Урок литературы по теме "Толстой в начале пути" : Литература

Урок литературы по теме "Толстой в начале пути" : Литература

Форма урока – урок-лекция

Цели:

  • Углубить знания учащихся о жизни и деятельности Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать чувство уважения и памяти к писателям Тульского края.
  • Развивать навыки конспектирования материалов урока-лекции.

Оборудование:

  • Видеопроектор;
  • Ноутбук;
  • Портреты Л.Н. Толстого и членов его семьи;
  • Книги, входящие в круг чтения Л.Н. Толстого.

... вспоминать предков-отцов, дедов и прадедов
моих, мне не только совестно, но и особенно радостно.
Л.Н. Толстой

Ход урока

Представление презентаций учащихся о предках Л.Н. Толстого.

Лекция учителя.

Материалы для лекции

Толстой как писатель крупного масштаба сформировался в начале своего пути; большую роль в становлении его личности сыграли окружавшие его в то время люди, или память о которых в семье передавалась из поколения в поколение.

По материнской линии Толстой принадлежал к роду Волконских, который вел свой отсчет от Рюрика Михаила, князя Черниговского. Его потомок князь Иван Юрьевич по прозвищу “Толстая голова” получил удел на реке Волконе-Волконской.

Многие Волконские были стольниками, окольничими и воеводами. В XVIIIи XIXстолетиях выдвинулось несколько видных представителей рода Волконских. Прадед Л.Н. Толстого – Сергей Федорович участвовал в Семилетней войне в качестве генерал-майора. Дед Льва Толстого, Николай Сергеевич, был зачислен на службу еще ребенком. 27 лет в 1780 году находился в свите императрицы Екатерины II в Могилеве; был чрезвычайным послом в Берлине. Однако при Павле 1 он был удален из придворных кругов, но правда в 1798г. Был назначен военным губернатором Архангельска. Спустя несколько лет вышел в отставку, поселился в родовом имении, занялся переустройством усадьбы и воспитанием дочери (будущей матери Л. Толстого). Однако он пользовался известным престижем, что видно из одного рассказа сестры Льва Николаевича Марии Николаевны. Александр 1, проезжая мимо Ясной Поляны, обещал заехать к Волконскому, но проспал эту станцию. Тогда Волконский немедленно запряг лошадей, догнал императора и почти из-под Тулы вернул его в свой дом. Последние месяцы он жил вместе с дочерью Марьей Волконской, которая после смерти отца вышла замуж за обедневшего графа Николая Ильича Толстого. Как известно, дед Льва Николаевич стал прототипом старого князя Болконского в романе “Война и мир”.

Род Толстых выдвинулся при Петре 1. Сподвижник Петра 1, один из зачинателей стрелецкого бунта, П.А. Толстой получил титул графа и нажил себе большое состояние. Дед по отцу Илья Андреевич Толстой, по словам писателя, человек ограниченный, очень мягкий, веселый и не только щедрый, но и бестолково-мотовый, а главное доверчивый.

Толстой больше чем другие писатели уходит своими корнями в детство. Родители Льва Толстого создали в Ясной Поляне уникальную духовную атмосферу, которая, конечно, сыграла большую роль в формировании личности писателя.

Толстой пишет: “Мать моя была нехороша собой, очень хорошо образованна для своего времени. Она знала, кроме русского, 4 языка: французский, немецкий, английский и итальянский.” Вместе с преподаванием научных знаний, князь Н.С. Волконский заботился также и о том, чтобы дочь его была знакома с практическойстороной жизни. В Ясной Поляне сохраняется дневник под названием “Некоторые примечания, ведущие к познанию хлебопашества в сельце Ясной Поляне” (содержит определения различных мер и измерений, перечислением видов полей, описание земледельческих работ). Сохранилась также писанная ее рукой подробная опись сада, в которой перечислены не только все фруктовые деревья, но и цветочные клумбы. Прекрасной характеристикой того направления, в котором развивалась внутренняя жизнь Марии Николаевны, служит оставшийся после нее сборник французских авторов, в числе которых находим, например, следующее: “В ранней молодости ищешь всего вне своего я. Мы призываем счастье, обращаясь ко всему, что нас окружает. Но мало-помалу все обращает нас внутрь себя” (т.е. думала о вопросах жизни, ее нравственных началах, о тех самых вопросах, которые всю свою жизнь будет решать ее сын Лев).

Мария Николаевна вышла замуж за Николая Ильича Толстого, когда ей было 32 года, а ему около 28. В приданое за женой Николай Ильич получил около 800 душ мужского пола в Тульской и Орловской губерниях.

Н.И. Толстой был хорошо знаком с русской поэзией. В Ясной Поляне сохраняется принадлежащий ему альбом стихов с датой 1818г. Стихотворения записывались в альбом до 1821 года. В архиве Т. Ергольской сохранились 5 стихотворений русских поэтов, переписанных рукой Н.И. Толстого. Одно, И.П. Мятлева, начинающееся словами: “Как хороши, как свежи были розы...”, вдохновило И.С. Тургенева на создание одного из лучших стихотворений в прозе.

У Николая Ильича и Марии Николаевны было 5 детей: в 1823 году родился Николай, в 1826г. – Сергей, 1827 – Дмитрий, 1828 – Лев, 1830 – Мария.

Ясная Поляна – свой мирок, противостоящий миру вокруг. “Как большая часть людей первого Александровского времени и походов 13,14,15 годов, отец был не то, что теперь называется либералом, а просто по чувству собственного достоинства не считал для себя возможным служить – ни при конце царствования АлександраI, ни при Николае I” - напишет Н.Л. Толстой. Поэтому барский дом – на широкую ногу – с дворецкими, камердинерами, буфетчиками, охотниками, даже слепым сказочником, наделенным необыкновенной памятью.

Осталась в душе и памяти детская поэзия таинственных историй, которые рассказывал младшим братьям старший Николай. “В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, - вспоминает Толстой десятилетия спустя, - Николенька объяснил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... Эта тайна была, как он нам говорил, написана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа...”

В Ясной Поляне сохраняется первый дошедший до нас детский автограф Л.Н. Толстого. 3-4 страницы, исписанные крупным старательным почерком по проведенным карандашом линейкам. На первой странице крупными буквами заглавие: “Детские забавы. Писаны графом Николаем Николаевичем Толстым, Львом Николаевичем Толстым, Сергеем Николаевичем Толстым, Дмитрием Николаевичем Толстым”.

Счастливая, невозвратимая пора детства – Ясная Поляна. “Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве”, - напишет Лев Николаевич, а в старости назовет детство “истинным предчувствием или послечувствием всей глубины жизни”.

После смерти отца и матери наибольшее значение в жизни детей имела их дальняя родственница Т.А. Ергольская. Не подлежит сомнению ее большое влияние на Льва. Дети платили Т.А. своей привязанностью. Маленькой девочкой она осталась круглой сиротой и была взята на воспитание бабушкой Льва Николаевича (по отцу), которая воспитывала ее так же, как своих дочерей. “Должно быть, она любила отца, - пишет Л.Н.Т., - и отец любил ее, она не пошла за него в молодости для того, чтобы он женился на богатой моей матери, впоследствии же она не пошла замуж за него потому, что не хотела портить своих чистых отношений с ним и с нами”.

В доме Толстого свято соблюдались семейные традиции; день именин каждого из членов семьи был праздником для всех. В день именин 40-летней любимой тетушки каждый из детей сделал ей какой-нибудь подарок. Лев подарил ей чисто переписанный лист бумаги со стихами собственного сочинения “Милой тетушке”

Пришел желанный день счастливый,
И я могу Вам доказать,
Что не дитя я молчаливый,
Когда меня ласкала мать.
Теперь я ясно понимаю
Все, что Вы сделали, я знаю:
Для нас пожертвовали собой
И добрым сердцем, и душой...

В Ясной Поляне также сохраняется одна тетрадка ученических сочинений и переложений Толстого с клеймом 1839г. В тетради написано всего11 сочинений: 4 рассказа на исторические темы, 4 описания различных времен дня и года, одно описание пожара в Туле и 2 переложения басен Крылова. По описанию мальчика Толстого, войско Дмитрия Донского было готово “победить или умереть за свободу Отечества”. Наполеон признается “великим гением и героем”, но с нескрываемым чувством национальной гордости мальчик рассказывает о том, что у стен Кремля “Наполеон потерял све свое счастье”. Наибольший интерес представляют переложения басен Крылова “Фортуна и нищий”, “Собачья дружба”. Изложение Толстого передает не только содержание обеих басен, но и воспроизводит встречающиеся наиболее удачные в художественном отношении выражения, как например: “нищий таскался”, он “расправил свою суму”. Но в многих других случаях маленький Толсто й заменил выражения Крылова своими, более прямыми. Так, у Крылова нищий расправил свой кошель, “и щедрою рукою тут полился в него червонцем дождь златой”, - у Толстого – “нищий расправил суму, и у него посыпались червонцы”.

С 1841 года опекуншей становится родная тетка Пелагея Ильинична Юшкова. Она жила в Казани с мужем, помещиком Владимиром Ивановичем Юшковым.

Из письма старшего брата Николая Л.Ю. Юшкову: “Мы просим все нашу тетеньку, я, мои братья, моя сестра, не покидать нас в нашем горе, взять на себя опекунство. Вы должны себе представить...”

Итак, братья Толстые переехали в Казань в 1841 году. Старший брат Николай, перешедший из Московского университета в Казанский, уже в 1841-42 уч .г. был на втором курсе второго отделения философского факультета. Сергей и Дмитрий выбрали тот же факультет и то же отделение, соответствующее современному нам математическому факультету. Лев избрал факультет восточных языков, имея в виду дипломатическую карьеру, и к поступлению на этот факультет усиленно готовился в течение 1842-44 гг. Занятия были не легкие, так как для вступительного экзамена нужно было иметь подготовку и арабском и турецко-татарском языках.

Весной 1844 года Толстой подал прошение на имя ректора Н.И. Лобачевского о допущении к приемным экзаменам. Вступительные экзамены проходили с 29 мая по 5 июня:

1. История общая и русская 1 – ничего не знал
2. Статистика и география 1 – еще меньше. Помню, вопрос был “Франция”. Присутствовал Пушкин, попечитель, и спрашивал меня. Он был знакомый нашего дома и, очевидно, хотел выручить: “Ну, скажите, какие приморские города во Франции?” Я ни одного не мог назвать.
3. Латинский язык 2 – оду Горация перевести не смог
4. Арабский 5
5. Турецко-татарский 5
6. Французский 5
7. Английский 4

Судя по оценкам, Толстой не выдержал экзамены, но осенью ему была назначена переэкзаменовка, и он был принят в университет.

Здание университета в то время было одним из красивейших в Казани. Во главе университета и округа в начале 40-х годов был М.Н. Мусин-Пушкин, ректором университета – профессор Н.И. Лобачевский. Экзамены проходили 2 раза в год. Зимние назывались репетициями. Независимо от результатов репетиции на весенних экзаменах сдавали весь годовой курс. Студенты получали 2 отметки: за успех и прилежание. Знания оценивались: 2 (средственно), 3 (хорошо), 4 (очень хорошо), 5 (отлично).

Форму носили все без исключения. Кроме фуражки, обязательной еще была треуголка, непременно по воскресеньям и праздникам. Несоблюдение формы наказывалось карцером. Сюртук не составлял парадной формы, существовал еще красивый мундир, драчного покроя с шитыми серебряными петлицами; он же употреблялся кроме праздников и на экзаменах.

В 1844/45 году на всех 4 курсах университета изучением восточной словесности занимался 41 студент, в том числе на отделении арабско-турецкой словесности – 1 студент. Им был Лев Толстой.

Несмотря на свою внешнюю неуклюжесть, он стал постоянным посетителем аристократических журджоксов, пикников и балов. Мало-помалу приобретая светскую развязность, Л. Толстой сделался совершенно светским человеком, типичным представителем золотой молодежи.

В аудиториях, имевших вид амфитеатра, Лев Николаевич забирался на самый верх, носивший классическое название “рая”, и усаживался на самую последнюю скамью. Здесь обыкновенно он развертывал книгу или газету и под монотонное журчанье какого-нибудь знатока арабской премудрости углублялся в чтение.

Список книг с 14 до 20 лет:

  • Евангелие Матфея
  • Нагорная проповедь
  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
  • Шиллер “Разбойники”
  • Н.В. Гоголь “Шинель”, “Невский проспект”, “Мертвые души”
  • И.С. Тургенев “Записки охотника”

Протокол заседания совета словесного отделения философского факультета от 26 апреля 1845 года: “... отделение не допускает к предстоящим экзаменам в отделении арабско-турецкой словесности в 1 курсе Льва Толстого по весьма редкому посещению лекций и совершенной безуспешности в истории”.

Лето 1845 г. Толстой проводит в Ясной Поляне. “По дороге домой – в Казань – купил 8 томиков Монтекристо до того интересных, что не заметил, как дорога окончилась. Тогда вся большая публика увлекалась им, и я принадлежал к большой публике”.

Вернувшись в Казань, Лев Николаевич подал прошение на имя проректора университета – профессора К.К. Фойта – с просьбой перевести его на юридический факультет. Прошение было удовлетворено.

В этом же учебном году Льва постигла административная кара. Он был посажен в карцер за непосещение лекций по истории. Сокурсник Толстого, Назаров, вспоминает, что Лев принес с собой в карцер спрятанную в гостинице свечку и подсвечник, и они провели очень приятно день или два. “Истории, - рубил он с плеча, - есть не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен. Смерть Игоря, змея, ужалившая Олега – что же это, как не сказки, и кому нужно знать, что второй брак Иоанна на дочери Темрюка совершился 21 августа 1562г., а четвертый – на Анне Алексеевне Колтовской в 1572г.”

Решением Совета юридического факультета от28 мая 1846г. Л.Н. Толстой был переведен на второй курс.

Начало учебного года внесло изменения в условия внешней жизни братьев Толстых: оставив дом своей тетушки, они стали жить на частной квартире (дом Петонди). Местоположение дома, в котором жил Иван Васильевич, рассказчик “После бала”, совпадает с местоположением дома Петонди.

Сюжет рассказа “После бала”, видимо, взят из жизни Сергея Толстого. Варенька Б., описанная в рассказе, была Варвара Андреевна Корейш, замечательная красавица, в которую, будучи студентом в Казани, Сергей был влюблен. Весь эпизод, описанный в этом рассказе, вполне биографичен. Сергей Николаевич после того, как увидел то участие в экзекуции над солдатом, которое принимал отец той, в которую он был влюблен, послал Варваре Андреевне отказ.

3 апреля 1847 года был оформлен раздельный акт между Толстыми. Льву достались деревни Ясная Поляна, Ясенки, Ягодная и Малая Воротынка (1470 десятин земли и 330 душ крестьян мужеского пола).

12 апреля 1847г. Л.Н. Толстой подал прошение об уходе из университета по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам.

Находясь в Ясной Поляне, Толстой намечает себе план на 2 года:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет;
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической;
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, итальянский, английский и латинский;
  4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое;
  5. Изучить историю, географию и статистику;
  6. Изучить математику гимназический курс;
  7. Написать диссертацию;
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;
  9. Написать правила;
  10. Получить некоторые познания в естественных науках;
  11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

В январе 1847 года Лев начинает вести дневник (в 19 лет), где записывает: “Я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего. Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы не нашел цели общей и полезной, потому что бессмертная душа, развившись, перейдет в существо высшее и соответствующее ей...”

В 1848 – 1851 годах деревенское уединение чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, “безалаберной столичной жизнью” в Москве и Петербурге. Литературные занятия все больше увлекают Толстого, он задумывает повесть из “цыганского быта”, но рассеянная светская жизнь мешает сосредоточенному труду. Недовольство собой способствует в какой-то степени отъезду Толстого на Кавказ.

В письме к Т.А. Ергольской Толстой назовет свой неожиданный отъезд на Кавказ внезапно пришедшей в голову фантазией. В дневнике объяснит: “Надеялся на благотворное влияние Кавказской природы, попросту бежал от долгов и привычек”.

Софья Андреевна вспоминает, что Лев Николаевич говорил, что лучшие воспоминания его жизни принадлежат Кавказу. Он много там читал, переводил, играл в шахматы. Потом охота и природа доставляли ему глубокое наслаждение. Но главное – на Кавказе он в первый раз начал свою авторскую деятельность.

Толстой приехал на Кавказ в 1851г. По предложению своего старшего брата Николая, который служил в 20-й артиллерийской бригаде, стоявшей в середине прошлого века на Тереке и входившей в состав Кавказского корпуса.

Военные действия на Кавказе начались в 1601г, но велись вяло, с переменными успехами. Лишь в 1856г. с назначением кавказским наместником князя А.И. Барятинского русские войска активизировались, а 3 года спустя военные действия кончились победой русских над племенем Шамиля.

В период же с 1846 по 1850гг. широких операций на Кавказе не было. Это время, проведенное Николаем и Львом Толстыми, характеризуется мелкими повседневными и весьма изнурительными стычками русских с горцами.

20 апреля 1851 года отъезжает Лев на Кавказ. Характерно, что он отказался от рекомендательного письма к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову, потому что во что бы то ни стало хотел определить сам свой жизненный путь, избрав нелегкую службу офицера-артиллериста. Сначала Лев Николаевич участвовал в военных действиях волонтером-добровольцем, затем успешно сдал экзамен на фейверкера и был зачислен прапорщиком, то есть младшим артиллерийским офицером.

Первым печатным произведением Л.Н. Толстого становится повесть “Детство”, после выхода которой (1852г.) И.С. Тургенев напишет: “Вот, наконец, преемник Гоголя, и, как следовало ожидать, нисколько на него не похожий”. А Лев Николаевич вспоминает такой факт: “...лежу я в избе на нарах, а тут брат и Огонин читают; упиваюсь наслаждением похвал, даже слезу восторга душат меня, и думаю: никто не знает, даже вот они, что это меня хвалят...”

Мир детства всегда нравственно-эстетически значим для Л.Н. Толстого. В мире Толстого большинство героев так или иначе соотнесены с мотивом детства. Детство у Толстого некий изначальный камертон – в зависимости от того, насколько восприимчив герой к его звучанию, находится степень нравственной чистоты и сила его убеждений. Что бы ни читали, детство всегда звучит как камертон непосредственности, чистоты, искренности. Ту же функцию выполняет в прозе Толстого эпитет “детский”. Можно со всей определенностью сказать: если в глазах, улыбке, в позе, поведении и в манерах героя есть что-то детское –стало быть перед нами или герой, близкий Толстому, или герой, в котором сквозь корысть проглядывает то чистое, истинной, что когда-то в нем было, а с годами утратилось.

Работа эта переносила Толстого в мир далеких и милых воспоминаний детства и тем окрашивала его одинокую, замкнутую жизнь вдали от близких людей и родных мест. Поэтому некоторые детские воспоминания Лев Николаевич опишет в повести “Детство”, а себя в образе Николая Иртеньева.

Вся предыдущая жизнь Толстого была направлена на то, чтобы найти свой жизненный путь. “Задать себе цель, - писал Толстой в 1851 году, - никак нельзя... Надо не выдумывать ее, но найти такую, которая была бы сообразна с наклонностями человека, которая бы прежде существовала, но которую я только бы осознал”.

Толстой начал писать свою повесть, не придавая этому значения, смотря на это как на приятное препровождение времени. Но мало-помалу работа над повестью все больше и больше увлекала его и, наконец, сделалась первым и самым главным в его собственных глазах делом жизни.

Толстой упорно шел по новой, открывавшейся ему в жизни, дороге. И не случайно, наверное, что первая повесть Л. Толстого станет повестью о детстве.

Вересаев напишет: “Давно замечено, что каждый художник в творчестве своем как бы отражает один определенный человеческий возраст. Гончаров везде старик, юноша Лермонтов везде – взрослый человек, взрослый Пушкин – до конца жизни оставался юношей. В Льве Толстом мы имеем редкий пример, где художник все время остается ребенком. Ребенок не только в отношении своем к добру, а во всех характернейших особенностях человека – в радостной свежести чувства, в пенящемся сознании жизни, в чистоте отношения к жизни, в ощущении таинственной ее значительности”.

Он не осознавал еще тогда с такой ясностью, как осознал впоследствии, что художественное творчество есть непреодолимая потребность его натуры, есть та деятельность, которая наиболее способствовала его природным дарованиям.

Домашнее задание.

  1. Подготовить пересказ конспекта лекции
  2. Подготовить толстые и тонкие вопросы по материалам урока

Список использованной литературы.

  1. В лекции использованы материалы Яснополянских выставок.
  2. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.1
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.59
  4. Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах, М-Л., 1928 – т.34
  5. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 до 1866. М., 1954.
  6. Бирюков П.И. Биография Толстого. 1921.
  7. Роллан Г. Жизнь Толстого.
  8. Бушканец Е.Г. Волга, 1978, №9
  9. Опульский Р.А. Толстой на Кавказе.
Читать еще:


Новые материалы:

Мастер-класс "Использование интерактивных методов в обучении информатике" :: Операционная система Windows. Повторение. 8-й класс :: Создание коллажа с помощью Adobe Photoshop. 10-й класс :: Интегрированный курс "Изобразительное искусство и компьютерные технологии в системе графического редактора Paint :: Урок-путешествие по теме: "Передняя Азия в древности" :: Pigeon Impossible ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list10.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Прочь ( Get Out ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD