Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс : Литература

1

– Ребята, любите ли вы бывать на природе? Постарайтесь вспомнить, когда вам было тревожно, страшно наедине с природой? (Во время грозы, сильного ветра, наводнения, снежной бури и т.д.)

– Оставаясь один на один с природой, мы переживаем разные чувства. «Мир от красоты» может вызывать у нас бурю эмоций. Общение с природой помогает нам познать самих себя. Особенно это важно в детские годы, когда формируется свежий взгляд на природу, закаляется характер.

2

– Вы прочитали рассказ Г.Куклина «У Прелой горы». Какую роль в истории мальчика сыграла природа? Какие чувства испытал герой, оказавшись наедине с природой? (Окружающая природа обострила чувства героя, вызвала и отрицательные, и положительные эмоции, помогла нравственному прозрению.)

– Почему так доверительно звучит рассказ? (Эту историю из детства рассказывает сам мальчик, не боясь признаться в своем малодушии.)

– Почему же девятилетний герой рассказа Г.Куклина не любил Прелую гору? («Гора отпугивала своим мертвым видом... Кроме полыни, никакой растительности не было... А внизу горы земля выпревала, покрывалась зеленым налетом, плесневела»)

– Почему же отец в очередной раз просит сына ехать на Прелую гору? (Лучшей земли в округе не было, чтобы распахать и посеять.)

– Какое чувство испытал Герасим, услышав просьбу отца? (Чувство тревоги, незащищенности.)

– Каким глаголом автор подчеркивает это состояние мальчика? («Весь сжался...».)

– Сегодня на уроке вы постараетесь изобразить в цвете весь спектр чувств героя рассказа.

– Каким цветом вы изобразите чувство тревожного ожидания? (Серым...)

3

–  Рассказ  «У Прелой горы»  написан  известным  сибирским  писателем   Г.О.Куклиным, жившим в Нижнеилимском крае Иркутской области в 30-е годы. Детские годы его – становление характера. И помогла ему в этом окружающая природа.

– Как читался рассказ? (С интересом, легко...)

– Действительно, автор пишет простым, ясным языком, волнующим нас, будящим наше воображение. В этом и есть самобытность писателя. Обязательно прочитайте его рассказы: «Шальная вода», «Игренька», «Тальняк», в которых писатель убеждает нас в том, что «будущую силу для взрослой жизни можно обрести в общении с природой».

4

– Итак, что придало уверенности Герасиму, когда он услышал просьбу отца? (Отец предложил пасти коня Буланку.)

– Почему пасти Буланку нравилось мальчику? (Он не убегал, был смирным и все понимал.)

– Как вы объясните слова " все понимал"? Как относится герой рассказа к Буланке? Какое чувство испытывает при этом? (Радостное...)

– Какого цвета это чувство? (Розовое, светло-желтое.)

5

– Почему же мальчику вдруг стало страшно? (Из-за горы показалась туча...)

– Какое авторское сравнение помогает представить мрачную картину природы? («Туча, как черная каменистая плита, бросает тени на гору»)

– Какой цвет будет соответствовать чувству страха? (Темно-серый...)

– Почему мальчик не признается отцу, что ему страшно? (Отец «не любил, когда зря жалуются»)

– Как это характеризует героя? (Ему свойственно самообладание, не поддался первому порыву страха)

– Каким образом удалось обрести спокойствие? (Смотрел на Буланку и любовался им. И снова светлое чувство испытывает герой)

– Прочитать отрывок.

– Почему герой вдруг спохватился? («Из-за Прелой горы виднелась другая гора-туча... в голове мелькнуло, что после больших дождей болото всплывает»)

– Что предпринял Герасим? Какое чувство начинает овладевать им?
(Чувство отчаяния)

Какого цвета это чувство? (Темно-синего..., погружение в одиночество)

– Прочитайте глаголы, рисующие отчаяние мальчика. («Громко крикнул»,  «спустился в осоку», побежал, стал кружить, кричал, но совсем не слышал своего голоса».)

6

– Перечитаем описание грозы. С помощью каких олицетворений автор показывает всю мощь грозовой стихии? (« ...гром разбил небо, и оно точно посыпалось,  ...вода бесилась, шипела, ...съедал островок».)

– Какая метафора при описании грозы воздействует на наше воображение? («С неба свисали тысячи гибких стеклянных веревок, которые завивали, сметали, били».)

– Почему эта метафора так уместна?

– Что усугубило отчаяние героя? («В колени уткнулся мертвый селезень... подхваченные водою лягушки ползли в лицо».)

– Какой вы нарисовали природу и героя во время грозы? (Рассматриваем рисунки, выполненные дома после самостоятельного прочтения.)

7

– Читает учитель: Вдруг послышалось громкое бульканье. Я заледенел...

– Какой фразеологизм помогает объяснить значение слов «я заледенел»? (Ни жив, ни мертв.)

– В какое чувство перерастает отчаяние? (В ужас.)

– Каким цветом вы изобразили бы отчаяние мальчика? (Черным.) 

– Чтение образца учениками. («Кто-то грязный кружил по болоту, фыркал, обнюхивал воздух, плыл, останавливался и опять плыл. Точно крался ко мне, выбирая, с какой стороны лучше напасть...».)

– Но почему ужас сменился счастливым выдохом? (Мальчик узнал в костлявой голове Буланку.)

– Почему счастье захлестнуло мальчика? (Как он мог забыть про своего верного друга!)

– Какое чувство охватило героя? (Благодарности.)

– Как проявилось это в его действиях героя, когда он «ехал на Буланке»? (... все гладил, гладил мокрую гриву коня.)

– Какого цвета чувства счастья и благодарности? (Желтого, зеленого. Золотой – символ надежности.)

8

– Кто, по-вашему, сейчас становится главным героем рассказа? (Конь Буланка.)

– Почему?

– В чем убеждается герой,  которого спас Буланка? («Беречь братьев наших меньших: в трудную минуту они всегда придут на помощь».)

9

– Последним аккордом в этой истории становится движение души героя. Какое? (Я глядел на коня, и мне хотелось сделать ему как человеку, что-то очень хорошее...)

10

 – Чему учит эта история о мальчике, оставшемся наедине с природой? (Уметь владеть собой, оставаясь наедине с природной стихией, помнить о братьях наших меньших, рассчитывать на них в трудную минуту.)

– Почему разнообразный спектр чувств героя заканчивается светлой краской? (Природа готовит много испытаний, выдержать их – дело чести. Тогда обязательно наступит прозрение, которое необходимо каждому для становления характера, для душевного обновления.)

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Математическая игра "Семь дней из жизни ученых" :: Использование логико-смысловых моделей при обучении математике. Методические рекомендации для учителей математики :: Урок математики в 3-м классе по теме "Таблица умножения и деления на 6" :: Урок по теме "Распределительный закон умножения" :: Конспект занятия по математическому развитию на тему "Будущие космонавты" в подготовительной группе :: Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Туалетные столики / Мик / Столик Мик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать пресс для детей

Как накачать нижнюю часть пресса?x Check Also Во время беременности фигура женщины претерпевает большие перемены. Появляются лишние килограммы, кожа...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

От каких продуктов нужно отказаться чтобы убрать живот

Как быстро и эффективно убрать живот без диет Здравствуйте, друзья! Есть у меня такая слабость: люблю и много ем сладкого. В результате периодически появляется...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать плечевой пояс

Как накачать плечи | 5 эффективных упражнений Пришло время поднять ваши тренировки плечевого пояса на качественно новый – естественный уровень. Нет бесполезной...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Упражнения как убрать холку на шее

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD