Любовная лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета «…Безумная душа поэта еще любить осуждена…» : Литература

Любовная лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета «…Безумная душа поэта еще любить осуждена…» : Литература

Цели урока:

  • Познакомить  учащихся  с любовной лирикой  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский»  циклы).
  • Показать   своеобразие  стиля каждого автора.
  • Углубить  представления   о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.

ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА

Учитель  читает  эпиграф (на  мультимедийной  доске представлена презентация  урока).

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы  на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…

Учитель: Эти слова  принадлежат  Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви двух великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Что же это такое  любовь? По мнению  А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор  не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос  искали и продолжают искать  философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять  это чувство.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог  бы до конца  его понять?
Всегда во всем  старо ты  или ново,
Томленье  духа ты иль благодать?
Невозвратимая  себе утрата
Иль обогащенье без конца?

Горячий  день, какому  нет заката
Иль ночь, опустошившая  сердца?
А может  быть, ты лишь напоминанье
О том, что  всех нас неизбежно  ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный  мировой круговорот?

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером такого чувства является любовь Петрарки к Лауре. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.
«Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и  до  старости – были женщины и отношения с ними.
Истории  любви…

История  первая. Музы Ф.И.Тютчева

«Я помню время золотое…»

Учитель: Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Учитель: О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их  отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.

Чтение стихотворения (А. Хортик):

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.

Учитель:  Тютчев был  настолько очарован  своей юной избранницей, что  стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства  к Тютчеву, дала согласие на брак  с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в  Мюнхене, надеясь на то, что  Амалия одумается, сможет уговорить родителей  переменить решение. Но, к сожалению, все  было напрасно.

Учитель: И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного  из самых прекрасных его стихотворений, которое  стало известным  во всем мире романсом.

Исполнение романса:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени  порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

«Твой милый образ, незабвенный…»

Учитель: Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.
В 1826 году  Тютчев женился  на вдове русского дипломата  Эмилии Элеоноре Петерсон.
«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»

Чтение стихотворения (В. Чикина):

Еще томлюсь  тоской желаний,
Еще  стремлюсь  к тебе  душой –
И  в сумраке воспоминаний
Еще ловлю  я образ  твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, –
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая  1838 года  Тютчев получает известие  о гибели  у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало  его семейство. После нервного и физического  потрясения, в жесточайших страданиях умирает  жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».

Ученик (Новиков  Артем): Из письма В.А.Жуковскому: «Есть ужасные  годины  в существовании человеческом… пережить все, чем  мы жили – жили  в продолжение  целых двенадцати лет… Что  обыкновеннее  этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки  жить. Есть слова, которые  мы  всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг  поймем… и в одном  слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится».

Учитель: Поэт долго не может забыть свою  Элеонору, все вспоминает о ней.

Чтение стихотворения «Я  очи знал…» (О. Плотникова):

Элеоноре  Петерсон (Тютчевой):

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце  изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам  не смешны –
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди  благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше  мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило – благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Учитель: После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Учитель: Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

Чтение  стихотворения (Г. Мартысь):

Эрнестине Дернберг

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..

Учитель: Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью « в бездну страданий, в море печали» .
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная  Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

Учитель: Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

Чтение стихотворения (Ф. Меметова):

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Учитель: Что можно в этом изменить, что исправить, было   слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви  только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено».

Учитель: Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось  его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.  «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.

Чтение  стихотворения (А. Магалов):

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

Учитель: В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения (Д.Шабельникова):

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Учитель: В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».

Чтение стихотворения (Ю. Мирошникова):

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться  к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому  еще  не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце  на клочки  не разорвалось…

Учитель: Смерть   Е.А. Денисьевой  вызвала в поэте  взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Чтение  стихотворения (А.Новиков):

Вот бреду я  вдоль  большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Учитель: Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

История  вторая. Музы А.А.Фета

Учитель: А.А. Фет  так же, как и Тютчев воспевает  это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее  людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека.  Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении  «Шепот, робкое дыханье..»  мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано  состояние упоения счастьем.

Чтение стихотворения (Д. Иутина):

Шепот сердца, робкое  дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках  пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И  лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: О Марии Лазич: В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о  ней.
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта –  это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.

Чтение стихотворения (А. Грачева):

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением  мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем  избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был  рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, –
Как не цвести  всевидящему маю
При отблеске  родном твоих очей!
Очей  тех нет – и  мне не страшны  гробы,
Завидно  мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

Учитель: Любовь Фета – это  костер, как и поэзия – пламя, в котором  сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым  он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он  пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант. Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Чтение стихотворения:

Долго снились мне вопли рыданий твоих, —
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Учитель: Фет долгое время был одинок, и лишь  в 1857 г. женился на дочери богатейшего московского чаеторговца и в то же время сестре его литературного единомышленника и почитателя В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной. О том, что это был брак отнюдь не по сердечному влечению, красноречиво свидетельствует рассказ брата Л. Н. Толстого, Сергея Николаевича. Как-то, когда он был нездоров, Фет пришел навестить его; "они дружески разговорились, и Сергей Николаевич, будучи всегда очень откровенен и искренен, вдруг спросил его: "Афанасий Афанасьевич, зачем вы женились на Марии Петровне?" Фет покраснел, низко поклонился и молча ушел. Сергей Николаевич с ужасом впоследствии рассказывал об этом".
Однажды, находясь в гостях  в усадьбе Л.Н.Толстого,  Фет встретил М.А.Кузминскую. Ее прекрасный голос  очаровал поэта, после этой встречи появилось стихотворение «Сияла ночь…», ставшее романсом.
Фет писал, что по-настоящему любил два раза. Г. П. Блок выдвигает гипотезу, что второй любовью, относящейся уже к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская, подруга Лазич.
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом.

Исполнение романса.

Учитель: Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив  творчества, источник вдохновения и обогащения  души, способ связи  с миром, со всем живым.
Любовь  поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах  чувство получает  вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками  сердца», облегчающимися  только  в момент творчества.
Тема любви наиболее широко отражена в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром, но и и особым талантом поэта.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви  все возрасты покорны".
Любовь  – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души   и понять взгляды поэта.
«Любовь  – бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – « сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть  трагедией. Величайшей трагедией в мире!..» – говорил генерал Аносов  в «Гранатовом браслете».
И сейчас,  через века, мы  читаем прекрасные стихотворения  Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, восторгаемся  силой их любовного чувства. Их романсы звучат  и по сей день. Послушайте романс «Я встретил Вас и все былое…»  в современной интерпретации.

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

Вот бреду я  вдоль  большой дороги
В тихом свете гаснущего дня..
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Домашнее задание:

  1. Используя сведения  о поэтике и биографической основе  циклов Ф.И.Тютчева  и  А.А. Фета, полученные на уроке  и  самостоятельно, доказать, что  выбранные стихотворения  принадлежат именно  этому автору и входят  именно в этот цикл.
  2. Докажите правильность своего выбора.
  3. Определите, какая из «Историй  любви» отображена в рассматривавшемся вами цикле.

Приложение 1 (Стихотворения)

Приложение 2 (Презентация)

Приложение 3 (Музыка к открытому уроку)

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Если в сердце живет любовь" :: Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Аптечка, огнетушитель... и светоотражающий жилет! :: Логические упражнения на уроках математики во 2-м и 3-м классах (1—4) :: Последствия ( Aftermath ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Люмьеры! ( Lumière! ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD