Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" : Литература

Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" : Литература

Цели урока:

  1. Сообщить некоторые сведения о писателе;
  2. Вызвать интерес к чтению произведения;
    Эмоционально настроить на восприятие.

  3. Развивать самостоятельность мышления, внимание к слову в художественном произведении;
  4. Формировать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы, опираясь на текст произведения;
    Совершенствовать умение делать выводы, обобщения.

  5. Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

Слайд 1. (см. Приложение

1.Оживление  читательских впечатлений Ребята, сегодня у нас с вами новая встреча с М.Ю.Лермонтовым.

Когда произошла ваша первая встреча с этим писателем?

Чем она вам памятна?

2. Введение темы урока. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Лермонтова – стихотворением “Бородино”.

Открываем тетради и записываем тему урока.

Слайд 2 (см. приложение)

3.Живое слово учителя. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве.

Слайд 3 (см. приложение)

Мать его умерла очень рано, когда Мише было всего три года.

Слайд 4 (см. приложение)

Воспитывала мальчика бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство маленького Миши прошло в имении Тарханы, недалеко от Пензы.

Слайд 5. (см. приложение)

Миша рос очень любознательным и пытливым ребенком. Слайд 6. (см. приложение)

Он любил рисовать, лепить (из цветного воска), играть на скрипке, играть в шахматы. С интересом слушал он рассказы о старине – об Иване Грозном, о Разине, о Пугачеве, о войне 1812 года. Эти детские впечатления нашли свое отражение в его дальнейшем творчестве. Лермонтов горячо любил свою Родину, Москву, где прошла его юность.

Слайд 7. (см. приложение)

Любил он простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что его сослали на Кавказ, где тогда шла война.

Слайд 8. (см. приложение)

Лермонтов участвовал в сражениях и проявил себя храбрым воином. Но, прежде всего он был писателем. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу их относится одно из знаменитых его стихотворений “Бородино”.

Слайд 9. (см. приложение)

Стихотворение написано в 1837году, к 25 годовщине Отечественной войны 1812 года. Оно посвящено важнейшему эпизоду Отечественной войны – Бородинскому сражению, где решалась судьба России. Именно в этом сражении был развеян миф о непобедимости французской армии.

Стихотворение было смелым поступком, потому что в нем поэт воспевает не царя-победителя, а простой русский народ, русских солдат.

В стихотворении отражена любовь русского народа к своей Родине, готовность простых людей защищать страну от врагов.

4. Историко-бытовой ком ментарий. В произведении вам встретятся незнакомые слова, сейчас мы объясним их значение. Обратите внимание на экран.

Слайд 10. (см. приложение)

На данном слайде вы видите стоянку войск под открытым небом. На языке военных такая стоянка называется бивак. Обычно бивак окружали редутом – полевым укреплением в виде земляного вала.

Слайд 11. (см. приложение)

На слайде мы видим солдата русской армии 19 века. На нем военный мундир, а на голове высокий головной убор того времени -кивер.

Слайд 12. (см. приложение)

На слайде мы видим солдат различных родов войск, в том числе и уланов с драгунами – так называли кавалеристов того времени. Артиллеристов мы видим около лафетов-станков, на которых укреплялись стволы пушек. В сражении артиллерия пользовалась картечью – небольшими артиллерийскими снарядами для стрельбы на близком расстоянии.

Слайд 13. (см. приложение)

5.Чтение произведения. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Слайд 14. (см. приложение)

6. Беседа. Что вам особенного запомнилось, какие картины вы представляете лучше всего?

(Бой, подготовку к бою, русский и французский лагеря накануне боя и т.д.)

Стихотворение “Бородино” построено в форме разговора молодого человека и старого солдата – диалога, который переходит потом в монолог – рассказ непосредственного участника Бородинского сражения.

Каким вы представляете себе старого солдата? (его возраст, занятие во время войны, качества его характера).

7. Работа с произведением. Найдите подтверждение своих слов в тексте.

(“Да, были люди в наше время”– видно, что рассказчик человек уже немолодой.

“Мы долго моча отступали”– позволяет заключить, что рассказчик – непосредственный участник сражения.

Слова “Забил снаряд я в пушку туго” и др. свидетельствуют о том, что он артиллерист.

“У наших ушки на макушке”, “Постой-ка, брат мусью.”– в этих словах виден простой русский человек, который умеет не падать духом в трудную минуту.

Он редко говорит “я”, но часто “мы”. Он скромен и не стремится рассказать о своих личных заслугах.)

8. Беседа. Почему Лермонтов как бы передает слово о событиях войны простому солдату– участнику решающего сражения?

(Очевидно, поэт полагал, что именно такой человек имеет право говорить об этих событиях.)

Как характеризует рассказчик своих друзей – однополчан?

(Герои Бородина– люди отважные и самоотверженные, они рвутся в бой – “Досадно было, боя ждали”, перестрелка для них – “безделка”, они с нетерпением ждут решительного сражения с неприятелем – “Мы ждали третий день”.)

Какую клятву дали солдаты перед боем?

(Они поклялись умереть, но не пропустить врага к Москве).

Каково настроение французов и русских перед боем?

(Французы “ликуют”, так как уверены, что победа будет за ними.

Русские сосредоточенно готовятся к решающему сражению).

9. Работа с произведением. Прочтите, пожалуйста, центральную часть произведения. Скажите, что вы “видите” и что “слышите” в описании боя?

Слайд 15. (см. приложение)

Найдите в двух строфах стихотворения, где нарисована сама битва, все глаголы и попробуйте объяснить, чем вызвана такая перенасыщенность этой части стихотворения глаголами.

Слайд 16. (см. приложение)

(12 глаголов в 14 коротких строках – это говорит об одновременности множества действий, движений, звуков, которые сливаются в общую картину грандиозного сражения.)

Какими мы видим русских и французов после сражения? (Русские “готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять”. А французы отступают).

Слайд 17. (см. приложение)

10. Итог. Итак, в своем произведении М.Ю.Лермонтов показывает нам не только Бородинскую битву, но и тех, кто в этой битве участвовал. Лермонтов называет их “богатырями”, их, русских солдат, объединяет одно чувство – любовь к родине. И за свою Родину они готовы отдать жизнь.
11. Д/з.
  • Внимательно перечитать стихотворение “Бородино”
  • Подготовить устный рассказ о старом солдате.
  • Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
12. Оценки.  

 

Читать еще:


Новые материалы:

Простые и сложные предложения :: Проект "Технология управления системой работы с одаренными детьми" :: Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования "Первые шаги в науку" :: Личностное портфолио воспитанника ЦДТ :: Математика в 3-м классе по теме: "Таблица умножения 9 и на 9" :: Fast & Furious 9 (), 2020 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Текстиль для детской/Комплекты постельного белья/Комплекты в кроватку / Primavelle / Комплект детский Lovely ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD