Многогранность лирики Сергея Есенина. Философские мотивы в ней : Литература

Многогранность лирики Сергея Есенина. Философские мотивы в ней : Литература

Цели урока:

  1. Постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в его философских стихах. Определить поэтическую идею его стихотворений.
  2. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному.
  3. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания. Продолжить обучение выразительному чтению.
  4. Развивать интерес к поэтическому наследию С. Есенина.

Оборудование: Портрет С. Есенина, грамзапись романса “Не жалею, не зову, не плачу...”

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения “печали людей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком.

М. Горький.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Н. Толстой.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

“Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души”, - эти слова А.Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызвать ответного душевного волнения и сопереживания.

Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой вызывал бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник. Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь, и пел, чтобы жить “пусть вся моя жизнь за песню продана” - сказано не ради словца. Тоже самое повторит поэт перед смертью и не в стихах “остались одни лишь стихи. Я всё отдал им”.

Поэзия С. Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся она из самого сердца, как “песнь простая”, без явных признаков кропотливого, чёрного труда, усилий, траты “словесной руды”.

Что вам дорого в поэзии С. Есенина? Каким вы видите поэта в его стихах?

III. Чтение наизусть стихов Есенина учащимися:

“Край любимый! Сердцу снятся...”, “Топи да болота”, “По-осеннему кычет сова”, “Неуютная жидкая лунность”.

(Звучит под аккомпанемент гитары одна из песен на стихи С. Есенина).

= Чтение стихотворения С. Есенина учителем.

IV. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта.

Есенинскую сопричастность всему живому, природному почувствовал М. Горький, читая и слушая размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи поэта.

Внимание к эпиграфу!

Действительно, Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы: “Подымайте вы, лунные лапы, мою грусть в небеса ведром”, “Оттого что тот старый клён головой на меня похож”.

И для того, чтобы доказать это обратимся к стихотворению “Не жалею, не зову, не плачу”, проанализировав его по схеме.

V. Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу”.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Какие чувства вызвало это стихотворение?
  3. История создания произведения.

По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в “Мёртвых душах”. Возможно, гоголевское восклицание “О, моя юность! О, моя свежесть!” и сожаление по поводу “невозвратно мелькнувшего” детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из “Мёртвых душ” Гоголя, безусловно, не был единственным источником стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны - молодости и осени -старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.

Постарайтесь вспомнить строки стихотворений, в которых звучит эта тема.

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт.

(Державин)

Всё обновится весною -
Смертный, ах! Вянет навеки.

(Карамзин)

И ты вступаешь в осень дней.

(Баратынский)

Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

(Пушкин)

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.

(Некрасов)

Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
Но весело бродить и знать, что всё проходит.

(Бунин)

Эти литературные аллегории и ассоциации ведут своё происхождение от фольклорного психологического параллелизма. Есенин соединил в своём стихотворении обе традиции - фольклорную и литературную, - восприняв из фольклора ощущение родственной близости человека и природы и преобразив народнопоэтический параллелизм и книжные сравнения. Вместо параллельного изображения и сопоставления-взаимопроникновения и слияния двух миров.

Каких?

Я- яблоня в первой строфе и

Мы —клёны в пятой. Но всем суждено “процвесть и умереть” - этим заканчивается стихотворение.

О чём это стихотворение? Определите его тему.

На первый взгляд стихотворение посвящено встрече со

старостью, не случайно дважды повторяется слово “теперь”,

“Ты теперь не так уж будешь биться” и “Я теперь скупее стал в желаньях”. Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью.

Определите размер стихотворения.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный.
Я не буду больше молодым.
3, 7, 9
3, 5, 7, 9
3, 5, 9
3, 5, 9
Пятистопный хорей с пиррихием
Способ рифмовки – перекрёстный 1
2
3
4

Рифма

Чередование мужской и женской рифмы, придаёт стихотворению напевность, ритмичность.

С чего начинается стихотворение?

Начинается оно не с воспоминаний о “невозвратном и далёком”, а с печальных мыслей о будущем, которое всё время проецируется на прошлое и рисуется негативно.

О каком времени больше говорит поэт: о прошлом, настоящем или будущем?

Всё пройдёт.

Не буду, не будешь, не заманишь.

В какой эмоциональной тональности говорит о будущем? Печальной, грустной.

Всё это признаки какого жанра?

Элегия.

Встречались ли мы с Вами с этим жанром при изучении литературы XIX века?

Оно напоминает Лермонтовское стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. Прежде всего Есенину оказалась близка лермонтовская формула “и не жаль мне прошлого ничуть”, и он не раз варьирует её в своей поэзии: “и ничего в прошедшем мне не жаль”, “мне не жаль вас, прошедшие годы”, “не жаль мне лет, растраченных напрасно”. И свою элегию об ушедшей молодости поэт начинает с отказа от сожалений (“Не жалею...”), но на самом деле оплакивает её и в отличие от лермонтовского героя, отвергающего и прошлое, и будущее, благословляет жизнь.

Итак, эти три отрицания- как бы три ответа на выступление из трёх отрицательных глаголов (заметим, что это редкий случай в русской поэзии тройного глагольного негатива).

Давайте обратимся к первым двум строфам. Прочитайте их выразительно.

Чем объединены эти две строфы?

Объединены отрицанием настоящего “Не жалею...” и будущего

“Я не буду больше молодым...”

Какие чувства они вызывают?

Ощущение невосполнимости утрат.

В каких строчках это ощущение подчёркнуто?

“Я не буду молодым”, “Ты теперь не так уж будешь биться”,

“Страна не заманит”...

Чем добивается этого поэт?

Отрицанием, частица не, обращением- сердце.

Если прислушаемся к глаголам, какой принцип выдерживается, он же задан и в зачине “Не жалею, не зову, не плачу”?

Выдерживается принцип градации, воссоздающий события и действия, мысли и чувства в процессе.

Верно по этому же принципу выстроено ещё одно положение, которое определяет общность поэта с Россией?

Найдите ключевые слова этого положения.

Я - ты — страна (Россия).

Следующие две строфы кульминационные.

Прочтите их.

Какая интонация звучит в них?

Взволнованность.

Передана ли эта интонация читающим?

Какой мотив усиливается в этих строфах?

Усиливается мотив утраты, заполняя собой наступившее “сегодня”; уничтожив разрыв между завтрашним и сегодняшним днём. “Дух бродяжий. Ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уcm”. Голос поэта, перечисляющего новые и новые потери, становится всё взволнованнее.

Чем, как передаётся это чувство?

Отрицанием, обращением “Дух бродяжий”, “О, моя утраченная свежесть”, повторами (“ты всё реже, реже”), паузой-переносом (реже// Расшевеливаешь). Происходит и звуковое оформление мотива утрат: причастие “утраченная” вбирает в себя звучание предыдущих определений, как бы подготавливается им.

Каких?

“Охваченный” в I строфе и “тронутое” во II строфе. В строках “О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств” - образном и эмоциональном фокусе стихотворения - сконцентрирован весь его пафос.

Можете ли Вы определить пафос стихотворения?

Пафос стихотворения драматический, потому что речь идёт об утратах; и эмоциональный, потому что говорится о чувствах, о личном. Выразительность последнего стиха, ставшего афоризмом, поддерживается чёткой ритмичностью и симметрией ударений, пауз и звукового состава.

Определите звуковой состав стихотворения.

у—а — о - у в первых трёх строках,

ств- л-л-ств в последней, четвёртой.

Но и после третьей строфы напряжение не спадает, ведя ко второй кульминационной вершине - трагическому вопросу о приснившейся жизни и образу “розового коня”.

Символом чего является этот образ?

Символ несбывшихся мечтаний о прекрасном и идеальном, о юности. Образ многомерный, создан метафорой.

Обратимся к последним двум строфам. Прочтите их.

Концовка стихотворения даёт отчётливо полемическое-смысловое - образное и грамматическое кольцо: “я” превращается в “мы”.Весна оборачивается осенью (яблонь дым-клёнов медь), “пройдёт” (в I строфе)- уже “прошло” (в V). Использован приём антитезы. А печаль о прошедшем разрешается диалектическим пониманием и приятием бытия.

Таким образом, на три отрицания в зачине откликаются три утвердительные глагола в концовке: “Что пришло процвесть и умереть”.

В чём поэтическая идея стихотворения?

Философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть.

Таким образом, ещё раз подчёркиваем слияние человека и природы, которое отчётливо видно в поэзии Есенина. И ещё раз доказываем правдивость слов М.Горького.

Внимание к эпиграфу.

VI. Обобщение по уроку.

На дом: Самостоятельно проанализировать стихотворение

“Отговорила роща золотая...”

Читать еще:


Новые материалы:

Фольклорный праздник "Деревенские посиделки". 3–4-й классы :: Программа школьного "Пресс-центра" :: Система рейтинговой оценки достижений воспитанников как основа учебно-воспитательного процесса детских объединений художественно-эстетической направленности МОУ ДОД ЦДОД "Профессионал" г. Краснодара :: Познавательно-развлекательная игра для учащихся 3–4-х классов "Эрудит-лото" :: Тема урока: "Вставка рисунка в Word. Импортирование объекта в Windows" :: Борг/Макинрой ( Borg McEnroe ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list17.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list17.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list17.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя ( Fräulein: una fiaba d'inverno ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD