Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина) : Литература

Цели:

  1. углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом “погружения” в индивидуально-поэтический стиль;
  2. совершенствование навыков анализа поэтического текста;
  3. раскрытие основы миросозерцания поэта;
  4. воспитание эстетического вкуса, развитие интереса к изучению окружающего мира.

Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

Задания группам.

1 группа

Цель: исследовать развитие темы “соотношение время – вечность” в оде;

2 группа

Цель: исследовать словесно – семантические особенности оды;

3 группа

Цель: исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры текста;

4 группа

Цель: исследовать художественно – выразительные средства поэтического произведения, выявить идейный стержень оды.

Эпиграф:

Вдохновение… наполняет душу лирика огнем
небесным!

Г.Р. Державин

…видел он отражение Бога в себе самом - и все более
поражался… Ода Богу стала одой божественному
сыновству человека.

В.Ф. Ходасевич “Державин”.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя о творческом наследии Г.Р.Державина.
  2. Сообщения учащихся (история создания оды “Бог”).
  3. Исследование поэтического текста: работа групп.

1 группа.

Задание:

  • исследовать особенности постижения Вселенной, ее божественных тайн Г.Р.Державиным через поиск элементов отражения земного и небесного миров в оде “Бог”;
  • выявить этапы самоутверждения героя, его достоинства через развитие темы “соотношение времени и вечности” в произведении;
  • оформить полученные результаты в виде схемы, графика, диаграммы

Результат работы группы:

ВЕЧНОСТЬ

ВРЕМЯ

БОГ

Я (человек)

Дух сущий и единый

ничто

Создатель

отражение

Источник жизни

частица вселенной

Душа

связь миров

Царь

средоточие живущих

Царь

раб

червь

БОГ

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

  1. Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
  2. Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
  3. Лирический герой оды поднимается над временем, соотнося временное и вечное.

2 группа

Задание:

  • Исследовать словесно – семантические особенности оды, подтверждающие жанр стихотворения;
  • выявить роль употребления в тексте фонетических, лексических, грамматических архаизмов.

Результат работы группы:

  1. Таблица “Архаизмы”
  2. Фонетические

    Лексические

    Грамматические

    Просвещенны

    Рожденны

    Довременну

    Истек

    Духов (небесных)

     

    Зиждет

    Отколе

    Живот

    Сия

    Эфиры

     

    Живый

    Сочесть

    Смертию

    Мразный

    Происшел

    Создавый

    Воображении (мн.ч.)

    Кристали (мн.ч.)

  3. Вывод:

стихотворение изобилует церковнославянизмами, характерными для жанра оды и раскрывающими религиозное и философское воодушевление поэта.

3 группа

Задание:

  • Исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры произведения.

Результат работы группы:

  1. Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды;
  2. Поэт использует краткие прилагательные, причастия, употребляя их в роли именных сказуемых:
  3. лучи животворящи

    (я) чудесен, безвестен
    воображении бессильны

  4. Использование деепричастий в тексте позволяет поэту активизировать лексическое значение, выраженное сказуемым, и способствует более точному выражению мысли:
  5. Себя собою составляя,
    Собою из себя сияя,
    Ты свет, откуда свет истек.
    В воздушном океане оном,
    Миры умножа миллионом
    Стократ других миров…

  6. Восклицательные предложения, применяемые в поэтическом тексте, отражают восхищение автора величием Творца:
  7. …тебе числа и меры нет!
    …ты был, ты есть, ты будешь ввек!
    Ты есть – и я уж не ничто!
    Твое созданье я, создатель!
    Неизъяснимый, непостижный!

  8. Особенности синтаксиса предложений (инверсия, нарушение последовательности речи) способствуют созданию неповторимого “державинского” стиля:

измерить океан глубокий
не могут духи просвещенны
хаоса бытность довременну
из бездн ты вечности воззвал
твои они творят законы,
лучи животворящи льют.

Выводы:

  1. 1.Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды.
  2. Краткие прилагательные, причастия, употребляемые поэтом в роли именных сказуемых, подчеркивают категоричность, свойственную поэзии и личности Г.Р.Державина.
  3. Используя деепричастия для более точного, четкого выражения мысли, Державин создает яркий образ Творца, раскрывает его величие. Употребление обособленных обстоятельств стилистически оправдано жанром оды.
  4. Восклицательные предложения раскрывают основную мысль стихотворения, служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке.
  5. Особенности синтаксиса предложений (инверсия) тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.

4 группа

Задание:

  • Найти примеры использования антитезы и анафоры и определить их роль в произведении;
  • Через анализ художественно – выразительных средств оды выявить идейный стержень оды.

Результат работы группы:

А) примеры использования антитезы:

Без лиц, в трех лицах божества…
Ты был – ты есть…
Бог – ничто (человек)…
Я царь – я раб
Я червь – я – Бог.

Б) примеры использования антитезы и анафоры:

Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры –
Пред тобой – как нощь пред днем.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.

Выводы:

  1. Антитеза – основной стилистический приём оды “Бог”;
  2. Анафора помогает автору подчеркнуть идейное содержание стихотворения: восхищение поэта величием Творца, отражающегося в Человеке

IV Подведение итогов урока:

  1. Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования оды “Бог”:
  1. В основе миросозерцания Г.Р. Державина лежат мысли о привлекательности радостных сторон жизни. Главное – уверенность в существовании вечной, высшей правды;
  2. Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
  3. Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
  4. Лексические и синтаксические средства стихотворения служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке; тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.
  5. Художественно – выразительные средства помогают автору раскрыть религиозное и философское воодушевление.
  6. Рефлексия:

- Почему так потрясает ода Державина?

- В чем необычность и неожиданность оды?

- В чем тайны оды “Бог”?

- Каковы особенности его оды и языка? Случайны ли они?

- Каков поэтический “результат” стихотворения?

- В чем заключается новаторство Г.Р. Державина?

- Державин – оптимист или пессимист в своих раздумьях о судьбе

человеческой в потоке времени?

Домашнее задание:

самостоятельный лингвостилистический анализ одного из стихотворных произведений Г.Р.Державина.

Читать еще:


Новые материалы:

Систематизация знаний о грамматических признаках имени существительного :: Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление пройденного материала. Семь чудес Республики Башкортостан :: Интегрированный урок по теме "Деление суммы на число" :: Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Обучение грамоте. 1-й класс :: "Что может быть краше дружбы!" :: Над глубиной: Хроника выживания ( Cage Dive ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Олимп-мебель / Стол туалетный Надежда-М04 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Как убрать макияжем второй подбородок

Игра теней: как убрать второй подбородок с помощью макияжа Второй подбородок – косметическая проблема, с которой борются многие дамы. Далеко не всегда он...

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD