Интегрированный урок (философия + литература) "Русский символизм: конец старого или начало нового?" : Литература

Интегрированный урок (философия + литература) "Русский символизм: конец старого или начало нового?" : Литература

Цель: сформировать представление учащихся о символизме как течении, объединившем авторов разных эстетических взглядов и этических позиций; познакомить учащихся с теоретическим наследием поэтов-символистов; дать первичные сведения об эстетических, философских, культурных традициях, на которые опирались символисты; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ произведений искусства, работа со словарем.

Оборудование: А. Скрябин “Поэма экстаза”, слайды – М. Врубель “Царевна – Лебедь”, “Демон”, М.Чюрленис “Соната весны”, В. Борисов-Мусатов “Водоем”, Л.Бакст “Гибель Атлантиды”, репродукции А. Тулуз-Лотрека и П. Ренуара.

Эпиграф: “Мы стоим на трагическом изломе, который нами начался и на нас же закончится. Мы обречены погибнуть, чтобы дать начало новой эпохе”

С. Дягилев

ХОД УРОКА:

ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. ИСТОКИ.

На стене проецируется репродукция Л. Бакста “Гибель Атлантиды”.

Уч. лит:

Ведь никто не встретит старость –
Смерть летит из уст в уста….
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста…

“Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще неизвестная” – так говорил философ Николай Бердяев. Эсхатологические предсказания, мысли волновали всех, “гибель России”, “край истории”, “конец культуры” – эти высказывания звучали как тревожный набат. Как и на картине Леона Бакста “Гибель Атлантиды”, в пророчествах многих дышат порыв, беспокойство, сомнения. Надвигающаяся катастрофа видится мистическим озарением, предначертанным выше:

Уж занавес дрожит перед началом драмы…
Уж кто-то в темноте, всезрячий как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и слова.

Предсказания – это понятно, но что значит “эсхатологические”, что вы узнали об этом слове из словарей?

Эсхатология /гр. эсхатос – последний/ – религиозное учение о конце света, входящее составной частью в христианство и некоторые другие религии.

Нетрудно догадаться, что это понятие станет в наших сегодняшних рассуждениях основным, об этом свидетельствует и тема урока. Чем же стало самое первое модернистское течение: концом или началом нового? /запись в тетради темы урока/

Не случайно эсхатологические веяния снова появляются на рубеже веков, поэтому очень важно ретроспективно обратиться к веку XIX.

Уч. фил.: Обзор XIX века начнем с понятия Золотого века, который породил множество гениев. Переломным во многом стал 1861 год. Главным было развитие естественных наук, но к концу века нарастало недовольство, и появилась как таковая философия.

  • Какие особенности русской философии вы знаете?
  • Что такое литературоцентризм?

Уч. лит.: в связи с последней особенностью появляется в России особая категория людей, совмещающих в себе многие начала. Среди них – Дмитрий Мережковский, один из идеологов символизма, к статье которого “О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе” мы и обращаемся. Именно с этого доклада Мережковского в свое время начался не только символизм, но и Серебряный век вообще.

  • Чем Мережковский объясняет возникновение нового направления, какие указывает причины?

“…невозможность научного объяснения мира и необходимость прикоснуться к тайне”, то есть именно он впервые заговорил об удушающее мертвенном позитивизме, исчерпанности русского реализма, а выход – в наступлении нового искусства.

  • Какие же признаки нового искусства он выделяет?
  • мистическое содержание
  • символы
  • расширение художественной впечатлительности
  • ВТОРАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

    Уч. фил.: обратимся к первому признаку. Случайным ли было всеобще увлечение, в отличие от XIX века, мистикой? Достаточно вспомнить Леонида и Даниила Андреевых, семью Рерихов, Сергея Булгакова, а также Сергея Соловьева, явившегося по сути человеком, на философии которого и строился символизм.

  • Каковы же основные положения его учения?
  • мистическое содержание /рассказ о встречах/
  • представление о существовании двух миров: земного и высшего, идеального. Земная жизнь – лишь искаженное отражение того мира, между ними нужна связь. И связь эта выразилась в идее двоемирия.
  • проявление единства мира на земле, или соборности, – любовь. Поэтому неотъемлемым стал образ – символ вечной женственности – мировая душа, София, Премудрость Божия.
  • Уч. лит.: к сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с творчеством поэтов – символистов: Брюсова, Иванова, Блока и других. Какие женские образы особенно поразили вас? По какой причине?

    Работа с домашней таблицей

    Такие образы поражают не только в поэзии, но и в живописи. Например, Михаила Врубеля, картины которого воспринимаются как своеобразные изобразительные лирические стихотворения или музыкальные прелюдии, рассказывающие не только о предмете, но и о чувстве художника, а также красоте, игристости, звонкости, радужности мира вообще.

    На стене проецируется репродукция М. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

  • Можно ли назвать этот образ символическим, что в ней необычного?

На стене проецируется репродукция “Демон сидящий”.

Может показаться странным, но в “Демоне” тоже отразилась идея женственности.

  • Что вы можете сказать о таком явлении, как андрогиния?

Андрогиния – явление бесполости. Обладая очень мощным мужским телом, Демон изумляет нежными женскими чертами лица. Демон полон символических обобщений и космической масштабности. Он – образ преображенной Вселенной. Сам Врубель говорил, что его Демон “дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом дух властный и величавый”. Он – символ трагизма одинокой личности в ее порыве к свободе.

ТРЕТЬЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. СИМВОЛЫ

Уч. фил.: сейчас самое время обратиться ко второму признаку, выделенному Мережковским, – символам. Никакое другое понятие не имеет столь запутанного толкования.

  • Что вы узнали об этом понятии из словарей?

Давайте теперь обратимся еще к одному источнику – работе Николая Бердяева “Русская идея”: “Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической. Соловьев сообщил символистам веру в Софию. Но символисты начала века верили в Софию и ждали ее явления как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение. Правда тут была в жажде красоты преображенного космоса”.

Уч. лит.: что, по-вашему, может быть символом? Являются ли символами персонажи басен Крылова?

Нельзя путать символ и аллегорию. Символ не имеет переносного значения, он многозначен, вмещает в себя очень многое.

Еще раз обратимся к “жажде красоты преображенного космоса”.

ЧЕТВЕРТАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. ПАРНЭСТЕТИЗМ.

Уч.лит.: “жажда красоты преображенного космоса” по – другому носит название парнэстетизма и является основой эстетики.

  • Что вы вкладываете в представление об эстетическом? Что об этом говорят словари?
  • Перед вами портреты женщин А. Тулуз-Лотрека и П. Ренуара. По каким критериям вы будете их оценивать?

Символисты же относились к эстетическому началу как к противостоящему научному. Оно может объять весь мир, мир и человек преобразуются с помощью эстетических категорий, но эстетическое не значит красивое. Парнэстетизм уравновешивает красоту и безобразие, гармонию и хаос, прозу и поэзию, дух и материю. Поэтому парнэстетизм сказывается в тяготении к различным культурным эпохам в попытке создать мифологически целостную модель мирового развития.

  • Как это тяготение сказывается в поэзии?

Работа с домашней таблицей.

ПЯТАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. МУЗЫКАЛЬНОЕ НАЧАЛО.

Уч. лит.: в стремлении объять весь мир символисты пришли к синтезу искусства. Познать высший мир, считали символисты, можно только интуитивным путем: через ощущения, чувства. Поэтому огромное значение придавалось слову и музыке. Музыка – универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества.

Уч. фил.: в основе этого положения лежит работа Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки” в которой выделяются два начала: “дионисийское”, внерассудочное, и “аполлоновское”, упорядоченное.

  • Какое из этих двух начал наиболее близко русскому менталитету?

Уч. лит.: очень сильно музыкальное начало сказалось в символической живописи. Микалоюс Чюрленис не пытался преодолеть грань, отделявшую живопись от музыки. Его работы имеют даже музыкальные названия – прелюдия, фуга, соната.

Проецируется репродукция “Соната весны”

Совершенно другой характер носит живопись Виктора Борисова-Мусатова. Его полотна – тихая музыка, камерная, декоративная, как панно. Образы отгорожены от реальности, вне времени и пространства.

Проецируется репродукция “Водоем”.

  • Как музыкальное начало прослушивается в поэзии?

Работа с домашней таблицей.

Инерция страха, волнообразное нагнетание слов и выражений, напевность слогов, игра созвучий – все это можно найти в поэзии символизма.

Уч. фил.: и не только в живописи и поэзии. Здесь нужно упомянуть и о других видах искусства, а “Русские сезоны в Париже”?

  • Так что же такое символизм: конец старого или начало нового? Что вы успели за такое короткое время почувствовать?

Уч. лит.: Апофеозом, итогом русского символизма стала мистерия Александра Николаевича Скрябина. Это своеобразное воплощение идеи соборности, духовного очищения. Частичным воплощением этой идеи стала его поэма “Поэма экстаза”. Сохранился и отрывок его проекта таинственной мистерии. Это и стало пророчеством символизма.

Чтение отрывка из Мистерии под музыку “Поэмы экстаза”.

Д/з: доклад об одном из символистов, чтение наизусть.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Моделирование изделий в связи с потребностями человека, для которого выполняется проект" :: "Паспорт кабинета технологии" :: Лоскутное шитье. Программа для 9-х классов :: "Орнаментальное искусство народов России: калмыцкий и русский орнамент. Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента". 9-й класс :: Графический режим в Turbo Pascal. Метод координат. Построение линий :: Логан ( Logan ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Взрывная блондинка ( Atomic Blonde ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD