Урок литературного чтения по теме "Собиратели народных сказок. "Морской царь и Василиса Премудрая" : Литература

Цели: дать представление об А. Афанасьеве, расширить представление детей о волшебной сказке на основе текста сказки "Морской царь и Василиса Премудрая"

Оборудование: Презентация, сундучок с предметами из сказок, пазлы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Шар земной я исходил,
Много сказок посетил.
И сегодня к вам, друзья,
В гости я зашел не зря.
Рассказать хочу детишкам,
Что все сказки эти в книжках.

II. Работа с выставкой книг

– Сегодня у нас необыкновенная встреча. Встреча со сказками. Посмотрите на книжную выставку. Что объединяет все сказки . (Нет автора)
– Объясните почему ? (Сказки появились очень давно, автор неизвестен. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась "из уст в уста ".)
– Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке А.Н. Толстого, в пересказе А.Н. Толстого или К.Д.Ушинского и др. Можно ли назвать их авторами сказок? (Ответы детей) Кто они:

III. Вступительное слово учителя

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. В давние, давние времена не умели люди на писать, ни читать. Сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно ,наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали "из уст в уста". А эти детки – своим деткам. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А почему их назвали русскими народными. А записывать их стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад.
Вот об этих людях, которые записывали для потомков народные сказки, мы будем сегодня говорить.

– Что вам хочется о них узнать? (Ответы детей)
– Сегодня вы познакомились с собирателями и издателями сказок, встретитесь с народной волшебной сказкой.

IV. Работа по теме

1) Совершим путешествие в загадочный мир русских народных сказок. Далеко-далеко раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки . Деревья там самые высокие. Птицы – самые звонкие, чудеса – самые страшные. Предлагаю отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать , на людей посмотреть, себя показать. Дорожка предстоит нам дальняя. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. Я знала что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

1. Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

2. В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба-Яга)

3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репа)

6. На сметане был мешен
В русской печке испечен
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)

7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
И всех детей она спасла. (Волк)

– Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Игра "Сказочный сундучок"

В сундучке пирожок,
яблоко,
золотое яйцо,
большая деревянная ложка и 2 поменьше,
перышко (Финиста)
стрела.
Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются.

Сказки: "Маша и медведь" – пирожок;
"Курочка Ряба" – золотое яйцо;
"Финист" – ясный сокол – перышко;
"Царевна-лягушка " – стрела Ивана царевича;
"Крошечка-хаврошечка" – яблоко;

2) Сообщение о собирателях , сказателях им сказочниках.

– Некогда ходили по Руси "бахари-сказочники", ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа – кому не охота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые неотлучно дежурили рпи царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же рассказывали по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач. Студент. Грамотный крестьянин.
– В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жил-был человек по имени Александр Николаевич Афанасьев. Он родился в городе Богучаре Воронежской губернии, в семье уездного стряпчего.
Отец его стремился дать своим детям образование. Первыми учителями Саши были два священника, люди малограмотные и грубые. Среднее образование он получил в Воронежской гимназии. А далее он учился в Московском государственном университете. Александр Николаевич Афанасьев известен как историк ,историк литературы и теоретик.

3)  Чтение исторической справки об А. Афанасьеве. (Дети читают.)

– Сколько лет работал Афанасьев над книгой ? (В. Даль, Русское Географическое общество)
– Главной областью занятий Афанасьева была народная поэзия, в основном сказки и легенды. Изданные им сборники прославили его имя во всем культурном мире и составляют национальное достояние по сегодняшний день. Мысль о создании сборника сказок возникла у Афанасьева еще в 1851 году . Он подумал: если попросить всех, кто может записать сказки, а потом собрать эти записи и напечатать, получится большая книга. Эта книга и будет тем чудесным сказочником, который не забудет.
600 сказок подарил он читателям . Назвал свой сборник хорошо и просто – "Народные русские сказки". Прошли годы ,народ понял какие сокровища сберег Афанасьев, и теперь книга имеет другое название – " Народные сказки А.Н. Афанасьева." Интересно , что для детского чтения было всего 88 сказок.

V. Изучение нового материала

1. Собиратели сказок. Александр Афанасьев был избран в члены русского географического общества, который предоставил в распоряжение Афанасьева все имеющиеся в архиве сказки. В. Даль передал Афанасьеву 150 сказок. Собирали и записывали сказки К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой.
– Как вы думаете, а в зарубежной литературе есть свои собиратели сказок? (Ответы детей).
– Можно считать опыт Ш. Перро, братья Гримм.
– Какие сказки этих сказочников вы знаете? (Ответы детей).

2. Продолжаем путешествие. Игра "Из какой мы сказки" (Показ слайдов).

3. Игра "Пазлы" (собирают картинку сказки и называют ее).

4. Работа с лентой времени (с. 70).

– Рассмотрите "ленту времени". Почему А. Пушкин стоит в одном ряду с собирателями сказок ? (Предположение детей).

5. Знакомство со сказкой.

Звучит музыка, бьют часы.

– Часы возвестили о том, что пришло время встречи со сказкой. Послушайте сказку и отметьте те места, которые подтверждают мысль, что народные сказки собирались и записывались. Эта сказка имеет общие признаки с другими народными сказками, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

IV. Итоги  урока

– Что вы можете сказать о сказке? Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания детей).

Читать еще:


Новые материалы:

Татарский Новый год у Радужки :: Литературная гостиная «Поэзия нашего края» по творчеству Лилии Сергеевны Вереиной, жительницы села Красный Яр :: Тема урока: "Обучаем, играя!" :: Таблицы, схемы к учебнику "Французского языка" для учащихся 10–11-х классов (из опыта работы) :: Работа над проектом "Транспорт. Транспортные проблемы в Москве" :: Заклятье. Наши дни ( The Crucifixion ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Merdes / Стол письменный Домино СКМ-55 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD