Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") : Литература

Цели и задачи урока

  • обобщить знания учащихся по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
  • совершенствовать навыки устного ответа и умения работать с текстом литературного произведения;
  • учить делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока:воспитания воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества,

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся (проводится в форме фронтальной беседы)

Русская классическая литература семьей и семейными отношениями всегда выверяла устойчивость и прочность общегосударственных, политических и даже государственных союзов.

Семья – ячейка, часть живого организма, и разрушение ее может привести к болезни и смерти всего организма.

Именно о семье и ее общественной роли начинают размышлять в своих произведениях русские писатели во второй половине Х1Х века.

Вспомним:

  • образ жизни семьи Обломовых и ее грустный итог.
  • «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. (Когда Салтыков-Щедрин прочитал этот роман, он был потрясен – см. его письмо к И.С. Тургеневу). Но у Тургенева дворянская усадьба, ее жизнь и судьба приобретают ореол поэтичности. И даже сам процесс распада вызывает какую-то грусть, какое-то мягкое чувство.
  • По-иному звучит эта тема в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого. «Все смешалось в доме Облонских» – крылатая фраза, когда мы хотим сказать о беспорядке, хаосе человеческих отношений. Ведь этой фразой Толстой как бы зафиксировал потрясающий распад, который совершался в России в 70-е годы Х1Х столетия.
  • Совершенно иное, страшное звучание получает эта тема у Ф.М. Достоевского в истории семьи Карамазовых.

Вывод (учитель): Нравственное содержание семейной жизни – это содержание всего человеческого общения.

II. Изучение нового материала.

И вот перед нами зловещая картина рода Головлевых. Не случайно она названа «историей умерщвлений». Это подчеркивает даже композиция романа – каждая глава «уносит» из жизни одного из членов этой семьи.

На предыдущих уроках мы говорили с вами о судьбе каждого из Головлевых. Сегодня мы посмотрим, каковы же их внутрисемейные отношения, какие родственные узы связывают их, составим генеалогическое «древо» семьи Головлевых.

Но для начала я расскажу вам такую историю-загадку.

Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями.

Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела.

Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства».

Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство».

(Вопрос к классу) О ком я говорю?

(большинство ответов – Арина Петровна)

Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны.

(Вопрос к классу) Для чего я вам ее, эту историю, рассказала?

(Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора).

И еще одно: Прежде чем мы приступим к работе, хотела бы обратить ваше внимание на название романа. «Господа Головлевы». Почему именно такая фамилия выбрана Салтыковым-Щедриным? Случайно ли это? Конечно же, нет.

«Головлевы» – это слово читается еще и как «самоубийцы». Для э того стоит только припомнить старославянское «голова» и «головник» «убитый» и «убийца», а поскольку перед нами фамилии, то слово несет некий родовой, будто бы предопределенный самою судьбой характер.

И еще на одно слово, очень часто встречающееся в романе, нужно обратить внимание: «постылые» – «коченеющие от внутреннего холода».

III. Составление генеалогического древа (составляется на доске).

Ну а теперь – составим это генеалогическое дерево и посмотрим, как рвались кровные, родственные узы семьи Головлевых и каков печальный итог существования этого «дворянского гнезда».

(Вопрос к классу): Как по-вашему, на чем вообще строится, держится, живет любая семья?

IV. Фронтальная работа с классом.

Посмотрим, какие же узы связывают эту семью.

  • Арина Петровна и ее муж;
  • Арина Петровна и дети;
  • отношения между детьми;
  • дети Арины Петровны и ее внуки.

(Учащиеся рассказывают, как складывались отношения внутри семьи между ее членами.)

Для учителя:

Арина Петровна – «У нее была слишком независимая натура, чтобы она могла видеть в детях что-нибудь, кроме лишней обузы», «из экономии» держала детей впроголодь.

Степану – «выбросила кусок» = родительское благословение + дом в Москве (12 тыс.)

Вернулся – «забыла»: «Она совсем потеряла из виду, что подле нее, в конторе, живет существо, связанное с ней кровными узами.

А в письме к Порфирию (после смерти Степана) – «кто семейными узами не дорожит – всегда должен для себя такого конца ожидать».

Какое кощунство!

Анну – хотела после окончания института сделать «дармовым домашним секретарем и бухгалтером»; не удалось – «выбросила кусок» = деревеньку в 30 душ с развалившейся усадьбой + 5 тысяч рублей.

Аннинька и Любонька – «сиротки», «щенки», подброшенные беспутной дочерью, жили во Флигеле с кривой старухой. «Особенно тяжкие раны нанесены им здесь, в Головлеве… Здесь происходило кормление протухшей солониной, здесь впервые в ушах сирот раздались слова: «постылые», «нищие» , «дармоедки», «ненасытные утробы» и другие. Здесь ничто не проходило им даром, ничто не укрывалось от проницательного взора черствой и блаженной старухи.»

Иудушка – с ним у Арины Петровны особые отношения. (Опрос по предыдущему уроку)

Вывод: «Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, во имя семьи она казнила одних, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю вою жизнь – и вдруг (??) выходит, что семьи-то у нее и нет!»

– (вопрос учащимся) Вдруг?? (предполагаемый ответ – «закономерно»)

(вопрос учащимся) А почему не «вдруг», а «закономерно? (ответы учащихся)

Учитель: «Она сама не дала ни детям, ни внукам « ни одного нравственного устоя, за который можно было бы удержаться». Семьи – нет, детей – нет, потому что семейные связи были не живыми…не согревались светом и теплом человечности, материнской ласки и любви, полностью отсутствовала нравственная основа семейного уклада.

(Далее по схеме: взаимоотношения братьев, Порфирий и дети. По ходу беседы учитель стирает на схеме линии, соединяющие героев, и над каждым умершим ставит крест.)

И вот последние слова последнего представителя головлевского рода: «Где все?» (читать)

А вот где.

Посмотрите, на наше «древо». Во что оно превратилось? – В кладбище.

V. Итог урока:

А сколько их таких на Руси?!

Вот и все. Но все ли? (Учитель читает последние строчки романа)

1 вопрос – Что вы думаете о последних строчках романа?

И еще – Первоначально Салтыков-Щедрин задумывал другую концовку. (Дочь Галкиной – жена Порфирия, последняя глава называлась «У пристани».)

2 вопрос – Почему Салтыков-Щедрин изменил первоначальный замысел? Почему именно так, как мы прочитали, закончил роман.

(На эти два вопроса учащимся предлагается ответить в качестве домашнего задания)

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста :: Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" :: Формирование первичных навыков анализа предложений у старших дошкольников с ОНР :: Дошкольникам о профессиях ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Система организации физкультурно-оздоровительной работы в старшем дошкольном возрасте "Ступеньки к здоровью" :: Альфа ( Alpha ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас полутораспальный Галактика сна-Арета 1200x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD