Подготовка к домашнему изложению с творческим заданием на основе текста притчи О.М. Безымянной : Литература

Цель: Подготовить учащихся к домашнему творческому разноуровневому заданию.

Задачи урока:

  1. Осмыслить текст притчи с помощью филологического анализа.
  2. Вспомнить жанр притчи и её особенности. (Притчи О.М. Безымянной)
  3. Составить план текста «Притчи о мудрости».
  4. Словарная работа как успех в понимании текста.
  5. Определиться с выбором творческого задания.

Методы: словесный, наглядный, проектной технологии,

Предварительная работа: разбивка на группы, обсуждение и распределение заданий между группами, подготовка презентации книги «Русь Деревянная» – Приложение 2.

Тип урока: урок-проект.

Ход урока

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе – потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно.
А.Н. Тихонов

Вступительное слово учителя.

Вчера (13 февраля) у нас состоялось замечательное событие – творческий проект «Восточная гостиная» – Приложение 1. Вы помните, что поэты, учёные и философы часто выступали в одном лице. С тех далёких времён и по сей день человечество интересовал вопрос: «В чём смысл жизни?». Перефразируя его, хочу спросить вас: «А в чём мудрость жизни? Умные и мудрые книги помогают нам жить. Они необходимы всем и каждому в отдельности, это кладезь знаний и народной мудрости. Но только ли книги являются носителями мудрости?». (Ответы обучающихся).

Работа со словариком урока.

Мудрость (сл. Д.Н. Ушакова: сложность, замысловатость; мудрец-мыслитель, обладающий высшим знанием, сл. Макса. Фасмера: мудрость – это разум, понимание, мысль, разумный, сохраняющий в памяти.) Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. Микротекст – это часть текста в котором раскрывается микротема. Мегатекст – это текст, состоящий из нескольких, связанных по смыслу микротекстов. Метатекст – это вторичный текст на основе первичного текста.

Индивидуальное задание.

(Ответ ученицы. Сереброва Наталья) См. Приложение 3 к уроку.

Учитель. Тема домашнего изложения: «Притча о мудрости» и задания к данному тексту. Настрой на первичное восприятие. Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. Этими словами Д.С. Лихачёва мне бы хотелось настроить вас на очень внимательное прослушивание, ведь от того, как вы поймёте притчу, будет зависеть качество выполнения домашнего задания. (Первое прослушивание текста.)

Беседа по вопросам на восприятие притчи. (Сереброва Наталья)

  1. Гость и хозяин по-разному понимают ценность книги, как вы считаете, что они вкладывают в это понятие?
  2. Почему возникает ситуация непонимания?
  3. Как автор притчи обрисовывает её?
  4. Согласны ли вы с тем, что люди в жизни больше ценят то, что может принести выгоду?
  5. Почему гость с болью в сердце уходит из дома богатого глупца?
  6. Как, по- вашему, гордыня – это великий грех?

Учитель. Мы не первый раз обращаемся к притчам О.М. Безымянной. Давайте вспомним с вами особенности притчи (По записям в тетрадях).

Заслушивание индивидуального задания. (Комплексный анализ текста притчи. (Джанакаева Альбина) См. Приложение.

Учитель: «Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов», – говорил в своё время выдающийся учёный – языковед Лев Владимирович Щерба. Так и мы с вами будем думать над смыслом наших письменных и устных высказываний. Расскажите кратко сюжет этой притчи.

(Один из обучающихся).

Коллективное составление плана притчи. См. приложение.

Итак, метатекст – это и будет ваше домашнее задание. (Повторное прослушивание текста).

Зачитывание и обсуждение таблицы: «Речевая характеристика героев притчи». (По группам выполнена на предварительном этапе).

Аналитическое чтение «Жемчужин мысли».

Учитель: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая замечательная…» – писал Александр Сергеевич Пушкин. Так последуем и мы за мыслями великих людей». (Беседа по крылатым выражениям).

Итоги урока, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Комплексный анализ «Притчи о Мудрости».

«Притча о мудрости» входит в качестве составной части в книгу О.М. Безымянной «Жемчужины мудрости», представляющую собой объёмное собрание «уроков» и притч. Небольшая в плане текстового пространства, но ёмкая по содержанию, притча эта – типичный образец назидательной прозы. Все многочисленные сочинения О.М.Безымянной можно отнести к морализаторским(в положительном смысле) или назидательным. Мораль притчи: цени книгу. Назидание хозяину книги: «Такое добро и в таких руках. Тебе сама судьба преподнесла такой дар, а ты не лучшим образом распорядился им…: Стиль Безымянной прозрачен и строг. Притча лишена каких бы то ни было словесных украшательств. Но это, как мы знаем, диктуется законами жанра. Притча довольно проста по содержанию, но глубока по смыслу, и это снова диктуется законами жанра. Читатель словно «перешагивает» словесно-художественное оформление. сосредотачивает своё внимание на речи и поступках героев, ясно представляя образы умного человека и богатого глупца. У героев данной притчи нет имён, и это тоже диктуется законом жанра. В образы главных героев вложен обобщающий смысл всех умных людей и богатых глупцов! Предельна близка и понятна читателю позиция автора. Она выделена последним абзацем. С ней можно не согласиться, и тогда нужно чётко и аргументировано выразить свою. В нашей непростой и порой жестокой жизни происходит переоценка ценностей и я, пожалуй, соглашусь с автором притчи. Лексический состав текста не вызывает у меня никаких затруднений: читается легко, как сказка. Это текст художественного стиля. К его главным признакам относятся образная природа и определённое количество использованных автором изобразительно-выразительных средств. Важным является и то, что в нём много диалога (80%), контрастность образов (умный – богатый), противоположность их позиций. Интересно заметить, что по своей направленности и целеустремлённости текст близок к публицистике, и, скорее всего, к публицистике духовной. (В жизни не ценится то, в чём мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что не тешит самость и гордыню..) Сквозь речевую ткань притчи ясно прочитывается позиция автора, просматривается его образ. Это человек размышляющий, глубоко убеждённый в своей правоте и в истинности того, что пытается донести до читателя. Это человек, устремлённый к высшим человеческим ценностям, которые принято называть вечными. Автор строго соблюдает законы притчи. Для лексического и синтаксического строя характерны чёткость и ясность. Текст логичен по построению с выводом (моралью) в конце. Текст построен, как мы уже отметили, при помощи диалога. Это его главная движущая сила! Реплики умного объёмны, взывают к духовным ценностям., но у богатого иные (материальные) ценности. Богатый глуп, у него свои ценности и взгляды на жизнь. У меня сложилось впечатление, что они говорят на разных языках и совершенно не слышат друг друга. Хозяина интересует лишь материальная сторона, а гостя – духовная. Таким образом, создаётся ситуация непонимания. Как следствие непонимания – мораль. Диалог в притче условен, но при всей условности героев мы воспринимаем их как реальных людей. Воспринимать героев как реальных людей нам помогает такой авторский приём, как речевая характеристика персонажей. Умный гость вежлив, он попросил разрешения у хозяина взять книгу, посмотреть её, гость удивлён, что богатый не осознаёт, что владеет таким сокровищем, старается убедить хозяина великой ценности книги, но богатый даже не … умеет читать!!! Для языка данной притчи характерен диалог, короткие простые (полные и неполные предложения), текстуальные синонимы (книга, сокровище, умная книга, мудрая книга, дорогая вещь, это творение, книга Мудреца, Жемчужина Мудрости, такой дар, Драгоценнейшие жемчуга мудрости, Великая Книга Жизни). Реплики умного гостя эмоциональны, экспрессивны, больше по объёму и глубже по смыслу, чем реплики богатого глупца! Притча построена на антитезе, ярком противопоставлении всего в сюжете. (Богатый – бедный, умный – глупый, вещь – сокровище, умеет читать – не умеет читать, к сожалению – к счастью и т.д.). Реплики же богатого глупца коротки, равнодушны, безразличны. К тому же он безграмотен. Богатый хозяин проявляет интерес к книге лишь тогда, когда узнаёт о великом сокровище, которым он обладает и мечтает продать книгу подороже. (Да, я верю, что получу за неё в тысячу раз больше, чем отдал!). Лексико – семантическое поле, связанное с умным гостем, образуют следующие части речи. Существительные: книга, сокровище, жемчужина мудрости. Прилагательные: умная, бесценная, драгоценная. Глаголы: позволь взглянуть, спросил, открыл, добавил, перевернул, обладаешь, поведай, воскликнул, получишь, прочтёшь, обогатит, пытался вразумить, преподнесла, распоряжаешься, не освятят, не обогатят, не украсят, не возвысят не прославят. С болью в сердце покинул умный дом богатого глупца. Совсем иное лексико – семантическое поле у богатого хозяина. Существительные и местоимения: вещь, она, за неё, человек, вещь и т.д. Глаголы: предупредил, посчастливилось купить, не внушал доверия, не оставалось, поверить, шептал, купи-купи, буду решать, не продешевлю, получу больше, чем отдал, взял, поставил, произнёс и т. д. За экспозицией(началом разговора) следует история книги, как она попала в дом богача и откуда.(Какой-то странный человек уверял, что это его книга)И как приговор, и как гром среди ясного неба :умный узнал эту книгу (Великую книгу Мудреца) Слова приговора: Золотая Книга Жизни будет пылиться на полке, имея своей целью удивлять алчные взоры таких же алчных богачей, как хозяин этой книги. Удивлять лишь оболочкой, внешней красотой, и быть проданной подороже!! В притче можно выделить и некоторые фразеологизмы и устойчивые выражения: сильный мира сего, посчастливилось купить, не внушал доверия, странный человек, бесценная вещь, знаменитый Мудрец, Жемчужина Мудрости, власть над миром самое видное место, такое добро и в таких руках, сама судьба преподнесла такой дар, драгоценнейшие жемчуга Мудрости, не обогатят тебе душу, не освятят тебе путь, не украсят твою жизнь, не прославят имя твоё, с болью в сердце, Золотая Книга Жизни, пылиться на полке, тешит самость и гордыню. Сюжет данной притчи довольно прост. В дом к богатому человеку зашёл умный человек, увидел роскошную книгу, пылящуюся на полке. Гость узнал в ней книгу великого Мудреца. Попросил посмотреть, а потом убеждал богатого научиться читать, чтобы стать богатым и сильным мира сего, но для богатого силу имеют только деньги, а не знания! Хозяин книги даже обрадовался, что сможет продать книгу дороже, чем купил. Богатый видел в этой книге вещь, и материальную ценность Умный уходит из дома богатого с болью в сердце. Таким простым и незамысловатым на первый взгляд кажется нам притча, но это совсем не так. Умный и богатый лишь носители определённой идеи, у них нет имён, их образы обобщены и схематичны. Кульминацией является призыв к прочтению книги, но хозяин, оказывается, и читать-то он не умеет. Образы гостя и хозяина схематичны, это обусловлено законом жанра притчи. Автор располагается как бы «за кадром», его присутствие мы ощущаем в репликах умного гостя, иронию в ответных репликах богатого. Автор выходит из-за кулис только в конце притчи (последний абзац). Тип авторской эмоциональности прост и ясен: духовные ценности гораздо важнее материальных. Нам известно, что жанр притчи предполагает некоторую отстранённость писателя от излагаемого. Однако можно заметить, что автор на стороне умного гостя. О.М. Безымянная определяет жанр своего произведения как притчу.

Учитель. Обратимся за помощью к словарям и читаем следующее: Притча – это эпическое произведение малой формы, рассказ, содержащий в себе моральное поучение. Это приглашение к размышлению, это всегда не точка, а многоточие, приглашение к разговору. Интересно, что время и пространство как бы отсутствуют, герои общаются и находятся среди нас. Действие притчи происходит как бы здесь и сейчас, везде и всегда. Это связано с «вневременностью» и «внепространственностью» темы. То, о чём говорится в тексте было, есть и будет важно для человека в любом месте и в любое время. Из простого сочинения дидактической направленности, оно превращается в произведение многоплановое, многоаспектное и острополемичное. Таким образом, входе нашего сотрудничества мы пришли к выводу о том, каким будет ваше домашнее задание. (Предполагаемый ответ : Нам нужно на основе притчи создать свой метатекст.

Задания будут следующими:

  1. Написать небольшое эссе. Темы: Золотая Книга Жизни – это… Мудрые книги… Какими я их представляю? Какие ценности, на ваш взгляд, важнее: материальные или духовные?
  2. Дать сравнительную характеристику гостя и хозяина (можно в виде таблицы или письменного сообщения.
  3. Сообщение по теме: «Особенности притч О.М. Безымянной». (На примере 1-2 притч) Мини – исследование: Диалог как текстообразующий фактор.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по истории "Мамаев курган" :: Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс :: Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись" :: Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс :: Внеклассное мероприятие "Своя игра" :: Прочь ( Get Out ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / МСТ / Тумба-витрина Сенатор 4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD