Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо…" : Литература

Произведение: “Ангел-хранитель”.

Цель урока: знакомство с историческими реалиями на основе рассказа В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” через исследовательскую работу.

Задачи:

образования:

  • научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе со справочным материалом;
  • углубить навыки толерантного общения в группах;

воспитания:

  • формирование коммуникативных навыков у учащихся;
  • развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности;
  • формирование нравственных позиций учащихся.

развития:

  • развитие читательских интересов учащихся, умения работать с текстом, анализировать, обобщать;
  • развитие самостоятельности мышления, исследовательских умений, креативности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: работа в группах с применением ИКТ.

Методы: частично-поисковые.

Место урока в системе: 2

Оборудование и средства:

  • работа в компьютерном классе.
  • видеопроектор;
  • презентация;
  • карточки красного и синего цвета для рефлексии каждому ученику; карточки белого, жёлтого, зелёного, голубого цвета для выбора группы (количество карточек равно количеству учеников в классе)

Оформление доски:

  1. Тема: “Память моя, сотвори ещё раз чудо…”
  2. Портрет писателя В.П.Астафьева
  3. Эпиграф: И если это история, так горько и печально начавшаяся, заканчивается по-другому…(Астафьев В.П.)

Этапы урока:

I. Организационный момент. Слово учителя с показом слайдов и их комментарием. Приложение 1. Работа в группах

II. Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).

III. Рефлексия

IV. Тестирование (проверка полученных знаний) (Приложение)

V. Домашнее задание.

I. Слово учителя;

Сегодня на уроке начнём знакомство с рассказом В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” из автобиографической повести писателя “Последний поклон”. Это автобиографический рассказ, в котором автор изображает картины своего детства.

“Жизнь прекрасна и печальна… Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестану думать, пока живу, пока дышу. Вот об этой радости и самая заветная книга моя “Последний поклон”, которая тревожит мою память, озаряет светом прошлые дни, печалится и радуется во мне”. (В.П.Астафьев.)

Просмотр презентации урока (учащиеся получают задания и работают самостоятельно с текстом за компьютером, обсуждая в группах свои результаты исследований; группы формируются путем выбора разноцветных карточек: БЕЛЫЙ ЦВЕТ - историки, ЖЁЛТЫЙ - лингвисты, ЗЕЛЁНЫЙ - литературоведы, ГОЛУБОЙ - диетологи).

II. Задания по группам:

“ИСТОРИКИ”.

  1. Когда и где происходит действие в рассказе В.П.Астафьева “Ангел-хранитель”?
  2. От чьего лица ведётся рассказ? Сколько лет было герою?
  3. Какое трудное время переживают герои рассказа? (чтение эпизода).
  4. Что происходило в жизни села и города? (чтение эпизода).
  5. Как выживали жители села и большая семья бабушки Катерины в голодный год? (чтение эпизода)

“ЛИНГВИСТЫ

  1. Расскажите о каждом герое рассказа (бабушка Катерина Петровна, Витя, дед, Кольча-младший, собака Шарик).
  2. Отношение бабушки к жителям села и своей семье?
  3. Составьте словарь незнакомых слов.

“ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ”

  1. Образнее рассказать о голоде?
  2. “Я всегда был в семье на особом положении”. Почему Витя “в семье” был “на особом положении”? Каким мальчик предстаёт перед нами?

“ДИЕТОЛОГИ”

  1. Из чего пекли хлеб?
  2. Что использовали люди в пищу в условиях голода?
  3. Из чего бабушка пекла хлеб?
  4. Какие продукты иногда оказывались в рационе семьи бабушки Катерины?
  5. Какие сладости, гостинцы получал Витя?

В группах распределяются роли (выступающий, секретарь, исследователи)

Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).

Приложение2 РЕФЛЕКСИЯ.

Подведение итогов урока.

Учитель:

- Понравилась ли вам, ребята, работа в группах?

(красные карточки - “да”, синие - “нет”).

  1. ТЕСТИРОВАНИЕ. Приложение 3(тест1) Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель"?
    • -Болезнь мальчика
    • +Голод
    • -Смерть матери мальчика
  2. Какое слово нужно вставить в это предложение? Бабушка сурово следила за Шариком, который полз к цыпушкам, укрывшимся в ____________ вместе с курицей.
    • +жалице
    • -чалдон
    • -яр
  3. Определите тему рассказа “Ангел-хранитель” В.П.Астафьева?
    • -Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
    • -рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
    • +показывается на примере семьи Катерины Петровны, как выживали люди в голодное время.
  4. Определите идею рассказа". Ангел-хранитель" В.П.Астафьева?
    • +щедрость, доброта, сострадание души Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
    • -Собака Шарик стал спасителем семьи.
    • -Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей.
  5. Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева “Ангел-хранитель”?
    • -Болезнь мальчика
    • +Голод
    • -Смерть матери мальчика
  6. Какое слово нужно вставить в это предложение?
    Бабушка сурово следила за Шариком, который полз к цыпушкам, укрывшимся в ______________ вместе с курицей.
    • +жалице
    • -чалдон
    • -яр
  7. Определите тему рассказа"Ангел-хранитель"В.П.Астафьева.
    • -Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
    • -рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
    • +показывается на примере семьи Катерины Петровны, как выживали люди в голодное время.
  8. Определите идею рассказа "Ангел-хранитель"В.П.Астафьева?
    • +щедрость, доброта, сострадание души Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
    • -Собака Шарик стал спасителем семьи.
    • -Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей. (Этот тест предназначен для работы в программе Ассистент 2)

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

  1. Мини-сочинение “Что бы я рассказал об этом произведении другу?”
  2. Подобрать цитаты из рассказа к просмотренным слайдам.
  3. Нарисовать иллюстрации “ангела-хранителя” к данному рассказу (по желанию).
Читать еще:


Новые материалы:

"Путешествие в зимнюю сказку" (отчет об экскурсии) :: Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики, физики и информатики :: Урок по теме "Задачи на проценты" (11-й класс; 2 часа) :: Урок-путешествие "В мир формул" по алгебре в 7-м классе по теме "Формулы сокращенного умножения" :: Использование тематических опорных конспектов по алгебре в 7-м классе :: Жизнь впереди, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Кантри КА-210.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как качаться на силу

Как правильно качать взрывную силу мышц? Сегодняшний бодибилдинг снова возвращается к накачке взрывной силы мышц, от которой отошел много лет назад. И правда,...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачаться без протеинов

Как накачать мышцы без протеина? Для многих людей тренировки в тренажерном зале ассоциируются с применением различного рода спортивных добавок. Одной из самых...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD