"Веков связующая нить" (на примере произведения Данте Алигьери "Божественная комедия" и поэмы Александра Блока "Двенадцать") : Литература

"Веков связующая нить" (на примере произведения Данте Алигьери "Божественная комедия" и поэмы Александра Блока "Двенадцать") : Литература

ЦЕЛИ:  

  • продолжить знакомство идейно-художественными особенностями поэмы Блока “Двенадцать”;
  • подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств; утверждение вечных ценностей человечества;
  • развивать образное мышление и образную речь. 

ХОД УРОКА 

Урок наш называется ”Веков связующая нить…

Мы попытаемся последить связь произведения Данте ”Божественная комедия“ и поэмы Александра Блока «Двенадцать»

– Для этого на некоторое время превратимся в исследователей, попытаемся проследить отзвук во времени от произведения, оказавшего огромное влияние на развитие культуры нашей цивилизации. Таким произведением по праву можно считать ”Божественную комедию“ Данте Алигьери. Отзвук в русской литературе предлагаю проследить по поэме Блока ”Двенадцать“.
Данте начинает работать над ”Божественной комедии“ в 35 лет (”Земную жизнь, пройдя до половины“), на грани 13-14 веков, на грани зарождения литературы как вида искусства.

– Звучит терцина 3 песни ”Божественной комедии“

Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям. [1]

– Мы погружаемся в эпоху Данте и попытаемся выяснить, почему он смог противостоять судьбе и существующим традициям, найти в себе силы и создать произведение, редкое по совершенству, гармонии, величавой красоте.

Выступление учащихся:

  • биография Данте [2];
  • история создания произведения [3];
  • чтение отрывков из ”Божественной комедии“ [4]

Вывод:

  1. Итог ”Божественной комедии“ – итог всей жизни поэта – дает представление о мире, в котором жил Данте, о нравственных ценностях в нем.
  2. ”Божественная комедия“ – путь восхождения личности, идущей своей дорогой к идеалу. Жестокость развивает низменные страсти и ведет в круги ”Ада“. Как противостоять этому?
  3. Только единство людей, их взаимная любовь может вывести к Чистилищу и Раю – таков итог I части комедии. В мире должна торжествовать ”любовь, что движет солнце и светила“.

Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестаёт что-либо видеть, но после пережитого им озарения его страсти и воля (сердце и разум) в своём стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная ”любовь движет мирозданием“.

Первое знакомство с ”Божественной комедией“ в России произошло в 18 веке, в 19 веке ”Ад“ переводит Катенин, в 20 веке – В. Брюсов; в 1953 году – М. Лозинский.

Влияние Данте на русскую литературу огромно. Н.В. Гоголь хотел написал ”Мертвые души“, как и Данте, в 3 частях. П.И. Чайковский создаёт фантазию ”Франческа да Римини“. А. Блок посещает могилу поэта в Равенне:

Тень Данте с профилем орлиным
О новой жизни вам поёт. [5]

Это был 1909 год. Россия ждала перемен. Отзвук… Эхо…

Влияние Данте было не только внешним, т. е. не только определяло развитие русской литературы; несравнимо его влияние на понимание каждым человеком своей ценности, своего самостоятельного выбора в жизни, за что он отвечает перед Богом: (”Оставь надежду всяк сюда входящий“…)

– Попытаемся найти отзвук, ”Божественной комедии“ Данте в жизни и творчестве Блока и в его поэме ”Двенадцать“. Попытаемся выяснить тему, основную мысль, своеобразие произведения.

Жизненный принцип Блока – соответствие слова и дела.

– Как этот принцип отразился на судьбе поэта?

– Что представляло из себя время, сформировавшее мировоззрение Блока?

(Философия Вл.Соловьева; ”дети страшных лет России“, ожидание перемен).

Дневниковые записи Блока помогут нам понять эпоху поэта, мотивы его поступков.

14 апреля 1917 года Блок пишет: ”Волею судьбы (не своей слабой силой) я художник, т.е. свидетель». Я слышал страшный шум… шум крушения старого мира…“ – это и есть основное содержание поэмы ”Двенадцать“. А это далеко от того, что видели в ней современники.

“Поэма «Двенадцать” вызывала разнообразную, порой противоречивую оценку еще при жизни поэта; вызывает немало споров и сейчас. Александр Блок ни разу не пытался даже опровергнуть это, так как понимал, что искать только политические ценности в его произведении нельзя (“Я художник…”

Была правда революции – со всей её противоречивостью с её надеждами и крушениями этих надежд, выраженная в системе образов, созданных рукой великого мастера. Не было прославления революции, но не было и её проклятия. Блок – художник, как и Данте, имел полное право на собственное восприятие судьбоносного для России события-революции 1917 года. Он не мог изменить художественной правде.

– Давайте прочитаем I главу поэмы. Здесь 8 раз повторяется слово ветер: ”На ногах не стоит человек…“ – Петербург. Ночь. Первый круг ада.

В записной книжке читаем: В первом круге Дантова ада нет боли, а только тоска. И это считается ”милостью неба“. А мы ищем боли, чтобы избежать тоски. Да еще тоска у Данте светлая, воздух тих и нем “ - что ужаснее для нас?

Тоска есть и у Блока, переходящая в «скуку смертную» Ищем боль? Будет и боль.

– Если бы вам была предоставлена возможность поставить по поэме фильм, как бы вы определили его жанр? Документальный, художественный или … хроника?

Да, вероятнее всего, хроника: авторская позиция не просматривается четко, использование необычных символов, параллелей, многоголосого диалога создают сложную картину крушения старого мира:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.

А ведь и у Данте – неизменные страсти ведут в ад.

Слишком много грехов у этого мира – он должен погибнуть… “Тень Данте с профилем о новой жизни нам поёт…”

Но какой она будет – новая жизнь? Что принесет России вихрь революции.

– Классическая цветовая символика создает резкий контраст: Чёрный вечер, Белый снег!

– Как вы считаете, что символизируют слова белый – черный? (Белый – символ чистоты и надежды; черный – хаоса и зла).

– “Под снежком – ледок” – символ зыбкости, неуверенности. Прекрасные лозунги и призывы…. Будут ли они воплощены в жизнь? Это зависит от тех, кто будет их претворять.

– Как автор описывает внешний вид красно армейцев? Найдите во 2 главе, зачитайте.

В зубах – цигарка, принят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

– Это внешнее, а какими слова определяет поэт их внутреннее состояние?

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Трижды во 2 главе повторяются эти слова! Упоение свободой “Без креста…” – А что такое крест?

Крест – двухтысячелетний символ, воплощающий принципы христианской морали, отброшен за ненадобностью. Революция – не только слом старого государственного аппарата, но и уничтожение всего, чем жил этот мир. Отсюда и призыв “пальнуть пулей в Святую Русь”

Ох, ты, горе-горькое!
Скука скучная!
Смертная!

Такая тоска в этой строфе! Для чего живет человек? Как убить время? Куда от скуки направить свою энергию?

Зачитайте 3 главу.

– Важным моментом в понимании характера 12 красноармейцев служит убийству Катьки.

(Случай, Ваньку надо было – нет социального мотива; удивление и зависть, да еще и ревность Петьки – гл. 5)

Если зрелость личности определяется способностью взять на себя ответственность не только за свои поступки, но и за то, что происходит вокруг, то двенадцать – недочеловеки: виновата судьба-злодейка, буря, но не они.

– Зачитаем 7 главу. Она очень важна для поэта, для выяснения основной мысли поэмы – Блок показывает рождение новой, революционной морали, где нет места жалости, состраданию. Герои поэмы не только не имеют в душе идеала, но и не видят его: “вьюга пылит им в очи”; поэтому и Христос, лучший идеал, для них невидим, но, к счастью, и «невредим». И все же флаг становится кровавым.

Другой поэт уже в 70-е годы 20 века написал:

Входили в жизнь
Мальчики, прямые, как лучи,
Откуда ж появились
Доносчики, Лгуны и Палачи?
Страницы книг, как летопись, листая,
Преданью не давая ничего,
Я вижу, как Иуды вырастают
Из никому ненужного Христа!

Появление Христа в финале вызывало и вызывает недоумение, но если учесть огромный интерес Блока к раннехристианский эпохе, его любовь к параллелизмам, стремление постичь современность через историю (цикл “На поле Куликовом”), то понятен ответ поэта, обозначенный в «Записных книжках»: “Все-таки Христос!” [8]

23 августа 1918 года записывает: “Я задумал, как Данте, заполнить пробелы между строками… простым объяснением событий, но уже устал…” [9]

А чуть раньше, 13 июня пишет: “Христос там, где его не ждут” [10].

Учитывал несопоставимость героев Библии и героев Блока, приходит к выводу: хотел того поэт или нет – он создал далеко не оптимистическую трагедию, так как будущее России, ее народа находилось в руках людей, готовых перешагнуть через любые нравственные ценности.

«Вдаль идут державным шагом». И эта дорога – прямо в ад. “Так идут державным шагом…” И жесткий ритм их шагов напоминает марш из “Седьмой симфонии” Дмитрия Шостаковича, в которой впервые музыкальными средствами был создан образ зла – безобразного, низменного – «слушайте музыку революции».

В дневнике 29 января 1918 года: “Сегодня Я – гений!” [11] Внутренняя установка Блока (единство слова и дела) заставляла его быть на стороне революции, но логика художника привела к таким результатам, о которых он первоначально и не думал. Бурное обсуждение поэмы заставляет Блока постоянно думать о ней, о героях – это видно из дневников: скука, болезнь, тоска (“Свое бы написать…”(Христос).)

Но художник молчит. За два последних года ничего значительного не написано. Да и о чем мог писать “дитя добра и света”? О тифе, о реках крови (флаг кровавый), о злобе?!

Вывод: Подведем итог нашему исследованию. Перекличка в веках в поисках общечеловеческого, вневременного идеала – вот что было заложено в лучших произведениях мировой литературы.

Данте одним из первых задал миру вопросы: Что такое человеческое достоинство?

Возможно ли сохранить его в нечеловеческих условиях?

Может ли человек противостоять времени?

“Всего прочнее на земле печаль,
И долговечней - царственнее слово”,
утверждает Ахматова. И Слово преодолевает ад.

Блок через века подхватывает идеи Данте. Да, порой человек опускается до феодального фанатизма, до крестовых походов. Да, говорим мы с вами, терроризм, насилие, разврат, зло окружают и нас. Но ЭХО, звучащее в веках, заставляет его услышать и на него ответить. Эпоха создает обстоятельства, человек же вправе выбирать себе дорогу сам:

Время? Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нем.

ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН И ДОЛЖЕН ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ САМ, ВСТАТЬ НА БОРЬБУ СО ЗЛОМ, РАДИ ЖИЗНИ И ЛЮБВИ; человек является “времен связующей нитью”

ОЦЕНКИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-рассуждение на тему: “Человек и время”

Примечание

  1. “Краткая литературная энциклопедия”, т.2, стр. 515.
  2. Там же.
  3. Данте “Божественная комедия”, М., 1953 г.
  4. Там же, “Ад”, III.
  5. А. Блок “Стихотворения. Поэмы”. С.-П., 1996 г., стр. 174.
  6. А. Блок. Собрание сочинений в 6 томах, т. 6, стр. 282.
  7. Там же, стр. 147.
  8. Там же, стр. 340.
  9. Там же, стр. 341.
  10. Там же, стр. 340.
  11. Там же, стр. 329.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Электрический ток в полупроводниках :: Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца :: Тема урока: "Правописание слов с двойными согласными. Путешествие по островам орфографии" (по системе Л.В. Занкова). 3-й класс :: Использование ИКТ на уроке технологии в начальной школе при изготовлении аппликации :: Ребенок и мир информации :: Сплит ( Split ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Кроватки/Манежи / Polini / Манеж Polini ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD