С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок" : Литература

С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок" : Литература

Цель урока: учить детей выражать свои эмоции, настроение, вызванное приходом весны.

Задачи:

А) обучения

  • учить детей анализировать произведения, называть художественные особенности;
  • учить детей выразительному чтению, передавать свои эмоции, чувства через чтение

Б) развития

  • развивать умение устанавливать общие и отличительные признаки произведений; на основе сравнения делать вывод;
  • развивать чувственное познание природы - восприятие;
  • развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственную зависимость между приходом весны и эмоциональным настроением человека

В) воспитания

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство гордости за красоту природы родного края

Оборудование: картины с изображением степи и леса весной, портреты и биографические данные писателей С.Сейфуллина и В.Жуковского, произведения авторов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа над пробуждением положительных эмоций

- Как вы ощущаете весну?

- Какие слова используете, чтобы передать это чувство?

- Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать?

3. Введение в тему. Отгадайте загадку.

Журчанье струек ручейка.

Артист несет под облака.

Весной, когда сойдут снега,

Он с высоты апреля,

Роняет звонко на луга

Отзывчивые трели.

Не зря к любимцу высоты

Открыто тянутся цветы,

Как чутким сердцем я и ты!

3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением "Жаворонок" С.Сейфуллина и В.Жуковского. На основе сравнительного анализа произведений нам необходимо установить взаимосвязь между изменениями в природе и эмоциональным состоянием человека.

4. Сообщение биографических данных писателей. (Выступает заранее подготовленная группа детей)

Сакен Сейфуллин (1894 - 1938) Сакен Сейфуллин - один из основоположников казахской литературы. Родился С. Сейфуллин в Карагандинской области в крестьянской семье. Учился в русской школе, затем в Омской учительской гимназии. Был членом молодежной организации "Бiрлiк" ("Единство"), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахов. После окончания учительской гимназии Сакен работал аульным учителем.

В 1910 году вышел первый сборник стихов С.Сейфуллина "Минувшие дни" ("Откен кундер"), Его стихи, вошедшие в этот сборник проникнуты любовью в народу, к родной степи, к поэтическому слову.

Развивая лучшие народно - поэтические традиции, Сейфуллин создавал новые формы казахской поэзии. Поэт известен и как выдающийся прозаик, автор работ по истории казахской литературы, составитель сборника образцов дореволюционной казахской литературы. В конце 30-х годов незаконно был репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.

К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму ("Сказка о царе Берендее:", "Спящая царевна", "Иван-Царевич и Серый волк", "Мальчик-с-пальчик", "Война мышей и лягушек" и др.)

Жуковский много занимался переводами, которые отличались высокими художественными достоинствами, знакомили читателей с крупными памятниками мировой литературы.

Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете. Он был одним из близких друзей А.С.Пушкина.

Стихотворения Жуковского отличаю исключительная выразительность и музыкальность. По словам В.Г.Белинского, муза поэта "дала русской поэзии душу и сердце". Высоко ценил его "стихов пленительную сладость" А.С.Пушкин, который считал себя учеником Жуковского. Такого же мнения придерживался и Белинский: ":без Жуковского мы не имели бы Пушкина". В 1815 году Жуковского пригласили на должность чтеца царицы. Он на долгие годы стал придворным, в течение 15 лет был воспитателем наследника, будущего царя Александра 2. Его чрезмерно занимали вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, что нашли отражение в литературной деятельности.

Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма - книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения "Птичка","Котик и козлик", "Жаворонок").

5. Выразительное чтение произведений учителем или хорошо подготовленными детьми.

6. Работа над содержанием произведений.

- Где живет жаворонок? Как об этом пишет Жуковский? Сейфуллин? Найдите строчки, где говорится об этом.

- Где он летает? Найдите строчки из произведений.

- Как вы понимаете слово "взмыл"? (высоко взлетел)

7. Чтение и анализ произведений.

- Прочтите первую и вторую строчки стихотворения. Какую картину вы себе можете представить?

- В какое время дня поёт жаворонок? (раннее утро) Имеет ли автор только раннее утро в виду?

- Прочтите 3-4 строчки стихотворения. Какую краску надо взять, чтобы нарисовать "лазурь", в которой поёт песню жаворонок? Как понимаете это слово? Слово "небо", "небосвод" заменены словом "лазурь". Почему? (показать светло-синий цвет чистого неба).

- "Взмыть в зенит" - как вы это понимаете? (взлетел высоко, находится над головой наблюдателя)

- Как поёт жаворонок? Какие слова использует автор, чтобы описать песню жаворонка? Прочтите. (звонко, на солнышке сверкает, лучисто, колокольчиком звенит, звон прозрачный, чистый, тонкий, нежный, как небо)

- Почему жаворонок сверкает на солнышке? Почему так звонка песня? Почему она радостная?

- Почему автор сравнивает пение жаворонка со звоном колокольчика? (прозрачный звон) Что хотел этим сказать автор? Как называется в литературе этот приём? (эпитет). Приведите примеры эпитетов из текста.

- С чем сравнивается чистота песни жаворонка? Прочтите. А почему? Что хотел выразить этим автор?

- О чем поёт жаворонок? (о радости, песня жаворонка лучистая, звонкая, прозрачная, чистая, тонкая, звенит, как колокольчик)

- Что радует степного певца? Что он приветствует своей песней?

- А почему считаете приход весны? Найдите слова, которые говорят о приходе весны (прозрачность, чистота пения жаворонка, сравнение его пения с чистотой и нежностью небосвода, а это можно видеть ранней весной).

- Каким голосом и с каким настроением надо читать стихотворение, чтобы передать радость весне, солнцу, теплу?

Красота вокруг нас. Надо только присмотреться. В народе ещё говорят, что жаворонки несут с собой весну.

9. Сравнение произведений, эмоционального настроения авторов.

- Какое время года описывают в своих произведениях Сейфуллин и Жуковский? Какая пора весны описана?

- Что общего в описании пейзажа в стихотворениях?

- О чём поёт жаворонок? Что его радует? Что хотели передать поэты, описывая красоту песни жаворонка? (ликование природы в начале весны, духовное состояние человека)

- Почему поэты с такой любовью описывают песню жаворонка? Является ли основной темой описание этой птицы? Что хотели этим сказать поэты?

- Что общего и различного в этих произведениях?

Вывод. В обоих произведениях одинакова тема, описание жаворонка - как особый приём для описания настроения авторов. Но в произведении Сейфуллина наслаждение приходом весны в степи, а в произведении Жуковского - в лесной зоне, в долине.

10. Чтение произведений параллельно друг другу. (По учебнику или наизусть)

11. Творческая работа

Нарисовать пейзаж к любому из стихотворений. В своих иллюстрациях отразить свои чувства радости с приходом весны. Выставка творческих работ.

- Какие рисунки являются иллюстрациями к произведению Сейфуллина? Жуковского? Объясните. Приведите примеры из текста.

12. Обобщение. Вывод.

Эти два произведения написаны разными по национальности поэтами, жившими в разное время, в различных условиях. Но возникает ощущение, что они наблюдали одну и ту же картину, даже слушали одного жаворонка - настолько созвучны эти стихотворения. Оба произведения пронизаны ликованием души с приходом весны. Пробуждение природы придаёт силы авторам. Душа настолько наполняется радостью, что хочется на весь мир крикнуть: "Как прекрасен этот мир!"

13. Задание на дом.

1) Выучить наизусть одно из стихотворений.

2) Уметь сравнивать оба стихотворения в композиционном плане и в описании жаворонка.

3) Составить сравнение этих произведений в виде схемы.

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "В мире профессий" :: Как учить этих людей медитации? :: Как собрать ребенка в первый класс :: Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста :: Близнец (Gemini Man), 2019 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Zомбоящик, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD