План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе : Литература

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе : Литература

Эпиграф: «Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, быть в ответе за каждый проступок товарища – это чудесное качество». (А.Алексин)

Цели урока:

  • Педагогическая (воспитательная) цель – пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека.
  • Методическая цель – создавать на уроке проблемные ситуации для размышления учащихся.

Оборудование: выставка книг А.Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, презентация по творчеству А.Алексина, перфокарта со словарными словами – ДИСПУТ, ПРОБЛЕМА.

На доске: Тема урока и тема сочинений-миниатюр – домашнее задание:

«Кто я и что я?»
«Что такое доброта?»
«Что такое совесть, долг?»

ХОД УРОКА

– Тема нашего урока – диспут по книге Алексина «А тем временем где-то». Что же такое диспут? Посмотрите по перфокартам значение этого слова. Так вот, сегодня нам предстоит публичный спор на литературную тему. В ходе спора мы решим ряд проблем, поставленных автором произведения. Что же такое проблема? Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

Прежде всего, давайте поговорим об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?

Анатолий Алексин – талантливый советский писатель (создающий свои произведения и сейчас). В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет. Его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но главное в произведениях писателя – не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором анализируем, наблюдаем, спорим.
И героям повести «А тем временем где-то» Шурику и Сереже тоже пришлось пройти жизненные испытания.

Вопрос: Какие испытания ставит перед Сережей и Шуриком жизнь?

Шурик. Уйти или остаться у Нины Георгиевны? Если уйти, то, как уйти, ведь это можно сделать по-разному? И можно ли было уйти от одинокой, доброй, слабой, беззащитной женщины?
Нина Георгиевна: «Тогда, много лет назад, мне было трудно. Но сейчас еще хуже. Все-таки он был моим сыном. А теперь оказалось, что он не мой. Вторая потеря в жизни. Я тогда еще была молодой, были надежды. А теперь уже ничего нет. Приговор окончательный: одиночество».
Сережа. Мальчик из благополучной семьи, «образцовой» семьи. И вдруг в это «благополучие» врывается сигнал о бедствии, у чужого человека беда.
– Как он поступит?
– Каким путем он пойдет?
Он не мог думать об этой чужой женщине, забыть. Но его спасла способность к пониманию другого человека, способность к состраданию. Все развитие человеческого вытекает из сострадания к угнетенным, несчастным, обиженным.
Сережа: «До этого дня жизнь казалась мне настолько простой и ясной, что я редко в чем-нибудь сомневался».

Вопрос: Сергей пришел на помощь Нине Георгиевне, но это произошло не сразу.

– Какие признаки душевной глухоты проявил Сергей в самом начале рассказа?

Алексин внимательно исследует психологические сдвиги, происходящие в сознании Сергея, помогает нам увидеть, как мальчишеское сердце, вначале изолированное от забот внешнего мира, неспособное сочувствовать чужому горю, вдруг приоткрывается навстречу незнакомым людям и вбирает в себя, их переживания и заботы.
Сергей решает (получив письмо), что он зайдет по указанному адресу и, приняв гордую позу, вернет письмо. Готовясь к встрече с незнакомой женщиной, покушавшейся на спокойствие Емельяновых, предполагая борьбу, уговоры. Сергей за весь день ни разу не подумал о строчках, которые были главными, и ради которых было написано письмо:

«Мне сейчас очень худо, Сережа! Хуже, чем было в тот мартовский день. Со мной случилась беда». Но, даже вспомнив, наконец, о чужой беде, Сергей решает просто сказать незнакомой Н. Емельяновой «что отца в Москве нет и все. Чтоб не ждала». Но так было только сначала.

Вопрос: А Шурик? Как вы оцениваете его поведение?

Шурик, 14-летний парень уходит от Нины Георгиевны. Она его растила и воспитывала 14 лет. Взяла его в детском доме, усыновила, и он (после ухода Сергея Емельянова-старшего) был для нее единственно близким человеком. Страшен эгоизм Шурика.

– Согласны ли вы с мнением Шурика о Нине Георгиевне, что она «не от мира сего», а он вроде такой, как надо! Чтобы якобы и его могла бы испортить добротой? (А как это «Не от мира сего»?)

– Можно ли испортить человека добротой?
Человек ведь еще и сам себя воспитывает, доброта испортить не может, себя человек должен обвинить, видя образец доброты рядом, он растет негодяем. Сам виноват.
«Это можно понять» – говорит часто Нина Георгиевна. Она-то старается всех понять, помочь, посочувствовать, доброта ее безмерна. Ее великолепная душевность привлекает читателя.
Сергей стал человеком, когда проникся жалостью, состраданием к ней.

Чтение эпиграфа.

Доброта необходима человеку, об этом и стихи Олега Шестинского.

Проблемная ситуация.

– Но как надо действовать, сострадая?
Ведь Шурик сочувствует, он все забирает, убегает, чтобы не встретиться с Ниной Георгиевной, не волновать ее, не беспокоить – это жестоко.
А Сережа? Он с Ниной Георгиевной, вспомните, как поступил, когда письмо от нее получил?

А) Поначалу Сергей жесток, он говорит: «Шурик – подлец». А кто прав? Ведь это о любимом сыне, о ребенке. Почему таким стал Шурик?

Б) На словах сострадать бесполезно, нужно быть с тем, кто нуждается в нашей помощи.

Писателей всегда волновал этот вопрос: как сострадать? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» ответил на этот вопрос. Героиня идет вместе с осужденным на каторгу, вместе страдать – вот в этом человечность, вот в этом сострадание.
– Но какая доброта важнее – активное вмешательство или на словах?
– Каким вы представляете Шурика во взрослой жизни? Мог бы он стать врачом? Инженером? Учителем? Рабочим? Но каким? Не умеет сострадать! И рабочим он вряд ли мог стать настоящим, и бизнесменом тоже.
Вряд ли. Вся красота человека – в бескорыстии, в благородстве.
В. Липатов «И это все о нем».
Ж. Столетов. Ведь это Алексинское «А тем временем где-то». Многие считали, что Женька лезет не в свое дело, вступая в борьбу с Гасиловым. Но иначе он не мог. Настоящий человек болеет за свое дело душой.

– Зачем автору понадобился эпилог?

Вопрос: Во имя чего совершает человек добрые поступки:

– с целью, чтобы о нем заговорили.
– для себя и чтобы другим было лучше.

– Как вы относитесь к тому, что Сережа скрывает свою доброту?
(Охраняет честь семьи, покой отца и матери?)
За что вы – за то, что слух говорить о своей доброте или молчать?
Сергей сам себя решил проверить. Женька Столетов: «Ведь сами-то мы чего-нибудь стоим».
– Делать добро, но как это делать?
– Доброта должна быть тайной, грош цена тебе, когда ты ждешь похвалы, ты делаешь добро, чтобы быть в согласии со своей совестью.

Отец: «Жизнь человека – это маршрут со станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге.
Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика».
Как вы относитесь к словам отца Сергея, что жизнь нужно прожить по расписанию, никогда не нарушая его?
Нет, нельзя, нужно чутко откликаться на все, что происходит вокруг него. Но все ли жизненные ситуации можно предугадать? Достоинство ли жить по расписанию? Как вы думаете? (Так можно забыть о других людях, а человек не может быть счастлив, когда обездолен и несчастлив другой.)
А.П. Чехов: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молотком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счастлив, рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, потери и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не «видит и не слышит» других».

– Как вы понимаете смысл названия повести?
Автор говорит, что если ты живешь по расписанию, то безразличен к судьбам других людей, не замечаешь их бед и несчастий, пока ты так живешь, тем временем где-то…
Сергей: постепенно он понял своего отца. За его благополучием и честностью сын увидел равнодушие, внутреннюю черствость. И Сергей впервые в жизни поссорился с отцом, потому что поверил в другие маршруты – «вне графика и вне расписания. Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!). Они помогают и спасают. Я не сказал об этом отцу, но я еду сдавать билет».

Итог диспута: В чем же состоялся важный жизненный урок, извлеченный С. Емельяновым из знакомства и дружбы с Ниной Георгиевной?

Сергей вышел, вырвался из ограниченного круга эгоистических чувств, мыслей. Открылся людям, всему миру как личность, принимающая на себя, его заботы и тревоги других людей. В одной из последних глав повести герой ощущает в себе знаменательные душевные перемены: «Из моей жизни ушла беспечность».

– Эти размышления Сергея позволяют нам думать, что когда он будет взрослым, человеком станет настоящим. Мы в эпилоге видим его уже повзрослевшим.
Как бы вы определили, что такое взрослость?
Действовать активно, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. Тот, кто способен сострадать.

– Проблема человеческой доброты, верности в дружбе – вечная проблема, писатели и поэты выражают в своих произведениях, насколько мы чутки и добры? Прекрасный, известный дагестанский поэт Расул Гамзатов в стихах «Берегите друга» с болью говорит о том, как мы теряем друзей, жить надо для людей, иначе станет мучить совесть.

– Каким же должен быть человек среди людей?

– Сегодня мы познакомились с маленькой повестью А. Алексина, вызвавшей такой отклик у вас. Но есть у него повесть для старшеклассников «Безумная Евдокия», – так звали учительницу. В ней жизнь ставит перед героями большое и совершенно неожиданное испытание. Никто даже не мог предвидеть последствий поступка героини, тем более она сама эгоистичный человек. Размер несчастий чудовищный. Страшная расплата – собственная мать сошла с ума. Автор не навязывает ответа, но повесть проблемная. Это произведение требует раздумий, ставит нравственные проблемы, требующие разрешения. Дело читателя – дать ответ на поставленные вопросы, вечные вопросы.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение изученного материала – правил правописания орфограмм в корне слова и правил правописания разделительных мягкого и твердого знаков" :: Конспект открытого урока по математике в 3-м классе по теме "Решение задач" :: Игра "Звездный час": "Я люблю тебя, Россия" :: Посвящение в первоклассники :: Программа элективного курса по химии: "Основные стехиометрические законы" для учащихся 11-го класса :: Смолфут ( Smallfoot ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван Медео Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD