Поэзия войны : Литература

Поэзия войны : Литература

Цель:

дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

  • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
  • развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.

Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть.

Оборудование урока: записи песен военных лет, выставка книг, фотографий, иллюстраций; урок выполнен в программе Power Point.

Примечание. Класс делится на две группы: 1-я группа готовит сообщения о поэтах-фронтовиках, 2-я группа - выразительное чтение стихотворений наизусть.

Ход урока.

1.Вступ.слово учителя (звучит песня из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От героев былых времён”).( Открываем 1-й слайд, говорим тему, цель урока).

Открываем 2-й слайд:

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

Открываем 3-й слайд:

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Открываем 4-й слайд:

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

2.Сообщение учащегося об истории создания “Священной войны” (см. “Приложение”). Звучит запись песни. Открываем 5-й слайд.

3.Сл. учителя. Открываем 6-й слайд: Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.

4.Сообщение учащегося о творчестве К.Симонова. (см. “Приложение”)

5. Сл. учителя. Открываем 7-й слайд: Наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова – стихотворение “Жди меня”. Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

6. Звучит авторское исполнение стихотворения “Жди меня”.

7. Выразит.чтение учащимися стихотворений К.Симонова наизусть.

8. Сл. учителя. Открываем 8-й слайд. Прошёл войну и дошёл до Берлина Давид Самойлов.

9. Сообщение учащегося о творчестве Д.Самойлова. (см. “Приложение”)

10. Сл. учителя. Творчество Самойлова многогранно и многопланово. Самое известное стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые…”.

11. Выразит.чтение стихотворения наизусть учеником на фоне звучащей песни “Эх, дороги”.

12. Сл.учителя Через всё произведение проходит антитеза, позволяющая широко использовать антонимы: смерть, реальный ужас войны, смерти и юношеское жизнелюбие, молодое счастье. “Война, беда, мечта и юность!”, “Сороковые, роковые…” - стихотворение-воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом и передаёт боль от того, что молодые годы его поколения, годы мечты, любви, надежды пришлись на период жестокой войны; одновременно мы чувствуем радостное, оптимистическое настроение поэта, который гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.

Давиду Самойлову принадлежат такие стихотворения о войне, как: “Снегопад”, “Тревога”, “Звезда”.

Время и память до последних дней жизни поэта были главными опорами его жизни и творчества.

И я, солдат двадцатилетний,
Счастливый тем, что я есть я,
В болотах Волховского фронта
Расположилась наша рота,
И жизнь моя, и смерть моя.

“Звезда”.

13. Сл. учителя. Открываем 9-й слайд:

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОв. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

14. Сообщение учащегося о судьбе и творчестве Ю.Друниной. (см. “Приложение”)

15. Сл.учит. Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты,в санитарный взвод.
Дальние разрывыслушал и не слышал
Ко всему привыкший 41-й год.

Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась…

16. Открываем 10-й слайд. На фоне звучащей музыки “Соловьи” ученики читают наизусть стих. Ю.Друниной “Зинка”.

17.Сл.учителя. Открываем 11-й слайд.

“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Его перу принадлежат такие песни, как :

  • “Дан приказ ему на запад”
  • “Летят перелётные птицы”
  • “Услышь меня хорошая”
  • “Враги сожгли родную хату”
  • “Ой, туманы мои, растуманы”
  • “В лесу прифронтовом”
  • и др.

Особенна история создания песни “Катюша” на музыку М.Блантера. В годы ВОВ появились десятки вариантов “Катюши”, её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. Открываем 12-й слайд.

18. Сообщение учащегося об истории создания песни “Катюша” на фоне звучащей музыки. (см. “Приложение”)

19. Сл.учителя. Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи О. Бергольц, Б.Окуджава, В.Высоцкого, М.Джалиля, Э.Асадова, Р.Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся. Открыть 13-й слайд.

  • Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере.
  • Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.
  • Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.
  • Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

После войны, оставив большой след в поэзии о Вов, ушли от нас поэты:

Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др. Открыть 14-й слайд:

Помните –

через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…

Минута молчания…

20.Открываем 15-й слайд. Слушаем песню “Журавли”, муз. Я.Френкеля, сл.

Р.Гамзатова в исполнении М.Бернеса.

21.16-й слайд . Какое впечатление осталось у вас от урока?

22.Дом.зад. Написать эссе на тему “Война, жесточе нету слова…”.

Читать еще:


Новые материалы:

Формирование коммуникативных навыков в играх с правилами у детей с общим недоразвитием речи :: Развивающие игры в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста :: Конспект интегрированного музыкального занятия "Осень в гости к нам пришла" :: Презентация деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения :: Урок по биологии на тему: "Гигиена нервной системы" :: Во всем виноват енот ( Wakefield ), 2016 :: Стулья/Кухонные стулья / TetChair / Стул с мягким сиденьем Зевс (Zeus) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD