Литературные встречи. И.С. Тургенев : Литература

Эпиграф

…встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни.

Из письма И. С. Тургенева к Полине Виардо

Оборудование:

  • портреты И. С. Тургенева, П. Виардо;
  • выставка книг, посвящённых И. С. Тургеневу

Цели:

  • познакомить учащихся с малоизвестными страницами жизни и творчества И.С. Тургенева;
  • развивать речь учащихся;
  • способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство;
  • прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Это литературная встреча с известным писателем И.С. Тургеневым. Мы с вами уже немного говорили о жизни писателя, его произведениях. Но сегодня мы вспомним малоизвестный для нас жанр – стихотворения в прозе. Не зная этих произведений, невозможно понять глубокую личную драму писателя, великую драгоценность его жизни – любовь к Полине Виардо.

Отражение земного, сиюминутного в художественном произведении – одна из особенностей литературы. Попробуем же проследить преломление событий личной жизни Тургенева-человека в создание литературных шедевров Тургенева-писателя.

Стихотворения в прозе, на мой взгляд, невозможно воспринимать без музыки, потому что все они пронизаны музыкой, живут ею и сами являются музыкой, выраженной в слове. По накалу драматических страстей, по высоте чувств и глубине постижения человеческой души стихотворения в прозе Тургенева, по-моему, сродни музыке Моцарта. Послушаем фрагмент из 40 симфонии, который станет своеобразным вступлением к нашему уроку. Но прежде запишите в тетрадях слова И.С. Тургенева, обращённые к П. Виардо. И пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. А теперь послушаем Моцарта.

Чтение учащимся стихотворения И.С. Тургенева “Я шёл среди высоких гор”.

Слово учителя.

Это стихотворение – ожидание, стихотворение- мечта о том, чему не суждено было сбыться, и чего он страстно желал всю жизнь. Одно из самых жизнерадостных и светлых творений Тургенева. Оно и сегодня живёт среди нас, войдя в наш век, как праздник и гимн любви.

Мы, дети атомного века, рождённые накануне третьего тысячелетия, всесильны, всемогущи. Нами созданы уникальные города и проложена дорога в космос, свершены величайшие открытия. Ритм нашей жизни, кажется, обгоняет время. И нет места сантиментам. Но отчего же вдруг вздрогнет сердце и заплачет оно над судьбою Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты, Анны Карениной?

Свет высокой и трагической любви входит в нашу жизнь и остаётся в ней, согревая и тревожа, успокаивая и волнуя. И нет равнодушных, потому что человеческое сердце всё-таки человеческое сердце, способное страдать и сострадать. И именно поэтому никогда не будут забыты имена И.С. Тургенева и Полины Виардо.

Далее говорят учащиеся:

Русский писатель и французская певица. Они встретились в 1843 году. Полине Виардо было 22 года, когда она приехала в Петербург на гастроли. У неё был удивительной красоты голос, меццо- сопрано (уже с 1839 года она была солисткой Итальянской оперы в Париже). Её учителем был её отец – испанский композитор, гитарист и певец-тенор Мануэль Гарсиа. В Петербурге Виардо имела совершенно поразительный успех.

Певица приехала в Петербург вместе с мужем – Луи Виардо (1800-1883), театральным деятелем, критиком и переводчиком (он перевёл на французский язык “Дон Кихота” Сервантеса). Луи Виардо был охотником. Страстным охотником был и Тургенев. Они встретились и познакомились во время охоты под Петербургом. Вскоре Луи Виардо представил Тургенева своей супруге. Тургенев, не пропускавший ни одного представления в Итальянской опере, потрясённый до глубины своей музыкальной души талантом певицы, ждал такого случая. Ещё два сезона она пела в Петербурге и Москве. Летом 1845 года Тургенев, ставший своим человеком в семье Виардо, побывал в их имении Куртавнель под Парижем. Между Тургеневым и Полиной Виардо постепенно налаживалась переписка. Тургенев – это совершенно очевидно – влюблён в неё с первой встречи. Она же, это видно из переписки, с самого начала относится к Тургеневу очень дружески.

Свидетелями этой любви-дружбы были не только люди, но и письма. Много, очень много писем написал Тургенев Полине Виардо. Весёлые и лёгкие в первые годы их знакомства, письма становятся всё более нежными и грустными с течением времени.

В ноябре 1850 года Тургенев писал П. Виардо: “В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у вас. И вот, мы остались друзьями и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни”.

И ещё одно письмо: “Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет тому назад имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александринского театра; ваша квартира была на самом углу… Мне приятно ощущать в себе, после семи лет, всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство… Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья”.

Какие мечты, надежды волновали Тургенева? Он не старался высказать их вслух. Но помимо его воли они изливались в его произведениях и особенно в поздних – в стихотворениях в прозе.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. (Запись определения в тетрадь.)

Здесь нет прямых посвящений Полине Виардо, но как не увидеть связи между тем, что было в его жизни и тем, что было написано им?

Вот, например, как описывает Боголюбов, близкий знакомый Тургенева, Полину Виардо, слушавший её в Итальянской опере в Петербурге: “Виардо не была хороша собой, но была стройна… У неё до старости были чудные чёрные волосы, умные бархатные чёрные глаза и матовый цвет лица… Рот её был большой и безобразный, но только что она начинала петь, о недостатках лица и речи не было. Она буквально вдохновлялась, являясь такою красавицею… такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво. Цветы сыпались на сцену”.

Именно такой момент высшего творческого вдохновения и отмечал Тургенев в стихотворении в прозе “Стой!”.

Чтение учащимся стихотворения в прозе “Стой!”

Тургенев стремился быть возле Виардо: он живёт в Париже, в Куртавнеле, в Баден-Бадене, в Буживале, по большей части в одном доме с семьёй певицы, как друг, почти как член семьи. Тургенев поглощён заботами о дочерях Виардо. “Жизнь на краешке чужого гнезда” (это слова Тургенева) вместе и глубоко трагична и полна высоких, светлых переживаний. Не эти ли переживания водили рукой писателя, создававшего другое стихотворение в прозе, может быть, самое трагическое и откровенное из всех – “Без гнезда”.

Чтение учащимся стихотворения в прозе “Без гнезда”

Сквозь всю жизнь Тургенев пронёс удивительно цельное и чуть ли не единственное в своём роде (трудно привести подобный пример!) чувство – любовь к Полине Виардо. Полина же, оставаясь для Тургенева надёжным другом, жила своей богатой личной и общественной жизнью. П. Виардо, уйдя со сцены, писала романсы на слова русских поэтов – Фета, Пушкина, Лермонтова и других, а также самого Тургенева. Вот некоторые из них.

Чтение учащимися текстов для романсов П. Виардо, написанных И.С. Тургеневым:

  1. “Синица”.
  2. “На заре”.
  3. “Разгадка”

Класс исполняет романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Никто не дал душе Тургенева столько света, радости, столько творческих вдохновений, столько наслаждений духовных, как Полина Виардо. Конечно, как и всякое длительное чувство, любовь Тургенева переживала моменты тревоги, отчаяния, неуверенности… Ведь она продолжалась сорок лет! Художник Боголюбов писал в конце 1870-х годов: “Узнав ближе Ивана Сергеевича и видя его слушающим пение обожаемой им женщины, которой он посвятил всю свою жизнь, я смотрел на них обоих с чувством глубокого уважения, и, вопреки всем толкам и пересудам наших россиян, ругавших её цыганкой, похитившей нашего Тургенева, скажу, что он был счастлив по-своему, и бахвал тот человек, который подвергал дерзкому суждению таких двух гениальных личностей, каковы были он и она!”

Любовь давала Тургеневу силы жить, писать. Она поддерживала его в минуты отчаянья, возвращала оптимизм. Она научила его ценить и любить каждое мгновение жизни.

Чтение учащимся стихотворения в прозе “Дрозд”.

Дом в Париже на улице Дуэ, в котором жили семья Виардо и Тургенев, был обставлен небогато, но с большим вкусом. В центре нижнего этажа находился большой зал, в нём проходили музыкальные вечера, тут стояли рояль и орган. Рядом помещалась картинная галерея, подобранная главным образом Тургеневым. Тургенев жил во втором этаже, у него было здесь четыре комнаты: из них – гостиная, спальня и большой кабинет с тремя окнами и ковром во весь пол, тут находились письменный стол, диван, кресла, картины, барельеф Полины Виардо в профиль. Летом (в 1870-1880-х годах) семья Виардо и Тургенев жили в поместье Буживаль на Сене, где писатель выстроил себе шале – дом в швейцарском стиле, - нижний этаж в нём занимали гостиная и столовая, второй – кабинет, спальня была на третьем. Дом был весь увит зеленью, а из окна кабинета открывался великолепный вид на долину Сены. Последние свои дни Тургенев провёл именно здесь, - Полина Виардо и её дочери ухаживали за ним как за родным человеком.

Предчувствием скорой разлуки пронизано стихотворение в прозе “Когда меня не будет”. В нём нет ничего эгоистического, собственнического, всё в нём – это прощание с любимым человеком, стремление утешить и успокоить его.

Звучит “Маленькая ночная серенада” Моцарта.

Чтение учащимся стихотворения в прозе “Когда меня не будет”.

В конце урока класс исполняет романс на слова Н. М. Языкова “Ночь светла”.

Список литературы:

  1. Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Тургеневу: Документально-художественная книга в жизни и творчестве Тургенева.- М., Детская литература. – 1983.- 317 с.
  2. Иван Сергеевич Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах /Сост.: Л.И.Кузьмина, Г.В.Степанова; Ред. Г.А.Бялый.- М.Л., Просвещение.- 1966.- 398 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-игра "Морское путешествие" по теме "Действия с натуральными числами" :: "Закрепление пройденного". Урок-игра. Математика, 3-й класс :: Геометрические задачи практического содержания в вариантах ГИА :: Урок алгебры и начал анализа. Тема: "Логарифмы и их свойства" :: Повторительно-обобщающий урок на тему "Решение дробно-рациональных уравнений" :: Tomb Raider: Лара Крофт ( Tomb Raider ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Arte Lamp / Подвесной светильник Buratto A8173SP-1GY ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD