Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение" : Литература

Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение" : Литература

Цели:

  1. Рассмотреть образы героев в рассказе, определить их роль в сюжете.
  2. Показать взаимосвязь героев в композиции рассказа.
  3. Воспитывать доброту и чуткость к ближнему, умение ценить и уважать друг друга.

Методические приёмы: слово учителя, беседа, мини-исследование стиля О.Уайльда, чтение наизусть, инсценирование.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие класса)

II. Слово учителя.

Природа щедро наградила О. Уайльда литературным талантом. Стремясь создать собственный неповторимый “стиль жизни”, писатель изобрёл для себя необыкновенный костюм из бархата и шёлка, подражая одеяниям молодых людей эпохи Возрождения. Он появлялся в обществе, держа в руках лилию или подсолнечник, которые в то время считались эмблемами красоты. Пусть сегодня атрибутами нашего урока станут любимые искусственные цветы О. Уайльда.

Уайльд считал, что при существующих условиях жизни единственно ценной реальностью становится красота. Таково было жизненное кредо английского писателя.

Читая рассказ “Кентервильское привидение” можно заметить, что он высоко ценил не только красоту, но и подлинную доброту и здравый смысл.

Чтобы в этом убедиться, почувствовать, услышать, а может быть, даже и увидеть, давайте обратимся к теме нашего урока.

III. Тема, цель урока.

Учитель: Открыли тетради, записали тему урока.

Для реализации наших целей я предлагаю вам посетить Кентервильский замок и воочию всё увидеть.

1. Выразительное чтение отрывка из рассказа (Вахитов А.)

“Был прекрасный июльский вечер, и воздух был наполнен теплым ароматом соснового леса. Изредка до них доносилось нежное воркование лесной горлицы, упивавшейся своим голосом, или в шелестящих зарослях папоротника мелькала пёстрая грудь грудь фазана. Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепётывали по мшистым кочкам. Но не успели они въехать в аллею, ведущую к Кентервильскому замку, как небо вдруг заволокло тучами и странная тишина сковала воздух. Молча пролетела у них над головой огромная стая галок, и, когда они подъезжали к дому, большими редкими каплями начал накрапывать дождь”.

2. Беседа.

- Ребята, объясните композиционную постановку данного эпизода в рассказе? Зачем нужен этот эпизод?

(что-то здесь не так, что-то должно произойти.)

- Какой художественный приём использует автор, чтобы показать резкий контраст событий? Докажите текстом.

(антитеза “противопоставление”).

Вывод: мы видим, что замок необычный. Нашим героям необходимо чего-то опасаться. Давайте познакомимся с героями.

Учитель: Рассматривать будем только юных героев и привидение, так как между ними происходят разногласия: близнецы не просто дурачат духа, а издеваются над ним.

IV. Работа с текстом. Понятие литературного героя.

- Вспомним, кого мы называем героем?

(Герой – участник событий в художественном произведении.)

- А как ещё можно его назвать? Давайте подберем к этому слову синонимы.

(персонаж, действующее лицо).

- Обратимся к тексту. Найдите, как автор описывает близнецов.

- Теперь вспомните свои предположения о том, что в замке что-то должно произойти. Как впервые появилось действие “потусторонних сил”?

(случай с кровавым пятном)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “привидение”?

(что-то ужасное, жуткое, необъяснимое, таинственное)

V. Работа со словом. Этимология слова.

ПРИВИДЕНИЕ, ПРИЗРАК – из ст/сл. яз. от зракъ “вид”, зьрети “смотреть, видеть”, т.е. то, что привиделось.

- Как автор даёт описание духа? Текст.

- На самом деле такое привидение, как показывает его О. Уайльд? Ответить на этот вопрос нам помогут наши исследователи: Настя и Дима. Им необходимо было проанализировать образ привидения. Дадим им слово.

Романова Анастасия:

“Автор говорит о призраке как о живом. Докажем это примерами из текста: перебирал в уме свои лучшие роли; морщился от боли, разбил колени и пальцы правой руки; закрыл побледневшее лицо длинными костлявыми руками. Само собой разумеется, ужасно испугался и спрятал голову под одеяло. Дух чувствовал себя разбитым. Его нервы были в конец расшатаны. Однажды он поскользнулся и сильно расшибся; слёг от простуды”.

Учитель: Автор подчеркивает человеческое в привидении. Если он как человек, значит должен испытывать чувства?

Подовалов Дмитрий:

“С появлением семьи Отис он испытывает чувство самоупоение при воспоминании о своих ролях; затем возмущение от того, что его не боятся; унижения, но только поначалу; ярость, жесточайшую тоску; ужасный испуг; злость на близнецов, панический страх перед ними; обиду, безнадёжное отчаяние, глубокую грусть; удивление от того, что Вирджиния решила с ним заговорить; радость… ”.

Учитель делает запись на доске.

ПРИЗРАК= ЧЕЛОВЕК

ДЕЙСТВИЯ: ЧУВСТВА:
ПРИБЕГНУЛ САМОУПОЕНИЕ
ПЕРЕБРАЛ ВОЗМУЩЕНИЕ
РАЗБИЛ УНИЖЕНИЕ
ЗАКРЫЛ ЯРОСТЬ, ИСПУГ
ИСПУГАЛСЯ ЗЛОСТЬ
СПРЯТАЛ ОБИДА, ГРУСТЬ
ЧУВСТВОВАЛ ОТЧАЯНИЕ
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ УДИВЛЕНИЕ
РАСШИБСЯ РАДОСТЬ
СЛЁГ

Вывод: Обратите внимание, ни один из героев не имеет того в описании, что пришлось испытать привидению. Возьмите это себе на заметку.

Учитель:

- Продолжая наш разговор о героях, скажите, почему дух больше всего затаил злобу на близнецах? Чем отличается от своих братьев Вирджиния?

- Я предлагаю подслушать разговор Вирджинии и привидения.

VI. Сценка “Разговор с привидением”.

(автор - Киселёв Д.; Вирджиния - Гордеева Ж.; привидение – Белянкин А)

Вирджиния сделалась очень печальной, и губки её задрожали, как лепестки розы. Она подошла к нему, опустилась на колени и взглянула в его старое, морщинистое лицо.

- Бедный мой призрак,- прошептала она,- разве тебе негде лечь и уснуть?

- Далеко-далеко, за сосновым бором,- ответил он тихим, мечтательным голосом,- есть маленький сад. Трава там густая и высокая, там белеют звёзды цикуты, и всю ночь там поёт соловей. Он поёт до рассвета, и холодная хрустальная луна глядит с вышины, а исполинское тисовое дерево простирает свои руки над спящими.

Глаза Вирджинии заволоклись слезами, и она спрятала лицо в ладони.

- Это Сад Смерти? - прошептала она.

- Да, Смерти. Смерть, должно быть, прекрасна. Лежишь в мягкой сырой земле, и над тобою колышутся травы, и слушаешь тишину. Как хорошо не знать ни вчера, ни завтра, забыть время, простить жизнь, изведать покой. В твоих силах помочь мне. Тебе легко отворить врата Смерти, ибо с тобой Любовь, а Любовь сильнее Смерти.

Вирджиния вздрогнула, точно её пронизал холод; воцарилось короткое молчание. Ей казалось, будто она видит страшный сон.

И опять заговорил дух, и голос его был, как вздохи ветра.

- Ты читала древнее пророчество, начертанное на окне библиотеки?

- О, сколько раз! – воскликнула девочка, вскинув головку. – Я его наизусть знаю. Оно написано такими странными черными буквами, что их сразу и не разберёшь. Там всего шесть строчек:

Когда заплачет, не шутя,
Здесь златокудрое дитя,
Молитва утолит печаль
И зацветёт в саду миндаль –
Тогда взликует этот дом
И дух уснет, живущий в нем.

Только я не понимаю, что всё это значит.

- Это значит, - печально промолвил дух, - что ты должна оплакать мои прегрешения, ибо у меня самого нет слёз, и помолиться за мою душу, ибо у меня нет веры.”

VII. Обсуждение.

Беседа:

- Что значил для привидения разговор с Вирджинией?

(Он надеялся обрести покой).

- А что для Вирджинии значил разговор с привидением?

(“Я ему стольким обязана! Он открыл мне, что такое Жизнь и что такое Смерть и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти”).

- Выдержала ли испытание Вирджиния?

(Да, она проявила мужество, решительность, чувство сострадания, великодушие, т.е. истинную внутреннюю добрату).

VIII. Итоги урока.

Итак, рассмотрев образы юных героев и привидения, мы должны ответить на главный вопрос: какое место наши герои занимают в сюжете произведения?

ПРИЗРАК=ЧЕЛОВЕК=ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

БЛИЗНЕЦЫ ВИРДЖИНИЯ
Жестокие,

чёрствые душой,

нет в них красоты и доброты.

добрая, любящая и нежная,

великодушная,

в ней истинная красота и доброта.

Не будь привидения в замке, возможно, всё было бы иначе: мы никогда не узнали бы, какие на самом деле герои. Заканчивая урок, я хочу пожелать вам, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми, великодушными.

А нашим гостям мы подарим на память частичку красоты О. Уайльда (дети дарят цветы).

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о вашем впечатлении от урока.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок русского языка во 2-м классе. Тема урока: "Сочетания чк, чн". Учебник Т.Г. Рамзаевой :: Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов :: Специфика и приемы образования прозвищ в речевом обиходе современных подростков :: Русский язык. "Связь слов-признаков со словами-предметами" :: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Углеводы" :: Плюшевый монстр ( Lino ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Cilek (Magn) / Комод Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD