Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" : Литература

Цели урока:

  • Определить роль и значение образа Воланда и его свиты в романе М. Булгакова.
  • Развивать умения анализа эпического произведения.

Ход урока

1. Роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова - один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме "Демон" М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского.

2. Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова.

Романный Воланд -это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из "Фауста" Гете. Так называет себя сам Мефистофель: "Дворянин Воланд идет!" В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается.

Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим:

- В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах)

- Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат)

Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). "Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее".

Обратимся к портрету Воланда: "Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец."

- Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием?

3. С какой целью Воланд приезжает в Москву?

- Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века)

- Сотрудникам Театра Варьете - выступить с сеансом черной магии

- Буфетчику Сокову - просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре

- Маргарите - провести бал весеннего полнолуния

Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски.

4. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.

Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. "Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было:Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди:в общем: напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их." Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов.

Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной.

Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил.

Масонские символы. Масонство - всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: "Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник." Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны.

Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита - король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его.

5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев - Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами)

6. Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем)

1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.

2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.

3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.

4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.

5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.

6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.

7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.

8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой "говорящий костюм".

9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.

10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.

11) Представление в Варьете.

12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)

13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.

14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.

7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2)

Цифровой диктант

  1. Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.
  2. Бегемот прокатился на трамвае.
  3. Гелла была всегда одета в черное платье.
  4. Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.
  5. Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.
  6. Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.
  7. Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.
  8. Воланд играл с Бегемотом в шахматы.
  9. На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.
  10. Коровьев всегда ходил с тростью.

(Ответ:1,1,2,2,1,2,1,1,1,2 )

8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда?

(Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться)

9. - За что наказывает свита Воланда москвичей?

1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский)

2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза)

3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть "простыми людьми" (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич - боров, буфетчик Соков)

- Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков?

Гротеск - "самопишущий костюм" (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17)

10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман.

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада" (эпитет)

"МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился:" (метонимия)

"Головную Степину кашу трудно даже передать" (метафора)

"В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен"(антитеза)

"Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал" (сравнение)

11. Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.

1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: "Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим". Другой священник Михаил Дунаев говорит: "И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости".

2) Воланд - лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе - это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: "В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие".

3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.

4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного - важно все. "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла - невольно совершает благо.

5) Воланд - мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд - обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.

12. Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе?

1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.

2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.

3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.

Домашнее задание: создать кластер на тему "Воланд и его свита в романе М.Булгакова "

Читать еще:


Новые материалы:

"Путешествие в зимнюю сказку" (отчет об экскурсии) :: "Математическая ярмарка" (внеклассное мероприятие по математике) :: Составление уравнений и задач как творческая форма работы учащихся :: Развитие логического мышления на уроках математики :: Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-го класса «Своя игра» :: Бегущий по лезвию 2049 ( Blade Runner 2049 ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Тумбы/Тумбы с зеркалом / Акватон / Тумба навесная Акватон Мадрид 100 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD