Литературное чтение "Устное народное творчество. Сказки" : Литература

Цель: Познакомить учащихся с новым жанром УНТ-сказка.

Задачи:

  • Познакомить со сказкой как фольклорным жанром, с видами сказок, их строением;
  • Развивать творческие способности учащихся, память, речь, артистические способности,
  • Умение определять жанр сказки;
  • Воспитывать интерес к УНТ. (слайд 1)

Ход урока

Презентация.

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне во всем будете помогать. Улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Замечательно, приступаем к работе.

По какому разделу мы с вами работаем? - Разноцветная ярмарка. УНТ.

Что такое УНТ? (слайд 2)

  • Устное - из уст в уста.
  • Народное - авторство народа.
  • Творчество - создание нового.

Как появились произведения устного народного творчества?

Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? (слайд 3)

Выходят два зазывала:

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

- Песнями да считалками побалуйте!

- Давно мы Вас ждем - поджидаем.

- Ай, да, загадочки Вам загадаем.

- Делу - время, а потехе - час объявляем.

- И весёлую ярмарку начинаем.

- Ой, народ, честной не зевай,

Хороводную запевай. (слайд 4)

Девочки выходят становятся в хоровод (в костюмах) исполняют песню-хоровод "Во поле берёза стояла".

Какие виды малого фольклорного жанра вы знаете? Проверка домашнего задания.

Прибаутка. (слайд 5)

Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок,
По серёдочке цветок.
Братьям - соколам
По козловым сапогам
Сестрицам лебедицам -
Да по белым рукавицам.

Пестушка. (слайд 6)

Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть.

Потешка (Из казахского фольклора)

На жару, жару зерно! (слайд 7)
Дайте курам заодно!
Большой - старшой,
Утка голосистая,
Тополь серебристый,
Беленький пальчик
Да проворный мальчик.
Ты встань - пойди к козлятам!
Ты встань - пойди к ягнятам!
Ты встань - пойди к телятам!
Ты к жеребятам!
А ты держи казан,
Дно оближи, дома лежи!
Масло и курт здесь отыщу:
Защекочу!

Считалка. (слайд 8)

Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Небылица (инсценировка) (слайд 9)

- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.

Загадки. (слайд 10)

Сильнее солнца
Слабее ветра
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет. (дождь)

Посмотри на колобок,
Он румян и краснобок.
Но не рви его до срока -
От него не будет прока. (яблоко)

Пословицы. (слайд11)

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Послушайте созвучную пословицу на казахском языке.

  • Бiрлiк болмай,
  • Тiрлiк болмас.

Поговорки. (слайд 12)

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

И созвучная ей поговорка на казахском языке.

  • Мейiрiмдi адам - барлыгы yшiн жаркырайтын кyн мен ай саякты.

Физминутка. (слайд 13)

Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко.
Прыгай на носках легко!

Учитель надевает платок сказочницы. Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.

Сказка по лесу идёт- (слайд 14)
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.

Молодцы, правильно, мы будем говорить о сказках.

Сказка - необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Она начинается с присказки, зачина и заканчивается концовкой.

С каких слов начинается сказка? Правильно, бывает и присказка сказки.

Присказка

Ой, ду-ду!
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали темные леса,
А в лесной избушке
Затопилась печь -
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай.
Послушайте зачин.

Зачин

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой:

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

- Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат:

Какими словами заканчивается сказка?

Концовка

Вот и стали они жить-поживать да добра наживать.

И я там был. Мёд-пиво пил по усам текло, а в рот не попало.

Сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. (слайд 15)

В волшебных сказках происходят превращения, в них есть вымышленный герой, персонаж

(помощник, советчик).

Сказки бытовые. Герои: умник, хитрец, "дурак", шут.

Словарная работа (бытовые - общий жизненный уклад)

Сказки о животных герои-животные, птицы, иногда растения.

Особым видом являются докучные сказки, при помощи которых успокаивали и развлекали детей, требующих рассказывать сказки.

Словарная работа (докучные-наводящие скуку)

Сегодня мы познакомимся с докучными сказками и поиграем, мы с вами составляли сказки и много сказок вы уже знаете и читали.

Игра: "Узнай, из какой сказки?" (Определи жанр сказки. Слайды)

"Лиса и тетерев", "Гуси-лебеди", "У страха глаза велики", "Каша из топора"

Работа с книгой с.56 (чтение докучных сказок)

Это будет ваше домашнее задание читать сказки и с.56 задание №4 сочинить докучную сказку.

Физминутка.

Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка по привычке
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули.

Сейчас мы с вами будем составлять интересные сказки по опорным схемам карт Проппа.

Составление и рассказывание сказки "Теремок"

Итог урока.

Что нового узнали?

Рефлексия.

Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Озаряющие" слова :: Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс :: Урок русского языка в 5-м классе "Лексика" (урок-путешествие) :: Учебно-методическая разработка к урокам русского языка и развития речи 5-9-х классах по теме "Словообразование. Лексическое значение корней общеславянского происхождения" :: Урок русского языка в 5-м классе "Буквы -З- и -С- на конце приставок" :: Гуляй, Вася!, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 14-02 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD