Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" : Литература

Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" : Литература

Литературная гостиная – это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, это своего рода этапный итог работы, желание поделиться достижениями, сотворить праздник себе, ученикам, гостям.

Гостиная представляет не только творчество писателя, но и его литературноисторическую эпоху.

Литературная гостиная – это создание сценария, это поиск материала, оформление сценария, это поиск истины, это труд, творчество зрителей.

Цели и задачи:

  • Становление духовного мира человека.
  • Развитие творческих способностей и дарований.
  • Повышение познавательной активности.
  • Воспитание чувств патриотизма, любви к своей малой родине.
  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся, познавательных потребностей и интересов.
  • Развитие культуры общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности.
  • Повышение уровня образованности учащихся.
  • Повышение качества подготовки учащихся по литературе.

Наш разговор в литературной гостиной посвящен творчеству Есенина. Это один из наиболее читаемых в наше время поэтов. Он остается всегда современным, потому что близок к народу. Есенин6а по праву считают самым народным, самым русским поэтом.

Лирика Есенина повествует о любви к родной природе, родной стране, к близким людям.

Есенин - оригинальный мастер пейзажа, он дает почувствовать живую силу окружающего мира. Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин входит в сердце просто и спокойно. Остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.

Литературная гостиная.

“С любовью в сердце” С. Есенин

Звучит романс “Отговорила роща золотая…”.

1-й чтец.

Сергей Есенин! – это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Литературные уроды,
Живи еще ты десять лет,
Тебе бы, как врага народа,
Благословили б на расстрел!
Но ты ушел из жизни смутной
С кровавой песней на стене
За десять лет до оргий культа,
Вспоровших вены всей стране…

2-й чтец.

- Из горьких слов сплету венок -

Душою выстрадано слово.

Ведущий. Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа: Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.

3-й чтец.

- Поэты живут после смерти,
При жизни страдают они.
Их ловят мещанские сети,
Тираны их держат в тени,
Коль им не поют “аллилуйя”
Народных глушин голоса.
Рассвет. Приближаюсь к селу я,
Где русский Поэт родился.

Ведущий. “Родился в 1825 году, 20 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми прошло почти все мое детство. Стихи я начал писать лет девяти. Восемнадцати лет я был удивлен тем, что их не печатают, и послал в Петербург…”

Родина, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина.

Ученик читает стихотворение “Спит ковыль…”

Ведущий. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.

4-й чтец.

Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.
Где простор необъятной сини
Наполняет дыханьем грудь,
Сын Рязани, любимец России
От берез начинал свой путь.
И взлетел он, подвластный песне,
Нам обыденной суетой.
Русской нежности страстный вестник,
Грешник праведный и святой.

Ведущий. Современники усматривали в поэтическом творчестве Есенина “хрестоматию от Пушкина до наших дней”. Есенин c головокружительной быстротой проделал сложный путь восхождения от стихотворца, поющего библейским слогом отчую землю “в блеске алом зари”, к вершинам поэтической классики, создав такие шедевры, как “Пугачев”, маленькие поэмы “Русь Советская”, “Русь кабацкая”, “Русь уходящая”, лирический цикл “Персидские мотивы”.

Непостижимо, но все это создано одним человеком, прожившим всего 30 лет, из которых ровно половина отдана поэзии. Первый сборник стихов поэта, который вышел в свет в 1916 году, назывался “Радуница”. Что обозначает это слово? B.И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова “радеть”, что означает “проявлять заботу, старание, опекать”. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке - о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери C. Есенин посвятил эти задушевные строки:

Милая, добрая, нежная,

С думами грустными...

Но Татьяне Федоровне пришлось пережить самое страшное в жизни матери горе - смерть сына.

Отрывок из “Поэмы о матери Есенина” поэта Андрея Филатова.

…Однажды с приокского луга,
Видать, без дорог, стороной,
Под именем давнего друга
Забрел к ней турист пожилой.

В кепчонке, в плаще запыленном,
Присел на придвинутый стул.
Назвал себя мистером Джоном
И руку, склонясь, протянул:

- Я дальний, но русским владею.
Читаю про древнюю Русь.
В любви объяснился Сергею,
“Письмо” ей прочел наизусть.

Заверил, что томик с березкой
Поныне у сердца хранит,
Что сын ее даже в заморской
Далекой стране знаменит.

В таком разберешься не сразу,
Смолчала старушка в ответ.
Лишь гостя окинула глазом
От кепки до модных штиблет.

- ...Вам виллу бы, матушка, надо
С балконом на берег реки.
Высокий фонтан среди сада,
Дорожки, песок, цветники...

Россия о вас позабыла,
Есенинский стих - не в цене.
Потемки!.. Какая тут вилла
В болотной, глухой стороне.

Умолк - помешали сельчане.
Вошли - не успел досказать...
И душно, и тяжко Татьяне -
Разгневана русская мать.

Подруг не заметила даже,
Что сели рядком на скамью.
...Да разве при них он доскажет,
Раскроет душонку свою!

Зовет помирать на чужбине...
Забрел среди белого дня...
Давно ль “хлопотали” о сыне,
Теперь добрались до меня.

Чего же ты жмешься к порогу,
Не хочешь сидеть у окна?..
Боишься, мне люди помогут?
Не бойся, я справлюсь одна!..

Ты видишь, я встала не плача,
Пускай на душе тяжело.
Но только теперь-то я зряча:
Мне горе прозреть помогло.

И вправду, привстала, прямая,
Пошла у подруг на виду.
Помочь бы. Да слышат: - Сама я.
Сама, дорогие, дойду.

В расшитой рубашке с портрета
Сергей улыбается вслед:
“Ведь Джон ожидает ответа.
Каков же твой, мама, ответ?..”

- Пусть сердце остынет немного,
Сережа, сынок мой родной,
Дай силы дойти до порога.
Я знаю - ты рядом со мной.

Платок отряхнула дареный,
Ослабила узел тугой.
Блеснула глазами на Джона
И дверь распахнула ногой.

В углу загремела посуда,
Погас огонек у икон.
- А ну, убирайся отсюда,
Иди по-хорошему вон!

Петляй своей тропкой убогой
И там, у себя, куролесь,
А русскую землю не трогай
И в русскую душу не лезь!

Горжусь, что такого поэта
На русской земле родила.
Она моим сыном воспета
И мне теперь трижды мила!

Могу ль я на чье поруганье
Сыновнюю песню отдать?!
<...>
В приокском селе, под Рязанью,
Жила эта русская мать.

Ведущий. Есенин с большой неохотой вспоминал свою поездку в Европу и Америку. От случайных его фраз остается впечатление о большой, мучительной одолевшей его там тоске. Вот лишь некоторые строки из тех давних писем поэта на родину: “Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги. Никому здесь это не нужно”.

Из его живописных и напевных стихов вырисовывается милый сердцу образ родной земли, исконной Рязанско-Коломенской Руси. Природа в стихах Есенина - всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет.

Звучит романс “Клен ты мой опавший...”.

5-й чтец.

С модной тростью, в смокинге цивильном,
Он ходил, шокируя цилиндром
Революционную Москву:
Барду, избалованному славой,
Нравилось мальчишеской забавой
Волновать неверную молву.
Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно летний звездопад,
Вечный, словно солнечный восход,
Кто же он, как не сама природа, -
Юноша, пришедший из народа
И ушедший песнею в народ?

Ведущий. В тревожное время 1919 года Есенин свободно гулял по ночному городу, несмотря на патрули.

Однажды, при проверке документов, он неожиданно стал читать свои стихи. Когда дошли до памятника Пушкину, Есенин прекратил чтение, но начальник патруля попросил его: “Расскажи еще про деревню, уж больно складно у тебя получается”.

Рассказывают, что, знакомясь с Сергеем Есениным, Феликс Дзержинский обронил: “Как это вы так живете?” “Как?” - смутился поэт.

-“Незащищенный”.

6-й чтец.

Трава, тяжелая от пыли,
Ночь в проводах жужжит, как шмель.
А ведь Есенина убили,
Не вызвав даже на дуэль!

Ученик читает стихотворение В. Богданова “Памяти поэта”.

Улеглась в гостинице гульба,
Желтый мрак качался в коридоре.
Как смогла ты, подлая труба,
Удержать такое наше горе?
Спал подлец, напившись в кабаке,
Над поэтом зло набалагурясь...
Смертный миг... Лед треснул на Оке...
Только мать на всей Руси проснулась...
Что же ей почудилось тогда?
Может быть, взаправду увидала,
Как с небес горячая звезда,
На крыльцо морозное упала.
И зажгла зарю в селе звезда,
Мать у русской печки суетилась.
По снегам глубоким, как беда,
Весть на санках к дому подкатилась...
Рухнул месяц с голубых высот.
И березы в дымной круговерти,
Словно петлю, рвали горизонт
И стонали голосом бессмертья.

Музыкальный фрагмент.

7-й чтец.

Что ж, Сергей, развенчаны легенды, -
Получил оценку катаклизм.
Будет вечной траурною лентой
На судьбе твоей социализм.
Оправданья не сыскать потере,
Как не взять убийц и подлецов,
Но твое убийство в “Англетере” -
Луч, что власти высветил лицо.

Ведущий. “Какой чистый и какой русский поэт”, - говорил о нем Горький. Алексей Максимович точно определил глубинную суть Есенина-поэта, сказав, что он “не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия”.

Ученик читает стихотворение “Собаке Качалова”.

Ведущий. Последние строфы посвящены журналистке Галине Бениславской - другу Есенина. Галя Бениславская, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Он никогда не кривил душою. Любя и ценя Галину как редчайшего своего друга, он в то же время в марте 1925 года написал ей короткое письмо: “Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину”. Тем не менее Бениславская не покидала его и заботилась о нем. Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого - Софье Андреевне Толстой заставила Бениславскую отойти от него. Этот уход друга Есенин воспринял тяжело. А почти через год после гибели поэта - 3 декабря 1926 года Галина Бениславская покончила жизнь самоубийством на могиле Есенина. Она завещала похоронить себя рядом с ним.

Ученик читает стихотворение “Мы теперь уходим понемногу...”.

Ведущий. С новой силой звучат сегодня есенинские строки: “Как прекрасна земля и на ней человек”. Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

Романс “Не жалею, не зову, не плачу...”.

8-й чтец.

Еще не поросли тропинки,
Что слышали твои шаги,
И материнскою косынкой
Еще пестрят березняки.
И говор леса, говор дола,
И говор горлинок в лугах
Зовут тебя к родному дому,
Счастливого или в слезах.

Звучит лирическая музыка. На ее фоне ведущий читает стихотворение.

Ведущий.

Все ждет тебя, все ждет, не веря,
Что за тобой уж столько лет,
Как наглухо закрыты двери
На этот самый белый свет.
Ты нам оставил столько сини!
А сам ушел, как под грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхающей слезой...

Творческая мастерская по лирическому анализа стихотворения С.А. Есенина “ Черемуха”

Цель: учить детей углубленному пониманию лирического текста, развивать навык анализа текста, воспитывать интерес к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Ход урока

- Сегодня я предлагаю вам очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы стоим на крутом высоком берегу Оки. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново.

- Закроем глаза. перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшение, как природы, так и настроения.

Но сегодня природа как бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И из избы выбегает голубоглазый двадцатилетний юноша. Он вздыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг его взору открывается чудо. Черемуха, еще дремавшая, сегодня пробудилась и стояла во всей своей красе. А под ней ручеек. Казалось, каждый цветочек призывает всех: полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

- Как вы думаете, какие мысли, чувства могли возникнуть у С. Есенина?

(восторг, восхищение, радость)

И как у истинного поэта, в душе его родился стих.

Черемуха

Черемуха душистая
C весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
A рядом, у проталинки,
B траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
A зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

(1915 г.)

Продолжение статьнаходитс в приложении (Приложение)

Читать еще:


Новые материалы:

Агитбригада "Новый год без забот" :: Легко ли быть родителем подростка? :: Классный час "Терроризм – угроза обществу" :: Разработка классного часа "Магия числа 7" :: Психологическая игра-проект "Репортаж от одноклассника" :: Время первых, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Джуманджи: Зов джунглей ( Jumanji: Welcome to the Jungle ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD