счастьем”).

Вопрос: Как устроено “счастливое” общество будущего? Какова модель этого идеального общества?(Ответ: ученика с презентацией. См. приложение №2).

Работа по группам (Домашнее задание было получено на предыдущем уроке)

- 1 группа: Как разрешаются материальные проблемы общества (еда, кров, одежда, работа);

- 2 группа: Разрешение духовно-нравственных проблем (любовь, семья, дети, ценность человеческой жизни);

-3 группа: Стабильность государственного устройства (роль Благодетеля, института Хранителей).

- 4 группа: Идеология Единого Государства. Как осуществляется в Едином Государстве идеологическое воздействие на Нумеров, чтобы они ощутили себя “счастливейшим среднеарифметическим”?

Группа раскрывает вопрос, все конспектируют.

Итог урока: учитель – “Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”. Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.

В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

Вопрос: Как вы думаете, мир Единого государства нашел отражение в жизни, истории России?

Закончить урок хочется словами Н.А. Бердяева: “Я положил в основании философии не бытие, а свободу…”

Домашнее задание: Ну, как думаете вы – возможно ли “Счастье без свободы – или свобода без счастья”? Напишите ответ – рассуждение.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии по теме "История развития земной коры". 8-й класс :: «Климатические пояса Земли. География материков и океанов». 7-й класс :: Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы" :: "История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов :: Игровая деятельность в обучении :: Убить за лайк ( Tragedy Girls ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные кресла/Детская мебель/Компьютерные кресла / Mealux / Детское компьютерное кресло Mealux ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD