Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк" : Литература

Данная технология позволяет на этом уроке:

- Увидеть личностное отношения школьника к тому, что он учит.

- Узнать ценностное отношение к изучаемому материалу, выражать свои мысли (устно и письменно).

- Выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Тема урока: Духовный мир героев И. С. Тургенева на примере рассказа “Бирюк”.

Цели урока:

1. Ознакомление с образами и идеями произведения “Бирюк” И. С. Тургенева.

2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, умение работать с информацией, умение рассматривать её вдумчиво, умение понимать, как различные части информации связаны между собой, умение выделять ошибки в рассуждениях, умение акцентироваться на главном в тексте.

Воспитание чувства сострадания, избегания категоричности в утверждениях.

Место урока в теме: Это 2-й урок из 3-х в теме, посвященной творчеству И. С. Тургенева.

Оборудование: Доска, тетрадь, учебник (Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. В. Я. Коровина. - 15-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.)

Ход урока

1. Организационный момент: Запись темы урока. Время: 2 минуты.

2. “Вызов”.

Учащимся предлагается составить кластер о Тургеневе (запись ассоциаций, идей, связанных с данной фамилией).

На дом учащимся задано было приготовить минидоклады (полстраницы) о жизнетворчестве И.С. Тургенева на темы “Детство Тургенева”, “Студенческие годы Тургенева”, “Любопытное из жизни Тургенева”, “Основные темы творчества Тургенева”

После заполнения кластера, ученики обмениваются с соседом по парте минидокладами, знакомятся с новым для себя содержанием и дополняют свои кластеры. Таким образом, осуществляется проверка домашнего задания, актуализация и выход на проблематику рассказа “Бирюк” (униженное, угнетенное положение народа).

На доске появляется краткий, обобщенный кластер, составленный из некоторых предложений учеников. Например, Тургенев - писатель, автор “Стихотвореиий в прозе”, детали природы, тема угнетенности крестьянства, ссылка была, жил за границей, писал только на русском, 1818-1883 и т.д.

Временные затраты: 10 минут.

3. “Осмысление”.

“Чтение с остановками” рассказа “Бирюк” (особо остановиться на причинах отношения мужиков к леснику, на условиях жизни самого лесника, на поступке мужика, чем он вызван, на поступке лесника):

Вопросы, задаваемые ученикам по ходу чтения (во время остановок):

- Объясните, почему мужики не любят лесника?

- Правы ли они?

- Что заставляет их воровать лес?

- За что и за кого несет ответственность Бирюк?

- Как выглядит изба лесника?

- Какие чувства в вас вызывает убранство избы? Описание девочки?

- Как характеризует лесника тот факт, что он на большом расстоянии услышал стук топора?

- Почему Бирюк отпустил мужика?

- Что важнее: долг или человечность?

По ходу чтения заполняется “бортовой журнал”:

Цитата из текста Комментарий
Например: “…невесело войти ночью в мужицкую избу…” Например: Бедно и безотрадно живет простой мужик на Руси и т. п.
Например: “Я вас, пожалуй в свою избу проведу…” Например: Лесник добр и заботлив.
Например: “Я увидал мужика мокрого, в лохмотьях… Например: Мужики воруют лес из-за бедности, детей-то кормить надо.
Пример: “Я тоже человек подневольный: с меня взыщут…” У лесника тоже дети, он ответственен за них.
Пример:…он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак…растворил дверь и вытолкнул его вон” Бирюк - славный малый, пожалел мужика, даже в ущерб себе.

Время: 15-20 минут.

4. “Рефлексия”.

Составить сиквейн к словам мужик и лесник. Данная работа позволяет глубже вдуматься в образы героев, проникнуться их чувствами, заботами, позволяет более детально посмотреть на проблему, затронутую автором. Кроме того, подобная работа обогащает словарный запас, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому почувствовать себя философом.

Желающие зачитывают свои сиквейны.

Например:

Лесник

Сильный, угрюмый

Охраняет, заботится, отпустил

Лесник несправедливо назван мужиками Бирюком.

Добряк.

Мужик

Мокрый, растрепанный

Срубил, умолял, кричал

Мужик срубил дерево, потому что ои разорен .

Бедняк.

Ответить на вопрос (фронтальная проверка) :

- Какую сцену считаете самой важной? Почему?

Время: 6 минут.

5. Домашнее задание.

1. Прочитать “Бежин луг” Тургенева.

2*(по желанию). При составлении кластера вы отметили, что Тургенев - мастер детального описания природы. Кого заинтересовал этот факт, может выполнить исследование: сравните описание природы у Тургенева и Гоголя на стр. 154 и стр. 214.

Временные затраты: 2 минуты.

Читать еще:


Новые материалы:

Употребление артиклей с географическими названиями. 7-й класс :: Программа курса дополнительного образования учащихся по английскому языку для 9-х классов :: Проведение итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по английскому языку :: Seasons and Weather (Времена года. Погода) :: Интегрированный урок (английский язык + экология) "Think what you eat!" :: Анна Каренина. История Вронского, 2017 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Стул TLH-037A ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD