Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме "Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака" : Литература

Цели:

1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака.

2. Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся.

3. Воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: АРМ учителя, выставка произведений Б. Л. Пастернака, учебник-хрестоматия по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, презентация (Приложение 1).

Ход урока (мероприятия)

I часть: Организационный момент

1.1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II часть: Актуализация знаний учащихся

2.1. Просмотр видеоролика «Литература Серебряного века», характеризующего развитие литературы в эпоху Серебряного века.

2.2. Беседа по вопросам учителя, воспроизводящая знания учащихся об эпохе Серебряного века.

- Какой период времени в русской литературе мы называем эпохой Серебряного века? (Эпоха Серебряного века относится к концу 19 – началу 20-го веков.)

- Как условно можно разделить новые литературные направления этого времени? (Новые литературные направления эпохи Серебряного века условно делятся на три группы: реализм, модернизм, пролетарская литература.)

- Назовите основные литературные формы модернизма. (Основными литературными формами модернизма являются: символизм, акмеизм, футуризм.)

- Перечислите поэтов Серебряного века, уже знакомых вам.

III часть: Знакомство с новым материалом

3.1. Представление темы урока (внеклассного мероприятия). Запись темы урока в тетради.

- Сегодня я хочу вас познакомить с поэтом Серебряного века, опальным писателем, философом, удостоенным Нобелевской премии – с Борисом Леонидовичем Пастернаком. Он родился и жил в непростое время: революция 1917 года, гражданская война, годы сталинизма, Великая Отечественная война, «оттепель» 60-х… (Слайд №1)

3.2. Знакомство с целями урока (внеклассного мероприятия). Объявление письменного задания на урок.

- Внимательно познакомиться с информацией и самостоятельно составить в тетрадях конспект «Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака».

- Эпиграфом стали строки из стихотворения М. Цветаевой. Именно они, по моему мнению, определяют цели нашего мероприятия. (Слайд №2)

3.3. Знакомство с традициями семьи.

- 10 февраля 1890 года, в Москве, родился Борис Пастернак. Его отец – известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы! (Слайд №3)

3.4. Путь к поэзии.

- Путь к поэзии шел через Марбург, куда юный Борис поехал на подаренные матерью двести рублей, заработанные репетиторством и жестокой экономией, изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что взгляд его на все, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. Поэзия в нем пробудила любовь. Да, в той первой любви он получил отказ, но поэзия осталась с ним навсегда. (Слайд №4)

Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное его ответвление «Центрифуга».

3.5. Выход первого сборника стихов «Близнец в тучах»,  1914 год.

- Все лето 1913 года Борис Пастернак жил на даче в Молодях, и там сложилась его первая книга стихов “Близнец в тучах”. А самая первая публикация была еще до этой книги в альманахе «Лирика». Туда вошло и написанное в 1912 году стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. «В стихотворении Б.Пастернака «Февраль…» мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга». (Слайд №5)

3.6. Знакомство со стихотворением «Февраль. Достать чернил и плакать!», 1912 год.

- Стихотворение «Февраль…» имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Я представляю вам второй, знаменитый вариант 1928 года.

Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения «я». Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим «я» и миром.

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование.) (Слайд №6)

3.7. Знакомство со стихотворением «Снег идёт», 1957 год.

Ни у кого природа так не одушевлена, а по количеству стихотворений, посвященным временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской поэзии.

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идет» - одно из них. Оно было написано в 1957 году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование.) (Слайд №7)

3.8. Выход второго сборника «Поверх барьеров», 1917 год.

Вторая книга – «Поверх барьеров» была опубликована с цензурными изъятиями в 1917 году еще до Октябрьской революции. (Слайд №8)

3.9. Выход книги стихов «Сестра моя – жизнь», 1922 год.

После Октября в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Воздушные пути», роман в стихах «Спекторский», в которых поэт размышляет о драматической судьбе личности в революции.

Примерно летом 1917 года, была написана, но издана пятью годами позже книга «Сестра моя – жизнь». Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Ю. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения». (Слайд №9)

3.10. Знакомство со стихотворением «Урал впервые», НРК.

Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Он точно так же, как в своё время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь – именно «божий мир».

Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстаёт перед читателем Урал, вереницы пейзажей вторгаются в стихи поэта, выражая его восторг перед миром природы.

Выразительное чтение стихотворения учителем. (Слайд №10)

3.11. Выход книги «Второе рождение», 1932 год.

В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в стихах, вошедших в цикл «Волны». Этот цикл стал частью книги «Второе рождение», в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка.

В 1930-31-е года Пастернак пишет книгу «Второе рождение». Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.

В 1932-м году книга стихов «Второе рождение» выходит в свет. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!

К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. (Слайд №11)

3.12. Знакомство со стихотворением «Любить иных – тяжёлый крест…», 1931год.

Это о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что, красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься «прозой жизни», домом, семьей.

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование). (Слайд №12)

3.13. Знакомство со стихотворением «Никого не будет в доме…», 1931 год.

Произведения Бориса Леонидовича необычны, фантазия поэта увлекает нас в таинственный, иногда не совсем с первого взгляда понятный мир.

В стихотворении «Никого не будет в доме…» нашли отражение обстоятельства личной жизни поэта: в 1931-м году, как уже упоминалось выше, Пастернак создаёт новую семью. Это событие послужило отправной точкой для рождающейся тогда лирики поэта. Стихотворение, написанное в 1931-м году, вошло в сборник с символическим названием «Второе рождение». (Слайд №13)

Прослушивание песни из к/ф «Ирония судьбы…» (Приложение 2) (Восприятие, оценка, истолкование.)

3.14. Переезд в Переделкино.

В 1937-м году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов.

Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: «Оставьте этого юродивого в покое». А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки». Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.

Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого, с грузинского Бараташвили.

Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино». (Слайд №14)

3.15. Выход сборника «На ранних поездах», 1941 год.

В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак.

Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта. «Здесь будет всё пережитое», - сказал Пастернак о сборнике 1941-го года «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.

Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

(Слайд №15)

3.16. Поездка на фронт.

В 1943-м совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерк «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна» вошли в книгу «На ранних поездах» (как и цикл «Переделкино»), 1943-м. (Слайд №16)

3.17. Роман «Доктор Живаго».

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни, Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.

В течение 10-ти лет писался роман, наступил 1956 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала «Новый мир». Редакции молчат, как затишье перед бурей. Анна Ахматова вспоминает: «Борис был счастлив, мы – ждали взрыва».

И вдруг, как гром среди ясного неба. 15 ноября 1957 года выходит на итальянском языке его роман «Доктор Живаго». А через 2 года он был переведен на 24 языка. (Слайд №17)

Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой». Живаго – форма винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем «Христа, сына Бога живаго». Роман «Доктор Живаго» - это роман о преодолении смерти. Одно из ранних названий первых глав романа «Смерти не будет». Стихи Юрия Живаго – залог его бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа. Первый поэтический опыт Юрия – «Зимняя ночь» - задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа.

3.18. Знакомство со стихотворением «Зимняя ночь», 1946 год.

Зимняя ночь... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование.) (Слайд №18)

3.19. Знакомство со стихотворением «Гамлет».

Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения. (Слайд №19)

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником (Восприятие, оценка, истолкование). (Слайд №20)

Первый вариант стихотворения «Гамлет» существенно отличается от окончательной редакции. В первом варианте нет той глубины раздумий о жизни, которая присуща последней редакции.

Коллизии трагедии Шекспира вышли за пределы своего времени и продолжаются в последующем веке. Это борьба гуманистов-одиночек с цинизмом и жестокостью, царящими в обществе.

Стихотворение посвящено действующему лицу трагедии – Гамлету. Гамлет был дорог поэту своим служением идеалам добра и справедливости. «Зрителю, - писал поэт, - предоставляется судить, как велика жертва Гамлета, если при таких видах на будущее он поступается своими выгодами ради высшей цели» - борьбы с ложью и злом. Нельзя понять смысл стихотворения «Гамлет» без учета времени его написания. В 40-е годы вышли постановления компартии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Это был бесцеремонный диктат властей, как писать стихи и рассказы, снимать кинофильмы, ставить спектакли, сочинять музыку.

В эти же годы Пастернак подвергался нападкам критики. Александр Фадеев писал о чуждом советскому обществу идеализме в творчестве поэта, о пастернаковском «уходе в переводы от актуальной поэзии в дни войны». Алексей Сурков писал о реакционном отсталом мировоззрении Пастернака, которое «не может позволить голосу поэта стать голосом эпохи».

В стихотворении «Гамлет» фокусируются мысли автора о своём времени. Это своеобразная исповедь поэта, уподобление своей жизни судьбе шекспировского героя, «поднявшего оружие против моря бедствий».

3.20. Присуждение Нобелевской премии по литературе 1958 года.

23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». (Слайд №21)

Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей.

Для Пастернака наступила черная неделя:

25 октября – «Литературная газета» опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе Пастернаке от 1956 года. В этот же день состоялась демонстрация студентов с требованием: «Вон из СССР».

28 октября – было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.

29 октября – на Пленуме ЦК ВЛКСМ выступил Комсомольский вожак Семичастный: «Как говорится в русской пословице – и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака».

31 октября – более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Разразившийся политический скандал, получивший во всем мире название «Дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие сталинские времена. Первоначально Пастернак ответил благодарностью на заслуженную им награду, но через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Его вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. (Слайд №22)

3.21. Знакомство со стихотворением «Нобелевская премия», 1959 год.

Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой. Власти вынудили поэта отказаться от премии, но свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия».

Это горькое стихотворение стало следствием травли поэта, но вечная пастернаковская вера в жизнь, христианское понимание любви и добра, прощение и милосердие не умирает. Поэт уверен в победе добра и справедливости.

Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником. (Слайд №23)

3.22. Последние годы.

Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.

30 мая 1960г. в Переделкино поэт умер от тяжелой болезни (рак легких): «2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом Пастернаком. Поток нарастал: дети, старики, студенты, и почти нет ни одного писателя.

Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, еще быстрее зарывают. Так хоронят великих. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: «Благороднейшему»».

Спустя шесть лет от той же болезни умрет и Зинаида Николаевна Пастернак. (Слайд №24)

3. 23. Реабилитация.

19 февраля 1987 г. Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР».

Спустя более чем четверть века, роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир» в 1988 году. А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых. (Слайд №25, Слайд №26)

IV часть: Итоги урока (мероприятия)

4.1. Сбор тетрадей с выполненной письменной работой.

4.2. Задание на дом.

1. Сделать анализ одного из названных стихотворений: «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956 г.) или «Быть знаменитым некрасиво» (1956 г.)

2. Выучить одно из стихотворений наизусть.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (биология + химия) "Белки. Свойства белков". 9-й класс :: Интегрированный урок: ИЗО + информатика по теме: "Один из жанров изобразительного искусства. Пейзаж. Создание пейзажа в графическом редакторе Paint". 5-й класс :: "Кейс" как интерактивный метод обучения. Разработка урока "Устройства вывода. Принтеры" :: Урок-игра "Звездный час" :: Решение задач с помощью алгебры логики :: Кеди ( Kedi ), 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Тандем-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD