"Любимых детских книг творец…" : Литература

Презентация

Чтец:

Когда несется звук фанфар,
И флаг на мачте ждет подъема,
Нам вспоминается Гайдар,
Мы слышим шаг его знакомый.

Чтец:

“Обыкновенная биография в необыкновенное время”, - так определял свою жизнь сам Гайдар. Действительно, он жил в особенное время, и судьба его тоже была необычайной. Он родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии, но своим родным городом Гайдар считал Арзамас.

Гайдар:

“Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. Через город, мимо садов, тянулись зацветшие пруды… Город был похож на монастырь: стояло в нем около 30 церквей да 4 монашеских обители”.

Чтец:

Отец, Петр Исидорович Голиков, окончил Курскую учительскую семинарию. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, после гимназии учительствовала в младших классах. Во Льгове Голиковы преподавали в школе при сахарном заводе. После 1908 года семья поселилась в Арзамасе. Отец стал работать контролером акцизного ведомства, а мать – в больнице. Осенью 1914 года Аркадий поступил в 1 класс Арзамасского реального училища.

Гайдар:

“Отца забрали в солдаты. Через месяц я, 10-летний мальчишка, сбежал к отцу на фронт. Но меня задержали на станции Кудьма”.

Чтец:

В одном из ранних стихотворений он говорил о необходимости помнить гражданскую войну:

Еще и еще раз в эти метельные дни
Надо помнить о том, что прошло.
Как в пурге пулеметной трехдюймовок огни
Зажигались светло.
… И в патронах вместо свинца
Был заряд огневого задора,
И глаза солдат в обоймах лица
Зажигались огнями, как порох.

Чтец:

Поведение детей в семье Голиковых регулировалось немногими, но беспрекословными правилами. Аркадию и сестрам была предоставлена достаточно большая свобода. Однажды Аркадий смастерил себе рогатку, нечаянно разбил стекло в чужом доме и поспешил скрыться. Однако Наталья Аркадьевна объяснила ему, что сильный и смелый человек в таких случаях не убегает, не прячется за спины других, а сознается в поступке или ошибке сам. И взяла с него слово: что бы ни случилось, сознаваться. Друзья детства свидетельствуют: обещание Аркадий выполнял твердо. Он воспитывал в себе честность, мужество и волю. Иногда, выручая товарищей, Аркадий даже брал на себя чужую вину.

Чтец:

1917 год. Тихий Арзамас зажил бурной политической жизнью. Аркадий распространяет листовки, ведет дневник.

Гайдар:

11 сентября 1917 года. Общая молитва отменена. Запись уроков в балльнике необязательна.

5 ноября 1917 года. Был на съезде крестьянских депутатов.

15 февраля 1918 года. Меня ранили ножом в грудь на перекрестке. Был в Совете.

Чтец:

Читая дневники и письма замечательного человека, мы получаем редкую возможность постигать, как, каким образом он стал тем, кем стал. И всегда ли, во все ли часы и минуты своей жизни он был таким, каким мы узнали его по его книгам.

Гайдар:

“Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную Армию. Я был на фронтах: петлюровском, польском, кавказском… близ границы Монголии… Вышло так, что 14 с половиной лет я уже командовал 6-ой ротой 2-го полка бригады курсантов на Петлюровском фронте. А в 17 лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом, - это на антоновщине”.

Чтец:

Земля моя, родимая, святая!
Любовь моя, отчизна золотая!
Вновь нападенье? Вражеский разбой?
Родная, слышим! Мы идем на бой!

Чтец:

6 декабря 1919 года во время атаки возле деревни Улла в Белоруссии взрыв снаряда вышиб Голикова из седла. Когда Аркадия подобрали, то выяснилось, что он ранен в ногу и контужен в голову. После лечения и окончания Высшей стрелковой школы в Москве он получает назначение в Воронеж. В полку, который ему доверен, 4953 человека. И он – самый молодой.

Чтец:

И юности тугие жилы,
И ощущенье гроз в себе…
Стократ свою умножишь силу,
Бойцом участвуя в борьбе!

Гайдар:

“В начале 1922 года я получил новое назначение – в Сибирь, в далекую Хакасию. Там, в Ачинско-Минусинском районе, действовали банды атамана Ивана Соловьева. О Соловьеве шептали: “Все видит. Все слышит. И пуля его не берет. Узнав о моем приезде, Соловьев начал не с боя, не с налета. “Аркадий Петрович, - написал он мне, - приезжай погостить. С честью встречу – с честью провожу”. И такое послание было не единственное. Наш поединок прежде всего был психологическим”.

Сценка

Действующие лица:

Аграфена Александровна Кожуховская, квартирная хозяйка Гайдара

Гайдар

2 бойца

Терпей, пастух-хакас

(Сидят за столом бойцы с Гайдаром, едят. Слышится собачий лай. Входит Терпей. )

Боец:

Какие новости, Терпей?

Терпей:

Хайдар Голиков, бандиты стреляли в табунщика. Ускакали в тайгу.

Гайдар:

Всюду чудится мне Соловьев. Ни разу в лицо его не видел, а все он перед глазами. Увидеть и поймать Ваньку – другой мечты не имею.

Кожуховская:

В соседнем аале сожгли дома и покосы, захватили хлебный обоз, зверствуют.

Боец:

Которую неделю выслеживаем, преследуем, а результатов нет. У Соловьева хорошая разведка. На него даже дети-хакасы работают, поэтому он и знает каждый наш шаг. Вот и Настю, нашу разведчицу, схватили, пытали.

Гайдар:

Да, благодаря Насте Кукарцевой мы разгромили несколько баз Соловьева. Жаль Настю: ей было всего лишь 16 лет…

Боец:

Никого не щадит, бандит. Терпей, запрягай Чалого. В аалсовет поскачем.

Чтец:

Нелегко было отряду Голикова гоняться по степи и горам за бандитами, чтобы их уничтожить. И когда уже банда Соловьева была в основном разбита и требовалось последнее усилие – последний бой, - чтобы взять атамана живьем, Голиков заболел. Могучий организм 18-летнего начальника не выдержал перегрузок. С 1 ноября 1924 года Аркадий Петрович увольняется в бессрочный отпуск.

Чтец:

В Хакасии Голиков начал первую свою повесть “В дни поражений и побед”. Труд литератора стал его новой профессией. Жители Хакасии называли его “гайдар Голиков”, что означает “начальник Голиков”. “Гайдар” с монгольского – “всадник, скачущий впереди”. Это и стало литературным псевдонимом будущего писателя.

Чтец:

Сибирь навсегда осталась в сердце Гайдара-Голикова. В повести “Чук и Гек” читатель совершает чудесное путешествие из Москвы в далекую сибирскую тайгу. Гайдар начинает этот светлый, как жемчужина, рассказ, как обычно начинается сказка: “Жил человек в лесу возле Синих гор”

Гайдар:

С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало.

Чтец:

Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был и автором, и героем своих книг.

Чтец:

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему…

Чтец:

Дети любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если маленькие друзья Аркадия Петровича попадали в беду, он всегда приходил к ним на помощь.

(Сценка)

Чтец:

Однажды у К.Г. Паустовского заболел сын. А лекарства нигде не было. Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.

Гайдар (в трубку):

- Пришлите сейчас же ко мне всех мальчиков из нашего двора. Я жду.

(Прибежали мальчишки)

- Вот что, тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север и запад! Из аптек звоните мне сюда. Все понятно?

Мальчишки:

Понятно, Аркадий Петрович!

(Вскоре начались звонки)

- Аркадий Петрович! В аптеке на Маросейке нету.

- Аркадий Петрович, есть! Я достал!

Гайдар:

- Где?

Мальчик:

- В Марьиной роще.

Гайдар:

- Вези сюда. Немедленно! (Обращается к Паустовскому) Ну что, хорошо работает моя команда?

Чтец:

Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал это естественным делом. Никого же не благодарят за то, что человек с вами поздоровался.

Чтец:

“Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…” - так писал Гайдар в рассказе “Чук и Гек”.

Чтец:

“И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией, с ее неразгаданной Военной Тайной. А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки…

Плывут пароходы – привет Мальчишу!

Пролетают летчики – привет Мальчишу!

Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

В “Военной Тайне” писатель рассказал детям сказку о подвиге храброго Мальчиша-Кибальчиша во имя Родины. Эта сказка в 1937 году была издана отдельной книжкой под названием “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове”.

Чтец:

“А потом был вечер. И луна, и звезды. Долго втроем сидели мы в саду, под спелой вишней, и Маруся нам рассказывала, где была, что делала и что видела. А уж Светланки рассказ затянулся бы, вероятно, до полуночи, если бы Маруся не спохватилась и не погнала ее спать.

- Ну что? – забирая с собой сонного котенка, спросила меня хитрая Светланка. – А разве теперь у нас жизнь плохая?

Поднялись и мы.

Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север далекий поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный летчик. А жизнь, товарищи, … была совсем хорошая!”

Такими прекрасными словами заканчивается “Голубая чашка”, рассказ о многом хорошем, побеждающем плохое в нашей жизни.

Чтец:

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин Гайдар.

Чтец:

В каждой книге Гайдара среди ее героев всегда есть один, без которого книга не могла бы существовать. Этот герой – сам Гайдар. Его узнаешь всегда, стоит ему произнести всего лишь несколько слов.

(Сценка из повести “Тимур и его команда” “Заседание в штабе Тимура”)

Все расселись по местам.

Коля Колокольчиков (обиженно):

- В саду дома № 34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две ветки и помяли клумбу.

Тимур:

- Чей дом? (заглядывает в тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням? Кто это мог сделать?

Один из мальчиков:

- Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием “Фигура”.

Тимур:

- Опять и опять Квакин! Гейка! У тебя с ним разговор был?

Гейка:

- Был.

Тимур:

- Ну и что же?

Гейка:

- Дал ему два раза по шее.

Тимур:

- А он?

Гейка:

- Ну и он сунул мне раза два тоже.

Тимур:

- Эк у тебя все “дал да сунул”, а толку что-то нет. Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.

Один из ребят:

- В доме № 25 у старухи-молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур:

- Вот хватил! Да там на воротах еще третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил?

Колокольчиков:

- Я.

Тимур:

- Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать – сделай хорошо. Люди придут – смеяться будут. Давайте дальше.

Сима Симаков:

- В доме № 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. Я кричу: “Тетенька, бить не по закону!” Она говорит: “Коза пропала. Ах, будь ты проклята!” - “Да куда же она пропала?” - “А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!”

Тимур:

- Погоди! Чей дом?

Сима Симаков:

- Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.

Тимур:

- Козу разыскать! Пойдет команда в четыре человека.

Один из мальчиков:

- На горизонте показался Мишка Квакин. Идет по той стороне улицы. Жрет яблоко.

Тимур:

- Все оставайтесь на местах. Я вернусь скоро.

Чтец:

Ты повесть школьную открой –
Гайдар ее писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.

Чтец:

Случилось небывалое в детской литературе: книга “Тимур и его команда” породила целое общественное движение.

Чтец:

Каждая его книга была событием. Каждая его книга задевала за сердце, учила нас настоящей любви к родной земле, к скромному и мужественному нашему человеку, была полна точным и дружеским пониманием малейших движений человеческой души.

Чтец:

22 июня 1941 год. Аркадий Гайдар снова берется за оружие. 18 июля он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента газеты “Комсомольская правда”.

Чтец:

Осенью 1941 года один из фронтовых друзей Гайдара передал сыну Тимуру короткую записку: “Воюю в тех же местах, где начинал воевать в гражданскую. Знай, что все будет хорошо. Учись и не очень скучай. Может быть, скоро увидимся”.

Чтец:

Но увидеться им больше не пришлось. 26 октября 1941 года Гайдар погиб на железнодорожной насыпи близ села Леплява, успев в последний миг предупредить своих товарищей–партизан о вражеской засаде.

Чтецы:

Есть город один небольшой на Днепре.
Его за версту разглядишь на горе.
Как будто гусей белоснежных стада,
Опрятные хатки в вишневых садах.

Вот там-то бесстрашно в коротком бою
Он встретил судьбу боевую свою.
Был вражеской пулей убит наповал,
И Днепр близ него в эту ночь бушевал!

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

Перекличка чтецов:

- “Школа”

- “Дальние страны”

- “Военная Тайна”

- “Чук и Гек”

- “Голубая чашка”

- “Р.В.С.”

- “Тимур и его команда”

- “Горячий камень”

- “Дым в лесу”

- “Судьба барабанщика”

- “Четвертый блиндаж”

Чтец:

В каждой книге Гайдар говорит своему читателю: “Надо честно жить, много трудиться и беречь свою огромную счастливую страну”.

Чтец:

Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.

Чтец:

Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.

В сценарий необходимо включить музыкальные произведения, которые бы отвечали содержанию и эмоциональности текста.

Список литературы:

  1. Александрова Н.В., Павлова Н.И. Жизнь и творчество А.П.Гайдара. – М., 1963.
  2. Гайдар А.П. Тимур и его команда. – Фрунзе, 1980.
  3. Доможаков Н. Г. В далеком аале. – Абакан, 1987.
  4. Жизнь и творчество Гайдара. Материалы для выставки к 50-летию со дня рождения писателя. – М., 1953.
  5. Камов Б. А.П.Гайдар. – М., 1979.
  6. Карпова Н. Боец, писатель, большевик. // Черногорский рабочий. № 10, 1984.
  7. Полежаев А. Здесь жил и воевал Гайдар. // Хакасия. Январь, 1984.
  8. Сарнов Б. Такой человек. // Учительская газета. № 13, 1984.
  9. Шуткевич В. Сердце Гайдара. // Правда. № 1, 1983.
Читать еще:


Новые материалы:

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и детей подготовительной к школе группы. Тема: "Две работы буквы М" :: Занятие в логопедической группе по теме "Различай "б" и "д"" :: Серия уроков по теме: "Квадратные уравнения". Алгебра 8-й класс :: Решение текстовых задач на уроках математики :: Исследование графиков функций в Excel :: Без тормозов ( À fond ), 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Сайлид / Комплект полутораспальный B-157 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD