"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") : Литература

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") : Литература

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок-размышление.

Класс: 8.

Цели урока:

  • Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка».
  • Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.
  • Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…

(Юлия Друнина)

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала

1. На экране – заставка-интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта, мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайд-шоу)

Учитель:

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем что-то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик…

2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды

– Давайте подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом)
– Посмотрите на плакат (слайд «Родина-мать зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик одухотворенности, нежности?
– Кто знает, в какое время появился этот плакат? (В первые дни Великой Отечественной войны).

Учитель: (2 слайд-шоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.

3. Формулировка учащимися темы и цели урока

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).

– Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).

– Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы).

II. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения

1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истинывстихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд)

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:

Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд)

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…

Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» – стихотворением «Зинка».

2. Прогнозирование по названию

– Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не «Зина», не «Зинаида»). Какой будет героиня? Заполнение таблицы.
После знакомства со стихотворением соотнесем ваши предположения с фактами.

3. Чтение наизусть стихотворения учителем.

4. Беседа.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
– Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).
– На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?
– Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (Слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе).

Словарная работа.

Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?

ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»?
– Обратимся к стихотворению. В каких частях стихотворения мы видим преимущественно «лик женщины»? (в 1 и 3 частях).
– А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2).
Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.
Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское восприятие войны?

5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах.

1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .

  • Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части стихотворения и почему?
  • Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием?

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

  • По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

2 группа. Задание по 2 части стихотворения.

  • Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть стихотворения и почему?
  • Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как называется этот прием?

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

  • По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

6. Выступление групп. Подведение итогов

– С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение? (смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота, светлокосый).
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.

Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.

– Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?
– Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?! (Они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу).
(Слайд). Согласно «Словарю по этике», жизненная позиция – это принцип поведения, точка зрения личности на свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией.
– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу.
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».

III. Рефлексия

Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.
– Вернемся к вашим «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание Ю.Друниной нам, будущим поколениям, – это реквием по несостоявшейся жизни).

Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария»

(Слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет (Приложение), в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

Читать еще:


Новые материалы:

Положение о спортивном празднике "Футбол — игра народов" :: Программа воспитания здорового образа жизни школьников "Здоровье" для специальных коррекционных общеобразовательных школ VIII вида :: Система комплексного подхода в физическом воспитании учащихся младших классов сельской школы :: Выступление на педсовете: "Здоровьесберегающие технологии в школе" :: Урок русского языка в 3-м классе компенсирующего обучения :: Женись на мне, чувак ( Épouse-moi mon pote ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Удача Логана ( Logan Lucky ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD