Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс : Литература

Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс : Литература

Цель:

  • Проанализировать образ главной героини.
  • Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
  • Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

2. Тест.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

- формальное соблюдение религиозных заповедей;

- стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

- моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

- осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

- раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

- страх перед мужем и свекровью;

- невозможность вернуться в родительский дом;

- несчастный случай.

3. Беседа.

- Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?

- Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Позитивные стороны Негативные стороны
“Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...” “Найдут, силой поволокут домой...”
“Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...” “Свекровь заест совсем...”
“Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...” “Никогда не быть мне свободной...”
“Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет...” “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо...”
“Мою любовь у меня никто не отнимет...”  
“Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...”  
“Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...”  

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

-духовно богатая, поэтически возвышенная натура - пугается силы и глубины своего
- сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя - обладает обостренным чувством справедливости
- не идет на нравственные компромиссы (на “сделку с совестью”) - ощущает страх перед “своеволием” чувства любви
- испытывает отвращение ко лжи и обману - переживает чувство вины перед Тихоном
- жаждет свободы и счастья - нравственные понятия религиозно окрашены

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

6. Домашнее задание.

  • Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Географическое положение Южной Америки", 7-й класс :: Физкультминутки на уроках географии :: Интегрированный урок информатики и географии по теме "Достопримечательности Англии" :: Учебно-практические занятия по геоморфологии на территории заповедников г. Москвы :: Урок по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова" :: Майлз (Miles), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Наслаждение - Шоколад 1400x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD