Живописное наследие М.Ю. Лермонтова : Литература

Живописное наследие М.Ю. Лермонтова : Литература

Лермонтов… Из поколения в поколение личность этого человека, этот образ, это несочетание качеств характера, этот бездонный океан чувств, это соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности исследуется нами, но так и остается  до конца нераскрытым. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Великая человечность, пластичность образов, многоплановое и многоаспектное творчество, способность «перевоплощаться» – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого.

М.Ю. Лермонтов – один из непревзойденных гениев. Его талант повлиял на развитие не только литературы, но и отразился в других видах искусства. Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но талантом художника. И если бы он занимался живописью и графикой более серьезно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером.

Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображен в возрасте 4–5 лет с мелком в правой руке.

А.П. Шан-Гирей вспоминает о детских годах поэта: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины…»

Первые уроки рисования Лермонтову давал  художник А.С. Соловицкий, преподаватель Московского пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П.Е. Заболотским дали свои результаты.

Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника, живописца и графика оказал Рембрандт. Его влияние отчетливо проступает в юношеских работах (акварельных портретах), особенно в приеме светотеневых контрастов. Другую грань таланта Лермонтова-художника отмечала Е.П. Растопчина: «Главная его прелесть заключалась в описании местности; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта живописцем».

Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии.

Дарование Лермонтова-живописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи. Известно, что только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на кавказские темы. К сожалению, эти рисунки и картины сохранились лишь частично. Впечатления от Кавказа так сильны, так глубоки, что с этими местами  трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. По наброскам была написана картина « Крестовая гора», одна из лучших работ Лермонтова. Поэт подарил картину своему лучшему другу, писателю В.Ф. Одоевскому. В 1966 году из Финляндии она привезена в Советский Союз. С 1971 года картина хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Суров и поэтичен горный пейзаж, изображенный на картине.

Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейших изображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его «душу».
« С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…», – так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому о своих вынужденных поездках по Кавказу.

Талант Лермонтова-художника многогранен. По своей тематике и жанровым признакам его работы могут быть разбиты на несколько групп:

  • военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах);
  • пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков);
  • портреты (акварельные портреты составляют целую сюиту, на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок, большая часть которых до сих пор не определена);
  • карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);
  • жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);  
  • наброски и  рисунки, не имеющие определенного сюжета, – обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из этих рисунков маленькими шедеврами;
  • иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова. Среди них – несколько автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и «Сашки».

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» <1837>).
Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838).

Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в  альбоме, принадлежавшем М.А. Шан-Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке, протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез».

Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это, прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь.

В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта. Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834).

Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только волновали его, но и рождали новые поэтические образы.

В последние месяцы своей жизни в Пятигорске Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки того времени пропали.

За свою недолгую и такую беспокойную жизнь Лермонтов создал большое количество живописных и графических работ. Рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники его жизни. Где бы он ни был, в какие бы обстоятельства не ставила его судьба, он открывал миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального художника.

Читать еще:


Новые материалы:

Производная и её применение (с использованием технологии разноуровневого обучения) :: "Наглядная геометрия". 7-й класс. Обобщающий урок :: Решение логических задач в 7-м классе :: Урок математики, 5-й класс. Тема: "Проценты" :: Открытый урок по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему: "Выразительные возможности лексики" :: Мир Юрского периода 2 ( Jurassic World: Fallen Kingdom ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Барбадожкины истории, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD