Урок литературного чтения в 3-м классе "Японские хокку" (по программе Л.Занкова) : Литература

Цели и задачи:

  • Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мапуо Басе и Кобаяси Исса.
  • Формировать понятие (Японские хокку) дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития.
  • Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа.
  • Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.

Оборудование: учебники (литературное чтение) 3 класс, автор Н.А.Чуракова, тетради по литературе, иллюстрации, отражающие Японский быт.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Музыкальное вступление.

3. Беседа.

Вы, наверное, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа.

Итак, обратимся к поэзии.

Уродливый ворон —
и он прекрасен на первом снегу
в зимнее утро. (Басе)

Почему именно это стихотворение я прочла?

(Ответы детей; свободные высказывания, подводящие к тому, что это – хокку).

Кто определил тему нашего урока?

Что такое хокку? Что вы знаете о них?

(Хокку (хайку) – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания). Формула хокку: 5+7+5=17 слогов

(Рассказ о хокку учеников)

1. Давайте еще раз прочитаем хокку сегодняшнего урока (с. 110). Посчитайте слоги. Что скажете?

(6+10+5)

Если это хокку, то почему такое несоответствие? (В переводе могут быть неточности)

Давайте еще раз обратимся к стихотворению:

Уродливый ворон…

2. Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон красив, но по-своему!

Снег был первым,а значит пушистый и чистый. А это красиво смотрится. Вот и ворон красив, даже если он уродлив.)

Давайте уточним: снег – какой? белый, пушистый. Ворон – какой? черный, уродливый

3. Как называется этот прием?

(Контраст)

А еще это называется рисованием зрительного образа.

Можно утверждать,что получилась волшебная картинка?

Уродливый ворон!

Если поставить восклицательный знак вместо тире, что-нибудь изменится? {Это не задумано поэтом, он и так указывает нам, на что надо обращать внимание, чему удивляться!)

Микроитог

Что узнали о японских хокку?

4. А кто пишет японские хокку?
Когда они зародились?

(Рассказ ученицы о Бассе и Исса)

5. Вы дома должны были найти и выписать в тетрадь хокку. Давайте послушаем, о чем они?

(Зачитывание хокку детьми).

Творческое задание:

Найдите хокку:

1. Уж тает снег,
бегут ручьи
в окно повеяло весною…

(А.Н.Плещеев)

2.Лед растаял в пруду,
и снова зажили дружно
вода с водою.

(Басё)

По каким признакам определили?

Высказывание детей о Японии.

Говорили много о хокку. А что узнали про Японию, про народ, быт и т.д?

(Высказывания детей)

Учитель:

А я, готовясь к уроку, случайно в вашем детском журнале"мурзил-ка" нашла Японский кроссворд. Вот что у меня получилось! (показываю). Советую вам для развитая творческих способностей выписать такой журнал.

ИТОГ:

Учитель:

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку . Выражение “он умеет жить” японцы понимают по-своему. В их преставлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них.

Вдумайтесь в эти слова:

Всматривайтесь в привычное -
и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -
и вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -
и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое -
и вы увидите великое.

А на прощанье я вам скажу: ГОКУРАСАМА! – спасибо за помощь!

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по информатике "Диаграммы" (вариативная часть). 1—4-е классы :: Интегрированный урок (литература + русский язык) по теме "Звук [щ], буква -щ-, -Щ-. Строчная буква -щ-" :: Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием открытых образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?" :: Экологическая беседа на тему "Поможем природе" :: Урок-путешествие по математике на тему "Сложение и вычитание в пределах 100" (2-й класс) :: Небоскрёб ( Skyscraper ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Шкафы-витрины / ВасКо / Шкаф комбинированный Соло 054-3303 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Как прокачать руки в домашних условиях

Как накачать руки в домашних условиях Рельефные бицепсы и трицепсы — это цель, к которой стремится каждый атлет, чтобы выделяться из толпы, выглядеть спортивно и...

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD