Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") : Литература

Цель:

  • Обучать основам анализа эпического произведения, определить границы реального и волшебного в произведении.
  • Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения, актуализировать личный жизненный опыт.
  • Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.

Средства обучения: портрет писателя, иллюстрации к произведению, мультимедийная установка, слайды о зиме. Эпиграф: "Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра" (В.Шкловский).

Тип урока. Урок внеклассного чтения.

Подготовка к уроку:

1. Знать содержание сказки "Теплый хлеб";

2. Подготовить инсценировку разговора Фильки и Панкрата;

3. Создать иллюстрации к произведению;

4. Подготовить пересказ рассказа бабки.

Методы и приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа, групповая работа, устное словесное рисование, инсценировка, викторина.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся со сказкой Константина Паустовского "Теплый хлеб" и, анализируя произведение, попробуем узнать, что хотел донести до своих читателей писатель.

- Что такое добро, по-вашему?

Закончите предложение: "Приносить людям добро - это значит..."

(помогать людям, приносить хлеб из магазина бабушке, кормить животных, помогать маме и папе и т.д.)

- Обратим внимание на эпиграф: "Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра" (В. Шкловский).

- Неужели творить добро трудно? Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ на сегодняшнем уроке. Для этого вспомним содержание сказки.

II. Викторина.

- Ребята, вы дома прочитали сказку, давайте проверим, внимательно ли вы это сделали, поняли ли содержание сказки. Отвечать нужно кратко. За каждый ответ вы получите вот такие хлебные изделия.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

III. Обсуждение сказки "Теплый хлеб"

1) Образ Фильки.

- Назовите героев произведения? Которые из них главные? (Филька и конь)

- Почему они главные? Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей деревни?

- Каким Филька изображен в начале рассказа? Каким вы его представляете?

(Чтение отрывка: "Жил в Бережках... надоело").

- А как характеризует Фильку его прозвище? (неласковый, упрямый, равнодушный, недоверчивый, молчаливый)

- А так ли это? Какой поступок Фильки помогает вам понять это? (Он обидел коня, ударил его.)

- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

- Какую историю она рассказала?

(Пересказ - рассказ бабки о событиях столетней давности)

- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ? (страх, вину, боялся, что умрет)

- О чем он думал ?

- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

- Посмотрим инсценировку. Сначала вы получите задание.

  • 1 группа - Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
  • 2 группа - Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
  • 3 группа - Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

- Изменился ли Филька в конце сказки?

- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

2) Роль природы.

- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа.

  • 1 группа - Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
  • 2 группа - Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
  • 3 группа - Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки:

1) "Слеза скатилась... они трещали, лопались"

2) "В морозные дни... с темной водой".

По ходу анализа проецируются слайды о зиме при помощи мультимедийной установки, показываются иллюстрации учеников).

Вывод: природа - это тоже образ. За злые поступки она "мстит" по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

  • 1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?
  • 2 группа - Что, по-вашему, сказочное?
  • 3 группа - Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, с г/ рассказ?

Вывод: В сказке Паустовского совмещаются черты народной и авторской сказки. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце - холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

Физминутка.

V. Раскрытие смысла названия сказки.

- А почему сказка называется "Теплый хлеб"?

- Можно ли ей дать другое название? Какое?

- Объясните смысл слова "теплый"? (близкий, добрый, горячий и т. д. ) (Все значения пишутся на доске).

- А какие значения подходят нашей сказке?

- Какой антоним употребляет автор к слову "теплый"?

- А может ли быть холодным хлеб?

- Как может быть холодным человек, сердце?

- Какие смыслы имеет название? (1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).

VI. Заключение.

- Ребята, а похож ли Филька на вас или нет? Почему?

- А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? Кто же вам помогал в этом?

- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (дружбе, любви к окружающим, доброте, чуткости)

- Еще раз прочитаем эпиграф и сделаем вывод: совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим.

- Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал сказку? Чем хотел поделиться с нами писатель?

- Все хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи. Прислушивайтесь к словам Каюма Насыйри из "Книги о воспитании": "Что посеешь, то и пожнешь, о сьш мой! Это значит, что за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки". А Паустовский говорил: "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же славой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок."

VII. Итог урока. Домашнее задание.

1) Сочинение-миниатюра "О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

2) Вопросы к главному герою сказки.

3) Чтение первой части сказки Ш.Перро "Золушка".

Сочинение-миниатюра.

О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

После чтения сказки я крепко задумался, не делаю ли и я поступки, которые заставляют страдать близких для меня людей, лошадь, которая живет на нашем дворе и делает всю тяжелую работу. Я понял, что и животные, как и люди, обижаются, поэтому мы должны их защищать, кормить вовремя. Эта сказка учит тому, что человек должен делать добрые дела, чтобы его любили, уважали. Если мы совершаем плохие поступки, должны уметь исправить их, должны быть честными, добрыми, дружелюбными.

Читать еще:


Новые материалы:

Дифференциация звуков "с-з" в слогах, словах :: Конспект урока по математике в 1-м классе :: Урок в 6-м классе "Золотое сечение" :: Построение графиков функций, содержащих модуль ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list3.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Практическая работа по геометрии по теме: "Площадь параллелограмма, ромба, треугольника и трапеции". 8-й класс :: Расширенная вселенная Простоквашино: новые мультфильмы пасторальной саги :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Двуспальные / Karna / Комплект двуспальный PERLA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать красивые ноги девушке

BodyMaster К А К С Е С Т Ь Н А Ш П А Г А Т: О Т М Е Ч Т Ы К Р Е А Л Ь Н О С Т И Многие мечтают сесть на шпагат. Даже если вы не профессиональный гимнаст, сделать это возможно в любом...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Убрать жир с бедер и живота

Как убрать жир с живота и бедер Меню » Худеем на животе Как убрать Жир с Бедер — четкие указания и упражнения. Окончательно освободиться от лишних килограммов не...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD