Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" : Литература

Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" : Литература

Раздел: преподавание литературы

Цель: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора

Оформление и оборудование: выставка книг; сказки, написанные ребятами, рисунки ребят и иллюстрации художников к прочитанным сказкам

Ход урока

1. Фольклор от самой колыбели (докучные сказки, потешный фольклор).

Учитель (У):

Многие из нас без труда припомнят, как просили маму, папу, дедушку или бабушку рассказать сказку тогда, когда им было совсем не до нас – очень заняты! Но, видя, что мы не отстанем, они на ходу, с хитрецой, растягивая слова, начинали:

Подготовленный ученик (у):

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.

(У): Эта докучная сказка с грубо оскорбляющей издевкой. Но таких сказок у нас мало – грубость не характерна русскому народному творчеству. Среди таких сказок есть сказки-коротышки, которые содержат вопрос-ответ.

(у): Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

(У): Чем же тогда они нас привлекают? Прежде всего, тем, что имеют сказочное начало. Но сказочное повествование, так заинтересовавшее слушателя, всегда нарушается издевкой:

(у): На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!

(У): А сколько докучных сказок содержат издевку, предлагающую ждать долго-долго:

(у): Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!

(У): Но среди докучных сказок встречаются и очень поэтичные:

(у): Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

(У): И вот уже вы, становясь взрослее, сами используете докучные сказочки, чтобы позабавиться над младшими братишками и сестренками:

(у): Расскажу я Вам сказку про белого бычка ...

Вот и сказка вся!

(У): Для чего же рассказываются докучные сказочки? Видимо, чтобы отбить у некоторых чрезмерную страсть к ним: хорошего понемногу:

(у): - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи!

-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?

-Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…

- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

(У): Докучные сказки, конечно же, нужны. Они способствуют развитию выдержки, чувства юмора… А вот к потешному фольклору принять относить молчанки, скороговорки, небылицы. Цель этих жанров – развеселить и потешить. Суть молчанок заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова, а самое главное – не рассмеяться.

(у): Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест.

Или вот еще:

Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну, мышь погану –
Кто промолвит, тот все съест.

(У): Играть в молчанки ребята любят. И особенно любят различного рода небылицы, ведь в них собрано все в одну кучу, и цель у них – рассмешить

(у): Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.

(У): Вслушайтесь, и вам откроется талант русского народа, умеющего привлечь интерес своей выдумкой, хитросплетениями слов, остротой мысли:

(у): Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву - ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.

2. Инсценирование сказок и викторина

Учитель:

Спасибо, ребята, помогли вспомнить малые жанры сказочного фольклора. Сказочного…

Сказка. А вы знаете происхождение термина “сказка”? Слово “сказка” в нынешнем значении существует недолго. В Древней Руси употреблялось другое слово – “баснь”, “байка”, от глагола “баять”. Давайте подберем однокоренные слова к слову “сказка” - сказывать, рассказывать. То есть сказка– это то, что рассказывается. А вот и точное определение: сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. А теперь вспомним, на какие виды делятся сказки.

а) инсценирование учащимися сказки “Журавль и цапля” (о животных)

- Почему цапля и журавль так и не смогли договориться?

б) инсценирование учащимися сказки “Как солдат кашу из топора варил” (бытовая)

- О чем эта сказка? Чему учит?

в) викторина на лучшего знатока волшебной сказки с использованием вопросов, подготовленных учащимися самостоятельно

3. Просмотр иллюстраций и рисунков учащихся с краткими пояснениями

4. Учитель: Вот и подошел к концу урок, посвященный сказкам. Но напоследок ребята расскажут сказку-анекдот (и такие существовали на Руси):

(у): Прибили одного дурня ночью и стали над ним на другой день смеяться:

- Ну, - говорит он,- молите бога, что ночь была светлая, а то я выкинул бы вам штуку!

- Какую, скажи, пожалуй?

- Я бы спрятался.

У: Мы прощаемся со сказкой, но на короткое время. Сказка всегда с нами и вокруг нас. Поэтому к следующему уроку попробуйте свои силы в написании сказки любого малого жанра.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века" :: Урок литературы в 9-м классе "Чем жив человек?" (по произведению М.А. Шолохова "Судьба человека") :: Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера :: Система уроков по творчеству А.П. Чехова. Комплексный анализ рассказа А.П. Чехова "Дом с мезонином" :: Моделирование ночной рубашки :: Монстры на каникулах 3 ( Hotel Transylvania 3 ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Merdes / Стол письменный Домино нельсон СП-32С ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD