Урок литературы по теме "Труд как основа жизни на земле" : Литература

Цели урока:

  • вызвать интерес к личности писателя, познакомить с его нравственными позициями;
  • формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё достигается большим трудом;
  • воспитывать читательский вкус.

Задачи:

  • научить чувствовать исключительную самобытность образного строя мысли писателя;
  • выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения.

Оборудование:

  • тексты рассказов;
  • портреты писателя;
  • книжная выставка, на которой представлены произведения А.П.Платонова;
  • книги и статьи о А.П.Платонове.
  • карточки, на которых записаны ключевые слова, позволяющие определить позицию автора по данной теме ( “Труд”, “Профессионализм”, “Талант”, “Творчество”, “Отдача всех жизненных сил”, “Служба людям”, “Интерес к работе”, “Учение”, “Польза”, “Чудо”, “Свобода”).

Работа с карточками: в процессе работы с произведениями учащиеся делают ряд выводов, раскрывая определение “Труд – это…”; на карточках зафиксированы основные составляющие этого определения и по мере раскрытия основных положений данные карточки фиксируются на доске. В результате выстраивается схема, позволяющая учащимся самостоятельно сделать вывод.

Предварительное задание: прочитать рассказы А.П.Платонова “В прекрасном и яростном мире”, “Корова”; определить по “Толковому словарю” значение слов “труженик”, “трудолюбие”.

Эпиграф:

Пока в пространстве
кружится планета,
На ней,
залитой солнцем,
никогда
Не будет дня,
чтоб не было рассвета.
Не будет дня,
чтоб не было труда.

Р.Рождественский.

Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться.

А.Платонов

I.Организационный момент.

II. Активизация познавательной активности учащихся. Сообщение темы и цели урока.

Чтение учителем притчи Соломона.

“Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.

Беседа с учащимися:

- О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?

- Для чего (почему) трудится муравей?

- Какой смысл имеет эта притча?

- А зачем ещё трудится человек? И что значит - трудиться?

- Какого человека мы можем назвать тружеником?

- Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.

Слово учителя:

Объявление темы урока, работа с эпиграфом (строки Роберта Рождественского)

Как вы понимаете смысл строк Роберта Рождественского?

Вывод: Человек будет трудиться всегда и трудился всегда, т.к. только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

Слово учителя:

Но ведь труд – это не только добывание пропитания. Это понятие имеет много составляющих. А какие, мы и попытаемся разобраться на уроке. Помогут нам в этом рассказы Андрея Платоновича Платонова. Мы рассмотрим, каковы составляющие понятия “труд”, какой труд Платонов считал достойным человека.

III.

1) Анализ рассказа “В прекрасном и яростном мире”

Беседа с учащимися, построенная на работе с текстом рассказа.

- Главный герой рассказа – Мальцев. Найдите строки, характеризующие его работу. Прокомментируйте прочитанное.

- Два машиниста: Мальцев и Старый машинист, сменивший его на “ИС”. Сравните их во время движения поезда. (У Мальцева – темп, скорость. Его паровоз, как вихрь. У Старого машиниста паровоз еле тащится, нет ничего захватывающего. Рассказчик говорит о том, что это не работа.)

- Но ведь оба машиниста знают свою профессию? Но почему Костя говорит о том, что работа Старого машиниста – это “не работа”? (Мальцев чувствовал машину, а Старый машинист нет, он только исполняет обязанности машиниста.)

- Сделайте вывод, что же входит в понятие “труд”? (Труд – это профессионализм, талант, творчество)

Слово учителя:

Творческий труд – это не только труд актеров, писателей, это труд всякого любящего свое дело человека.

Ответьте письменно на вопрос: “Хотели бы вы работать вместе с человеком, похожим на Мальцева?” Мнение своё обоснуйте. (Лучше, если прозвучат согласие и несогласие, но если чего-то не будет, то самому подтолкнуть учащегося.)

Кроме профессионального, творческого талантливого труда необходимо ещё и помнить о других людях.

2) Анализ рассказа “Корова”

Слово учителя:

Но только ли человек может помочь другому человеку? Только ли человек трудится на земле? Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе “Корова”.

Беседа:

- Что мы узнаем о корове в начале рассказа? За что любит ее Вася? (Добрые глаза, нежадный рот. За то, что “свою силу не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и работу.)

- Покажите, что корова – большая труженица. (Ей надо было жевать… трудиться с пищей, чтобы напитаться и давать людям молоко.)

- В какие моменты больше всего жаль корову?

- Продолжает ли корова трудиться в самые тяжелые моменты ее жизни? (Она забывала есть, жизненные силы покидали ее, но она продолжала работать (пахала, ездила за мукой в город).

- Дайте характеристику работе коровы? (трудиться несмотря на боль утраты, всю свою жизненную силу отдавать людям)

- Жизнь и работа неразрывно связаны у Платонова. Писатель считает, что трудится все, что окружает человека. Например, поля. Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (рожают пшеницу)

- Трудится и паровоз. Прочитайте о работе паровоза. Выделите глаголы, характеризующие действия машины. (достиг, проворачивал колеса, дышал, миновал, бился в тяжелой работе)

- Какой прием использует А.Платонов, изображая работу паровоза? (олицетворение)

- То есть поля, паровоз трудятся как и люди.

- Кому они помогают? (людям)

-Еще одна составляющая понятия “труд” - это служба людям

- А как трудится Вася Рубцов, главный герой рассказа? Найдите эпизод, в котором рассказывается, как Вася помогает машинисту.

- Надо ли просить Васю о помощи? Почему? (Нет. Он сам предлагает ее. Ему было интересно работать, он чувствовал свою значимость)

- Каким должен быть труд человека? Выделите еще одну составляющую? (интерес к своему делу)

- Но Вася непостоянно трудится на дороге. У него есть главный труд. Какой? (учение)

То есть труд – это и учение.

- Почему Вася любил учиться? (узнавал много нового, интересного)

- О чем он думает, глядя на проходящие поезда? (мечтает о собственных великих открытиях и свершениях)

- Кем представляется ему “задумчивый человек”? (парашютистом, артистом, орденоносцем)

- Кем он является для Васи? (воплощением мечты)

- Вася мечтает об открытиях. Но в чем, по мнению Васи, истинное назначение человека на земле?

- Чтение сочинения. Выделить основную его мысль. Найти ключевые слова. (“Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза)

-Итак, труд – это польза.

3) Чтение “Автобиографического письма” писателя (о мечте)

- На чьи мечты похожи размышления А.Платонова? (На Васины. Следовательно, в уста Васи вложена точка зрения автора)

- Во что, по мнению А.Платонова, превратится мир человека, работающего для людей и во имя людей? (в чудо и свободу)

IV. Подведение итогов.

Мы открыли целую концепцию понимания того, что такое труд в понимании А.Платонова.

- Сделайте вывод. Каким должен быть труд с точки зрения писателя? К каким результатам он приведет?

Вывод учителя:

На уроке мы поговорили о роли труда в жизни человека, раскрыли его “формулу”.

Ваш основной труд сегодня – это учение. Чтобы достичь отличного результата необходимо учитывать и остальные составляющие. И только при таком условии проявится ЧУДО.

Однако не нужно подобно Мальцеву отстранятся от людей, противопоставляя себя им. Работая самому и наслаждаясь трудом, необходимо помнить и о других. И не только помнить, но прилагать усилия к тому, чтобы и остальные люди обрели себя, нашли свое место в жизни.

Прислушайтесь к словам А.Платонова, постарайтесь осознать их: “Труд есть основа – ось мира, его самое высокое, самое пламенное солнце. Труд – истинная мать жизни. Да святится же имя его”.

Читать еще:


Новые материалы:

Дидактическая игра "Морской бой" :: Отбор корней :: Решение квадратных уравнений :: Праздник чисел :: Урок по теме "Алгебраический способ решения задач" :: Тачки 3 ( Cars 3 ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Кухни/Комплектующие для кухни/Мойки / GranFest / Мойка GranFest ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD