"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина : Литература

"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина : Литература

В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно, так мучительно постигают герои и героини повестей В.Г. Распутина.

Цель: исследовать проблему нравственности в произведениях В. Распутина “Живи и помни”, “Последний срок”.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с произведениями.
2. Выявить проблему нравственности в произведениях В.Г. Распутина
3. Прослелить “дорогу Совести” в поступках героев.

В создании национальной духовной культуры разных народов особая роль принадлежит художественной литературе и в первую очередь писателям, сознательно работающим в русле традиций русской классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками в концепции жизни человеческих характеров, в художественной методологии и в эстетической поэзии, в отдельных элементах структуры текста. Именно таким является современный писатель Валентин Распутин, талантливый представитель русской литературы.

Я, как читатель, рада, что мне удается читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В.Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Выбор темы “Дорога совести” в произведениях В.Распутина не случаен, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов за нравственные преображения отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателям в его повестях “Живи и помни” (1974), “Последний срок” (1970). Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. В произведениях Распутина (“Живи и помни”, “Последний срок”) мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Повесть “Последний срок”, которую сам Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества.

Сюжет повести очень простой. Умирает старуха Анна. По телеграмме сына Михаила съезжаются на похороны старшая дочь “деревенская” Варвара, средняя “городская” Люся и сын Илья, “потерявший свое лицо”. Только младшая и любимая дочь старухи Анны Татьяна, или Таньчора, как ее всегда называла мать, единственная из всех детей не приехала и “не слуху о ней; ни духу”. Обрадованная приездом детей, мать неожиданно для всех ожила. Варвара, Илья, Люся, погостив три дня и пожелав матери еще долго жить, покидают родительский дом, а “ночью старуха умирает”.

Подобно тому, как Гоголь в “Мертвых душах” уже композиционно выделяет среди помещиков Плюшкина, посвящая ему шестую главу, центральную, Распутин шестую главу (из одиннадцати) – композиционный центр повести – отдает Люсе. Именно в этой главе особенно остро слышится глубокая скорбь автора об искалеченной природе, заброшенной земле и погибающей душе человека, отчасти сравнимую с гоголевским чувством в “Мертвых душах”, когда автор, рассказывая о неизбежных во времени почти для каждого человека внутренних утратах и раскрывая степень падения Плюшкина, с глубокой скорбью делает вывод: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком”.

На третий день с утра, не зная чем заняться дома, не желая никого видеть, ни с кем разговаривать, не чувствуя особой, ровной близости с родными (“только знала я о ней умом”), испытывая только “раздражение против себя – оттого, что не может сойтись с ними душевно и проникнуться одним общим и радостным настроением встречи, и против них, и даже против матери, из-за которой ей пришлось напрасно приехать – именно потому, что напрасно, “Люся отправляется в лес, чтобы подышать свежим воздухом”. Следы леспромхозовского “разбоя”, вид “чужого широкого запустенья”, “заброшенной земли” рождают в ней горечь и боль, а “растерянность, пугающую тревогу, которая, казалось, передавалась от земли, оттого, что земля помнит ее, и как окончательного суда ждет ее решения…”

В этой центральной главе повести Распутин, продолжал традиции Л.Толстого, раскрывает нам “диалектику души своей героини, исследует сам процесс ее внутренней жизни, показывает, как “одни чувства и мысли развиваются из других”, последовательно выстраивает всю цепочку, внешний толчок – чувство, мысль… Вид заброшенных полей вызвал у Люси “неожиданное, родившееся уже здесь чувство вины”, которое она тут же старается заглушить, прогнать, не желая страдать. “Ну, что за чепуха, - отмахнулась она. – Я здесь совсем не при чем. Я уехала раньше, задолго до всех этих перемен, я здесь человек посторонний”. В Люсе берет вверх эгоистическое начало - сохранить себя. Распутин по-толстовски раскрывает сложный психологический механизм восприятия человеком мира и стремление человека оправдать, обмануть, успокоить себя. Люся лукавит с собой непроизвольно и искренне. После растерянности и тревоги от вида “заброшенной, запущенной земли” она вспоминает, что прежде здесь работала. “И даже работала”, - как оправдание, повторила она и только тут с удивлением осознала, что было за этими словами.

Автор показывает нам, читателям, что спасение земли и человека, оторвавшегося от нее, зависит друг от друга. Человек может спасти землю, и тогда земля спасет человека. Сама природа, земля, детство позвали Люсю, разбередили в ней память, помогли осознать свою вину. Но наступило ли у нее духовное прозрение, как у тех толстовских героев, которым настоящее раскрывается через разлад, через кризис? Дальнейшие главы повести показывают, что в Люсе ничего не изменилось. Вспыхнувшие воспоминания очень быстро в ней погасли, и вновь ожили раздражения, досада и недовольство каждым из родных вместо чувства родственной близости. Она может прикрикнуть и на мать. Люся слишком торопится успокоить себя и освободиться от воспоминаний, боли, страданий, но именно в муках человек может пережить духовное обновление, именно через страдания человек, если в душе еще не умерла совесть, способен выйти к духовному прозрению.

В произведении В.Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности – алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. Дети Анны – типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Каждый из них, в тяжелое для матери время, занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так ее оберегали и любили. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Не нашли времени для матери – самого родного человека. Распутин в своей повести показал отчуждение людей друг от друга и от природы. По словам писателя “отчуждение – самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия”.

“Живи и помни”. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека.

События, описанные в этой повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановке. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее – Разбойниково. “Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников”. Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести. Перед нами главный герой этой книги – Андрей Гуськов – предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. “Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?”. Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена – жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки и посреди Ангары, погибнув между двух берегов.

Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной частотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях. Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывался на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюде м. Не жить – значит жить в совершенно ином измерении, чем люди. Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения – самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некой “заразе”, передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя – это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. “Зараза” безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Таким образом, В.Г.Распутин в своих произведениях (“Последний срок”, “Живи и помни”) ставит мучительные вопросы современности и напряженно ищет на них ответы. Что сегодня происходит с людьми, родным народом, миром? Почему рвутся родовые связи между поколениями ,и разрушается Дом? Почему в суете, в нетерпении жить легкой жизнью забывают о своей душе, перестают жить в согласии с собой, со своей совестью? Почему люди не следуют таким понятиям – “век живи – век люби”.

И так, совесть, вина, судьба, память являются ключевыми нравственно-философскими категориями в произведениях Распутина. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с бытием народа, с народной памятью.

Список литературы:

  1. В.И.Влащенко. “Дорога Совести” в произведениях В.Г.Распутина //Литература в школе. – 2005. - №9. – с.48
  2. Распутин В. Быть самим собой //Вопросы литературы. – 1976. - №9. – с.147.
  3. Распутин В. Верую, верую в Родину //Литературное обозрение. – 1985. - №9. – с.12.
  4. 100 лучших сочинений на свободную тему. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997. – 256 с.
  5. Распутин В. Повести. – М.: Просвещение, 1990. – 334с. – (Б-ка словесника). – ISBN 5-09-002923-7
  6. Распутин В. Живи и помни: Повести. Рассказы. – М.: Издат-во Эксмо, 2002. – 704.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира по теме "Домашние опасности. Пожар" во 2-м классе :: Род имен существительных. 3-й класс :: Урок математики во 2-м классе по теме "Числа 10, 20, 30, …… , 100" :: Обучение средствами субъективизации :: Связь русской словесной и музыкальной культуры с христианским миросозерцанием :: Убить за лайк ( Tragedy Girls ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Garda Decor / Банкетка Neil Cc-67-115 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD