Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел : Литература

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Методы обучения:

Педагогические технологии:

Формы организации учебной деятельности:

Средства обучения:

Словарная работа: обречённость, противоречивость, непредсказуемость.

Ход урока

1. Организационный момент.

Кто ты, странник? Что бродишь долом?
То тревожишь ты ночи гладь?
Отчего, словно яблоко тяжёлое,
Виснет с шеи твоя голова?
С.Есенин "Пугачёв"

Просмотр фрагмента из фильма "Русский бунт"

Сегодняшний урок посвящён Емельяну Пугачёву. Человеку - легенде, человеку загадке.

В литературе образ Пугачёва трактуется по - разному.

Наша задача - рассмотреть:

2. Проверка домашнего задания.

Первая группа учащихся.

Исторические факты. Презентация учащихся.

Выводы.

Бедный донской казак; арестован, бежал; скрывался в заволжских степях; умный, отважный предводитель восстания; принял имя императора

Петра III, взятие городов; безуспешная осада Оренбурга; подавление восстания, выдали сообщники, был привезён в Москву и казнён.

Пугачёв в исторических документах 19 века. Сообщения учащихся.

Выводы.

Грамоте не обучен, пьяница, грубиян, раскольник, вор, изменник, бунтовщик, тиран, грабитель, вандал. Пятый самозванец. Принял имя императора

Петра III.

Вторая группа учащихся.

Емельян Пугачёв в исторических песнях.

Песни: "Как за барами житьё было привольное", "В стане Пугачёва", "Пугачёв", "Ты звезда ли, моя звёздочка". (Чтение и обсуждение)

Основные мотивы: оправдание восстания, поддержка восстания, плач по Пугачёву, горе после казни Пугачёва".

Образ Пугачёва: Царь - батюшка, преемник Разина, "Емельян ты наш, родной батюшка!".

Звучит песня в исполнении А.Малинина "Емельян Пугачёв".

3. Закрепление материала и применения знаний и умений.

Историческая личность и образ Пугачёва в произведении.

Учитель напоминает историю создания произведения. Предлагает обратиться к цитатным характеристикам и определить основные черты характера Е.Пугачёва, жизненные принципы.

Работа с текстом повести "Капитанская дочка"

Работа с таблицей (заполняется в процессе работы над произведением)

Историческая правда. Художественный вымысел.
"Мужицкий царь", предводитель бунта.

Служили и те, кто ему не верили.

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

Умный, отважный, энергичный.

Жестокий.

Трагическая судьба.

Взаимоотношения с Гринёвым.

"В Пугачёве разбойнике одолевает человек":

- способен проявить милость;

- может быть благородным: на добро отвечает милостью;

- способен оценить честь и мужество противника.

Выводы:

1. А.С.Пушкин не изменил исторической правде.

2. Характер Пугачёва противоречивый.

3. В "Капитанской дочке" в Пугачёве - разбойнике "одолевает человек":

Ответить на вопрос:

- Почему автор изменил характер исторической личности в повести "Капитанская дочка"?

Зачитать обращение рассказчика к читателю (гл.6 "Пугачёвщина")

- В каком контексте звучит обращение?

- С чьей стороны применялось насилие?

- Как должны строиться отношения людей, чтобы действительно было улучшение нравов?

Идея повести: Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии. Добро жизнетворно.

Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения.

4. Повесть А.С.Пушкина и фильм "Русский бунт".

Просмотр видеофрагмента.

Беседа по вопросам:

- Какие сцены фильма соответствуют повести?

- Какие эпизоды фильма являются вымыслом по отношению к повести?

- С какой целью они введены фильм?

Вывод о характере Емельяна Пугачёва в фильме.

Создатели фильма стремятся подчеркнуть противоречия в образе Пугачёва: крайнюю, порой звериную жестокость и способность совершать милость.

5. Подведение итогов урока.

В исторических трудах Пугачёв, как правило, изображается злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам А.С. Пушкина, его задача - изобразить Пугачёва в соответствии с "истиной исторической, для чего писатель долго работал над документальными источниками.

В повести "Капитанская дочка" образ Пугачёва, с одной стороны, дан как историческая личность - талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773 - 1774гг.

С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия вымышленная, субъективная.

1. "Капитанская дочка" - духовное завещание писателя. (19 октября 1836 г.)

Чему учится дворянство?

А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

2. Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения: человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии.

Домашнее задание:

Составить план к теме "Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Читать еще:


Новые материалы:

Электронная коммерция в Интернете :: Единая система тифлокоррекционного обучения "Глаз – рука" :: Значение ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях группы кратковременного пребывания :: Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта :: Современные принципы и методы обучения, используемые учителем-дефектологом на ИКЗ в школах 1‒2-х видов :: Категория 5 ( The Hurricane Heist ), 2018 :: Дом и дача/Текстиль/Одеяла/Текстиль/Одеяла и Подушки/Одеяла/Полутораспальные / Karna / Одеяло полутораспальное EMBOSS ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD