Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") : Литература

Цель:

  • Обучать основам анализа эпического произведения, определить границы реального и волшебного в произведении.
  • Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения, актуализировать личный жизненный опыт.
  • Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.

Средства обучения: портрет писателя, иллюстрации к произведению, мультимедийная установка, слайды о зиме. Эпиграф: "Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра" (В.Шкловский).

Тип урока. Урок внеклассного чтения.

Подготовка к уроку:

1. Знать содержание сказки "Теплый хлеб";

2. Подготовить инсценировку разговора Фильки и Панкрата;

3. Создать иллюстрации к произведению;

4. Подготовить пересказ рассказа бабки.

Методы и приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа, групповая работа, устное словесное рисование, инсценировка, викторина.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся со сказкой Константина Паустовского "Теплый хлеб" и, анализируя произведение, попробуем узнать, что хотел донести до своих читателей писатель.

- Что такое добро, по-вашему?

Закончите предложение: "Приносить людям добро - это значит..."

(помогать людям, приносить хлеб из магазина бабушке, кормить животных, помогать маме и папе и т.д.)

- Обратим внимание на эпиграф: "Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра" (В. Шкловский).

- Неужели творить добро трудно? Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ на сегодняшнем уроке. Для этого вспомним содержание сказки.

II. Викторина.

- Ребята, вы дома прочитали сказку, давайте проверим, внимательно ли вы это сделали, поняли ли содержание сказки. Отвечать нужно кратко. За каждый ответ вы получите вот такие хлебные изделия.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

III. Обсуждение сказки "Теплый хлеб"

1) Образ Фильки.

- Назовите героев произведения? Которые из них главные? (Филька и конь)

- Почему они главные? Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей деревни?

- Каким Филька изображен в начале рассказа? Каким вы его представляете?

(Чтение отрывка: "Жил в Бережках... надоело").

- А как характеризует Фильку его прозвище? (неласковый, упрямый, равнодушный, недоверчивый, молчаливый)

- А так ли это? Какой поступок Фильки помогает вам понять это? (Он обидел коня, ударил его.)

- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

- Какую историю она рассказала?

(Пересказ - рассказ бабки о событиях столетней давности)

- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ? (страх, вину, боялся, что умрет)

- О чем он думал ?

- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

- Посмотрим инсценировку. Сначала вы получите задание.

  • 1 группа - Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
  • 2 группа - Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
  • 3 группа - Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

- Изменился ли Филька в конце сказки?

- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

2) Роль природы.

- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа.

  • 1 группа - Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
  • 2 группа - Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
  • 3 группа - Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки:

1) "Слеза скатилась... они трещали, лопались"

2) "В морозные дни... с темной водой".

По ходу анализа проецируются слайды о зиме при помощи мультимедийной установки, показываются иллюстрации учеников).

Вывод: природа - это тоже образ. За злые поступки она "мстит" по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

  • 1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?
  • 2 группа - Что, по-вашему, сказочное?
  • 3 группа - Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, с г/ рассказ?

Вывод: В сказке Паустовского совмещаются черты народной и авторской сказки. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце - холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

Физминутка.

V. Раскрытие смысла названия сказки.

- А почему сказка называется "Теплый хлеб"?

- Можно ли ей дать другое название? Какое?

- Объясните смысл слова "теплый"? (близкий, добрый, горячий и т. д. ) (Все значения пишутся на доске).

- А какие значения подходят нашей сказке?

- Какой антоним употребляет автор к слову "теплый"?

- А может ли быть холодным хлеб?

- Как может быть холодным человек, сердце?

- Какие смыслы имеет название? (1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).

VI. Заключение.

- Ребята, а похож ли Филька на вас или нет? Почему?

- А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? Кто же вам помогал в этом?

- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (дружбе, любви к окружающим, доброте, чуткости)

- Еще раз прочитаем эпиграф и сделаем вывод: совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим.

- Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал сказку? Чем хотел поделиться с нами писатель?

- Все хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи. Прислушивайтесь к словам Каюма Насыйри из "Книги о воспитании": "Что посеешь, то и пожнешь, о сьш мой! Это значит, что за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки". А Паустовский говорил: "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же славой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок."

VII. Итог урока. Домашнее задание.

1) Сочинение-миниатюра "О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

2) Вопросы к главному герою сказки.

3) Чтение первой части сказки Ш.Перро "Золушка".

Сочинение-миниатюра.

О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

После чтения сказки я крепко задумался, не делаю ли и я поступки, которые заставляют страдать близких для меня людей, лошадь, которая живет на нашем дворе и делает всю тяжелую работу. Я понял, что и животные, как и люди, обижаются, поэтому мы должны их защищать, кормить вовремя. Эта сказка учит тому, что человек должен делать добрые дела, чтобы его любили, уважали. Если мы совершаем плохие поступки, должны уметь исправить их, должны быть честными, добрыми, дружелюбными.

Читать еще:


Новые материалы:

Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения». 8-й класс :: Реформа ГИБДД оказалась радикальнее, чем мы ожидали :: Экологическая катастрофа на Востоке Москвы: все сложно :: На Солнце продолжает твориться что-то непонятное :: Что такое бытовой гибкий эндоскоп :: Лицо со шрамом ( Scarface ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Cilek (Magn) / Комод Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD