Урок литературы. 6-й класс. «Незабываемый мир детства» . Лев Николаевич Толстой. «Отрочество», глава II, «Гроза» : Литература

Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза" : Литература

Цели урока:

  • показать мастерство Толстого в описании пейзажа;
  • развивать навыки анализа текста.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, репродукция картины К.Е.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Методические приёмы: анализ текста (аналитическое чтение), устное описание; сопоставление произведений искусства.

Ход урока

1. Вступительное слово.

– Прочитайте название раздела литературы, произведения из которого мы читаем на уроках.

– Мир детства, отрочества, юности, когда происходит становление человека, его характера, когда формируется его отношение к людям, к себе самому, очень волновал писателей всегда. Не является исключением и Лев Николаевич Толстой. Его имя вам хорошо знакомо. (Портрет писателя)

С раннего возраста, потеряв мать, потом отца, оставшись с братьями на попечении бабушки, затем тётеньки, будущий писатель учился разбираться в себе и других людях, искать причины своих просчётов, ошибок, учился быть терпимым, внимательным, воспитывал свой характер.

Яркие впечатления детства, отрочества, юности он запечатлел в автобиографии, которая так и называется.

Размышляя о себе, Толстой помогает нам подумать о нас самих.

Мы уже встречались с автобиографическим произведением в начале изучения темы. Назовите автора и произведение. (С.Аксаков “Детские годы Багрова – внука”)

И в этом произведении, и в трилогии Толстого повествование ведётся от первого лица. Именно этот приём позволяет Толстому рассказать ярко, эмоционально о впечатлениях главного героя Николеньки Иртеньева.

– Вы прочитали 2 главу “Гроза” из повести “Отрочество”

– Попробуйте определить задачи урока.

(Будем наблюдать, как Толстой изображает природу (грозу), оценим мастерство писателя; будем учимся анализировать текст, исследовать его)

2. Основная часть. Чтение и анализ текста.

В тексте много внимания уделено чувствам героя.

– Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”?

– Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.

 Чтение 1 части.

– Что испытывал герой, находясь в бричке? (Лёгкой повозке)

(Изнемогал от жары; не знал, куда деться; было душно, пыльно)

– Почему мальчику не терпелось поскорее приехать на постоялый двор?

(“Гроза наводила чувство тоски и страха”, ребёнку хотелось спрятаться)

– Отметьте эпитеты в описании теней, тучи, которые помогли автору объяснить чувство тоски и страха, которые испытывал Николенька.

(Зловещие, черные тени, большая, мрачная туча)

– А каким было чувство?

(Тяжёлое)

– Обратите внимание на соответствие эпитетов в описании предметов природы и чувства героя.

– Заметьте, мальчик был не один, рядом брат Володя, на козлах Филипп, передней каретой управляет Яков, в карете Любочка, Катенька, гувернантка Мими. И тем не менее, ребёнок испытывает страх перед этим грозным явлением природы.

– Как озаглавим эту картину?

(Облака собираются в одну большую, мрачную тучу)

Чтение 2 части.

– Отметьте, что замечает Николенька по мере приближения грозовой тучи?

(туча, молния, гул, окрестность изменилась, роща, листья, макушки берез, пучки сухой травы, птицы, ветер, молния, гром)

– Перечитайте предложение, где сказано о чувствах, пережитых Николенькой.

(“Мне становилось жутко…”

“…заставляющий трепетать и сдерживать дыхание”

“Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!”)

– Озаглавим эту картину.

(Туча приближается, и “вся окрестность приобретает мрачный характер”)

Чтение 3 части.

– По мере приближения грозы происходит несколько событий.

Страх испытывают все.

– Почему Николенька думает, что Филипп и Яков тоже боятся?

(Спины напряжены)

-Мальчик боится даже пошевелиться. И тут происходит неожиданное.

Перечитаем.

– Внимание Николеньки обращено на пальцы Филиппа, ему кажется, что он делает все слишком медленно.

-Как автор описывает состояние мальчика?

(Замирает сердце; тревожное чувство тоски и страха; умер бы от волнения)

– Почему появление нищего (убогого) вызывает чувство холодного ужаса, дрожь пробежала по волосам?

– Озаглавим.

(Молния сверкает без промежутка. Ветер усиливается).

Чтение 4 части.

– Определите роль сравнительного оборота.

– Озаглавим. (Дождь лил как из ведра)

Чтение 5 части.

– Как меняется состояние природы? Как меняются чувства мальчика?

– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы?

(Счастье)

– Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями.

– Озаглавим.

(Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы.)

3. Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (Читает ученик)

– Ответьте на вопрос: “В чем сходство “Весенней грозы” Тютчева и описания грозы у Толстого?

– Как в стихотворении передано восхищение грозой?

(Замечательное слово найдено автором – ЛЮБЛЮ)

– Перечитаем последние строки в повести, которые можно озаглавить словом “ЛЮБЛЮ”

4. Демонстрация репродукции Маковского “Дети, бегущие от грозы”

– В центре полотна дети. Опишите их состояние.

– Найдите в тексте повести описание чувства Николеньки, похожее на чувства, которые испытывают герои картины.

– Рассмотрите небо. Опишите его.

– Обратимся к тексту. Перечитайте описание неба.

5. Вывод:

– Писатель, поэт, художник описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.

Домашнее задание:

Составить рассказ

“Небо на картине Маковского”. (Репродукция есть в учебнике “Русская речь”)

Используйте “Грозу” Толстого.

Подведём итоги:

Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?

(Использовал выразительные средства)

Что необычным было сегодня на уроке?

– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?

– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.