Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс : Литература

1

– Ребята, любите ли вы бывать на природе? Постарайтесь вспомнить, когда вам было тревожно, страшно наедине с природой? (Во время грозы, сильного ветра, наводнения, снежной бури и т.д.)

– Оставаясь один на один с природой, мы переживаем разные чувства. «Мир от красоты» может вызывать у нас бурю эмоций. Общение с природой помогает нам познать самих себя. Особенно это важно в детские годы, когда формируется свежий взгляд на природу, закаляется характер.

2

– Вы прочитали рассказ Г.Куклина «У Прелой горы». Какую роль в истории мальчика сыграла природа? Какие чувства испытал герой, оказавшись наедине с природой? (Окружающая природа обострила чувства героя, вызвала и отрицательные, и положительные эмоции, помогла нравственному прозрению.)

– Почему так доверительно звучит рассказ? (Эту историю из детства рассказывает сам мальчик, не боясь признаться в своем малодушии.)

– Почему же девятилетний герой рассказа Г.Куклина не любил Прелую гору? («Гора отпугивала своим мертвым видом... Кроме полыни, никакой растительности не было... А внизу горы земля выпревала, покрывалась зеленым налетом, плесневела»)

– Почему же отец в очередной раз просит сына ехать на Прелую гору? (Лучшей земли в округе не было, чтобы распахать и посеять.)

– Какое чувство испытал Герасим, услышав просьбу отца? (Чувство тревоги, незащищенности.)

– Каким глаголом автор подчеркивает это состояние мальчика? («Весь сжался...».)

– Сегодня на уроке вы постараетесь изобразить в цвете весь спектр чувств героя рассказа.

– Каким цветом вы изобразите чувство тревожного ожидания? (Серым...)

3

–  Рассказ  «У Прелой горы»  написан  известным  сибирским  писателем   Г.О.Куклиным, жившим в Нижнеилимском крае Иркутской области в 30-е годы. Детские годы его – становление характера. И помогла ему в этом окружающая природа.

– Как читался рассказ? (С интересом, легко...)

– Действительно, автор пишет простым, ясным языком, волнующим нас, будящим наше воображение. В этом и есть самобытность писателя. Обязательно прочитайте его рассказы: «Шальная вода», «Игренька», «Тальняк», в которых писатель убеждает нас в том, что «будущую силу для взрослой жизни можно обрести в общении с природой».

4

– Итак, что придало уверенности Герасиму, когда он услышал просьбу отца? (Отец предложил пасти коня Буланку.)

– Почему пасти Буланку нравилось мальчику? (Он не убегал, был смирным и все понимал.)

– Как вы объясните слова " все понимал"? Как относится герой рассказа к Буланке? Какое чувство испытывает при этом? (Радостное...)

– Какого цвета это чувство? (Розовое, светло-желтое.)

5

– Почему же мальчику вдруг стало страшно? (Из-за горы показалась туча...)

– Какое авторское сравнение помогает представить мрачную картину природы? («Туча, как черная каменистая плита, бросает тени на гору»)

– Какой цвет будет соответствовать чувству страха? (Темно-серый...)

– Почему мальчик не признается отцу, что ему страшно? (Отец «не любил, когда зря жалуются»)

– Как это характеризует героя? (Ему свойственно самообладание, не поддался первому порыву страха)

– Каким образом удалось обрести спокойствие? (Смотрел на Буланку и любовался им. И снова светлое чувство испытывает герой)

– Прочитать отрывок.

– Почему герой вдруг спохватился? («Из-за Прелой горы виднелась другая гора-туча... в голове мелькнуло, что после больших дождей болото всплывает»)

– Что предпринял Герасим? Какое чувство начинает овладевать им?
(Чувство отчаяния)

Какого цвета это чувство? (Темно-синего..., погружение в одиночество)

– Прочитайте глаголы, рисующие отчаяние мальчика. («Громко крикнул»,  «спустился в осоку», побежал, стал кружить, кричал, но совсем не слышал своего голоса».)

6

– Перечитаем описание грозы. С помощью каких олицетворений автор показывает всю мощь грозовой стихии? (« ...гром разбил небо, и оно точно посыпалось,  ...вода бесилась, шипела, ...съедал островок».)

– Какая метафора при описании грозы воздействует на наше воображение? («С неба свисали тысячи гибких стеклянных веревок, которые завивали, сметали, били».)

– Почему эта метафора так уместна?

– Что усугубило отчаяние героя? («В колени уткнулся мертвый селезень... подхваченные водою лягушки ползли в лицо».)

– Какой вы нарисовали природу и героя во время грозы? (Рассматриваем рисунки, выполненные дома после самостоятельного прочтения.)

7

– Читает учитель: Вдруг послышалось громкое бульканье. Я заледенел...

– Какой фразеологизм помогает объяснить значение слов «я заледенел»? (Ни жив, ни мертв.)

– В какое чувство перерастает отчаяние? (В ужас.)

– Каким цветом вы изобразили бы отчаяние мальчика? (Черным.) 

– Чтение образца учениками. («Кто-то грязный кружил по болоту, фыркал, обнюхивал воздух, плыл, останавливался и опять плыл. Точно крался ко мне, выбирая, с какой стороны лучше напасть...».)

– Но почему ужас сменился счастливым выдохом? (Мальчик узнал в костлявой голове Буланку.)

– Почему счастье захлестнуло мальчика? (Как он мог забыть про своего верного друга!)

– Какое чувство охватило героя? (Благодарности.)

– Как проявилось это в его действиях героя, когда он «ехал на Буланке»? (... все гладил, гладил мокрую гриву коня.)

– Какого цвета чувства счастья и благодарности? (Желтого, зеленого. Золотой – символ надежности.)

8

– Кто, по-вашему, сейчас становится главным героем рассказа? (Конь Буланка.)

– Почему?

– В чем убеждается герой,  которого спас Буланка? («Беречь братьев наших меньших: в трудную минуту они всегда придут на помощь».)

9

– Последним аккордом в этой истории становится движение души героя. Какое? (Я глядел на коня, и мне хотелось сделать ему как человеку, что-то очень хорошее...)

10

 – Чему учит эта история о мальчике, оставшемся наедине с природой? (Уметь владеть собой, оставаясь наедине с природной стихией, помнить о братьях наших меньших, рассчитывать на них в трудную минуту.)

– Почему разнообразный спектр чувств героя заканчивается светлой краской? (Природа готовит много испытаний, выдержать их – дело чести. Тогда обязательно наступит прозрение, которое необходимо каждому для становления характера, для душевного обновления.)

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Урок физики "Путешествие по стране Теплота" (8-й класс, к учебнику Перышкина) :: Современное значение законов Ньютона (Физика. 9-й класс, базовый курс, 2 часа) :: Методическая разработка урока "Механические колебания" :: Урок физики в 8-м классе "Законы последовательного соединения проводников" :: Интерактивный урок по физике в 10-м классе по теме "Проводники и диэлектрики в электростатическом поле" :: Короче ( Downsizing ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Стеллажи и этажерки / Eichholtz / Стеллаж ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD