Литературный анализ поэтических произведений (на примере стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Край любимый!..") : Литература
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Литературный анализ поэтических произведений (на примере стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Край любимый!..") : Литература

Цели:

  • пробудить у учащихся интерес к Родине и показать, что тема России – основная в поэзии Блока и Есенина;
  • дифференцированный подход к обучению учащихся,
  • исследовательский характер заданий должен создать на уроке атмосферу творческой работы учащихся,
  • формировать навыки интерпретации поэтических текстов;
  • провести на уроке работу по речевому этикету; усваивание формы вежливости при беседе; воспитывать любовь к поэзии Блока и Есенина.

Тип урока – литературный анализ поэтических произведений.

Оборудование

  • иллюстрации о жизни и творчестве поэтов.
  • выставка книг.
  • творческая работа с использованием компьютерных технологий.
  • тексты стихотворений.
  • рисунки детей о природе.
  • кроссворд учащегося.

Оформление доски:

  • тема урока
  • эпиграф урока:

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель…

А. А. Блок, 1908 год

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.

С. А. Есенин

Ход урока

1. Вхождение в контакт с учащимися.

2. Объявление темы, целей урока.

3. Вступительное слово учителя.

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Тема России является центральной в творчестве А. Блока и творчестве С. Есенина.

Когда на одном из выступлений Блока попросили прочитать стихи о России, он ответил “Это все о России”.

- Эпиграф читает учитель:

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель…

А. А. Блок, 1908 год

- Слово учителя.

Ведущая тема творчества Есенина – любовь к России: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла”. В стихах Есенина звучит не только признание поэта в любви к Родине, но и “выражается вера в человека, в его будущие великие дела”.

- Эпиграф к поэзии Есенина:

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.

С. А. Есенин

- Слово учителя.

Два голоса (Блок и Есенин) сливаются в любовь сложную и беспредельную.

4. Проверка домашнего задания (домашнее задание было дифференцированным).

Оценка “5” (творческая работа (кроссворд, или сочинить стихотворение о Родине, или нарисовать картину о Родине); литературный анализ стихотворения Блока или Есенина; стихотворение выучить наизусть ).

Оценка “4” (Литературный анализ стихотворения Блока и Есенина; стихотворение это выучить наизусть. )

Оценка “3” (Выучить наизусть стихотворение Блока или Есенина о России. )

Дети слушают и заполняют таблицу:

Название Названия стихотворений Ключевые слова
   

5. Защита реферата “Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина”.

6. Практикум.

Литературный анализ стихов “Россия” А. Блока и “Край любимый!. . ” С. Есенина.

Дифференциация заданий:

“5” (Тестирование(9 вопросов (вопросы записаны на доске)); литературный анализ стихотворения А. А. Блока “Россия” по вопросам. )

“4” (Ответить на все вопросы по стихотворению С. А. Есенина “Край любимый!. . ”)

“3” (Ответить хотя бы на 5-6 вопросов стихотворения С. А. Есенина “Край любимый!. . ”)

7. Ученица читает наизусть свое собственное стихотворение о Родине.

8. Звучит музыка Струве на стихи А. Блока “Угасает тихий ветер” и музыка Свиридова на стихи С. Есенина “ О, Родина …”.

9. Заключительное слово учителя:

Александр Александрович Блок и Сергей Александрович Есенин. Много общего: их сблизила Россия - она у них одна. “Часовни у дороги и поминальные кресты”- “родное и близкое” С. Есенина, его Русь- малиновое поле. Это сразу понял Блок, прочитав стихи Есенина. “Трудно заглядывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные…”.

“Такие мы с Вами разные”- это о разных социальных и культурных истоках, питавших творчество. “Такие мы с Вами разные”- то есть истинные, настоящие (не талант и поклонник, а талант и талант!).

Вопросы для практикума №6:

1. Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотою тайна,
И в тайне - ты почиешь,________

2. Так - я узнал в моей дремоте
Страны ___________ нищету,
И. в лоскутах её лохмотий
Души скрывая наготу.

3. В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты- право, пьяное чудовище!
Я знаю:__________ в вине.

4. Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха- ______ нет!

5. Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос_____ пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

6. Ой ты, _____, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

7. Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность ____ деревень.

8. Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на ___________ коне.

9. Ничего,_________! Успокойся.
Это только тягостная бредь
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Стихотворение “Россия”

Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Обрывных берегов.

О сколько слёз и крови
В себя впитала ты.
Но всё ж не потеряла
Безумной красоты.

В твоих полях безбрежных
Утонет томный взгляд.
И ты всё также нежна
Как много лет назад.

И красоту берёзы
Не променяешь ты
На красоту лишь малой
Искусственной мечты.

И зимние морозы, и утренние грозы –
Всё это так присуще и свойственно тебе.
Но с неба к нам на землю так часто льются слёзы
О тех великих людях, погибших на войне.

Они в бою за Родину отдали свои жизни,
Они за нас боролись, не покладая сил.
Давайте ж поклонимся той раненой отчизне
И вспомним тех, кто у врага пощады не просил.

Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Великих мастеров.

Пешехонова Ирина, 11 класс.

Ответы для практикума №6.

1. Блок “Русь”. (Русь)

2. Блок “Русь”. (родимый)

3. Блок “Незнакомка”. (истина)

4. Блок “О, весна без конца и без краю”. (позорного)

5. Блок “Осенняя воля”. (Руси)

6. Есенин “Русь”. (Русь)

7. Есенин “Мелколесье. Степь и дали…” (русских)

8. Есенин “Не жалею, не зову, не плачу…” (розовом)

9. Есенин “Письмо матери”. (родная)

Материал для слабых учеников.

Скирды – большой, обычно продолговатый стог сена (соломы) или сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

Лонный – вольный. Свежий воздух.

Зеленя – всходы хлебов.

Резеда – травянистое растение с конусообразными соцветиями.

Кашка – клевер, а также шаровидное соцветие.

Курит – выделяет дымок.

Кроссворд учащегося:

Вопросы по горизонтали:

2. Какое дерево прославляется в поэзии Есенина?

3. Назовите автора следующих слов:

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моём творчестве.

4. Какой цвет преобладает в поэзии Есенина?

6. Какой город является колыбелью поэзии Есенина?

7. Изображение Прекрасной Дамы у Блока сходно с изображением очень известной женщины. Назовите её.

9. Из какого стихотворения следующие строки:

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого Бога страстно верил,

Какую девушку любил.

10. Какое чувство слышится в произведениях русских поэтов?

Назовите его.

13. Вставьте пропущенное слово в строки из стихотворения Р. Ермаковой

“Русь Есенинская”, поэтессы нашего края.

Гой ты Русь моя ____________,

Пусть веселья снится сон!

16. Печальное душевное состояние русского народа.

17. Как Некрасов называет русский народ?

19. Синоним слова родина.

Вопросы по вертикали:

1. Блок говорил : “Этой теме … я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…”

5. Название известного стихотворения А. А. Блока.

8. Угадайте стихотворение по строкам:

Доколе матери тужить

Доколе коршуну кружить

Каким словом, очень родным и близким, называют поэты Родину?

Как называет Есенин своё родное место?

14. Вставьте пропущенное слово в строчку из стихотворения Есенина:

Ты жива ещё, моя ______________

Как Некрасов называет сердце народное?

Какое стихотворение Некрасова стало песней?

Презентация

Читать еще:

Новые материалы:

Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В :: Открытое занятие "Будем помнить всегда", посвященное 65-летию Великой Победы :: Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Есть на свете городок…" :: Ориентировка в пространстве как начальный этап обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата :: Карта при изучении страноведческого материала на уроке немецкого языка :: По ту сторону надежды ( Toivon tuolla puolen ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru