Урок-презентация по литературному чтению краеведению по теме "Владимир Дворянсков. Творческий портрет писателя". 9-й класс : Литература

Урок-презентация по литературному чтению краеведению по теме "Владимир Дворянсков. Творческий портрет писателя". 9-й класс : Литература

Цели:

  • Обучающая: знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка.
  • Развивающая: развитие навыков анализа художественного произведения.
  • Воспитательная: воспитание в учащихся доброты и сострадания, человечности и ответственности за свои поступки и судьбы окружающих.

Форма урока – презентация

Тип урока – комбинированный (сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа).

Оборудование – экран, ноутбук, презентация по теме урока, аудиозапись песни «Яблони в цвету», макет цветущей яблоневой ветви.

План урока.

1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.
2. Презентация по творчеству писателя (учащиеся). –фонограмма песни «Яблони в цвету»;
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Дворянскова .
4. Аудиозапись песни «Яблони в цвету».
5. Аналитическая беседа по рассказу «Саженцы»:
6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики».
7. Пересказ – анализ рассказа «Побег».
8. Выводы по творчеству писателя.
9. Итоги. Оценки. Д/З.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
Или другой – на много лет?..

Этими словами я хочу начать наш урок – урок нравственности, доброты. Мы познакомимся с творчеством нашего земляка, ульяновского поэта и прозаика Владимира Дворянскова.
Творческая манера писателя Дворянскова схожа с манерой В.Шукшина. Главное в творчестве В.Дворянскова – человек.
Его герои – люди простые, незамысловатые и неказистые, порой даже с простинкой, как кажется окружающим. Но присмотришься получше – и найдёшь в них что–то родное, близкое душе. Каждый рассказ писателя заставляет задуматься о жизни, поразмышлять над поступками героев.
Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой, совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с нами происходит.
Сейчас нам ребята расскажут о жизни писателя и покажут презентацию.

2. Презентация о жизни и творчестве писателя (Приложение 1).

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Дворянскова подготовленными учащимися

– Стихи у Дворянскова о разном, но больше всего, пожалуй, стихов о войне. Послушайте некоторые из них. (Приложение 2)

4. Прослушивание аудиозаписи песни «Яблони в цвету» в исполнении Владимира Мигули

5. Вопросы для беседы по рассказу «Саженцы».

  • Какая проблема возникла в жизни учителя Григория Ивановича?
  • Это не просто проблема, это беда. Почему? Что значит для Григория Ивановича этот сад?
  • Сопоставьте реакцию на случившееся Григория Ивановича и его жены. В чём разница? Профессия сказывается, и только? Или что-то ещё?
  • В чём видит смысл жизни Григорий Иванович? Прежде чем ответить на вопрос, давайте послушаем, что говорит об этом автор.
  • Выразительное чтение наизусть отрывка (со слов: «Но и солнце было щедрым…» до «…не от высоты, а от сокровенной радости»).
  • Для чего же приходит человек на землю?
  • Как Григорий Иванович решает проблему с погибшим садом?
  • Что омрачило настроение учителя, когда он стоял в очереди за саженцами?
  • Довёз учитель деревца до дома? Нет? Почему?
  • Что самое обидное и страшное для учителя в том, что случилось на автовокзале?
  • Учитель назвал имя вора (грабителя) работникам милиции. Почему не скрыл? Ваши версии.
  • Сад души Кости Блинкова замер, заглох. Причина?
  • Какое решение принял для себя учитель после столкновения с Костей Бликовым? Прав ли он? Как вы объясните его решение?
  • Вывод о характере Григория Ивановича:
  • Это человек, который не перекладывает ответственность на других.
  • Рассказ недосказан. Мы не знаем, что случится с саженцами, оставшимися на вокзале. Как вы думаете, почему автор оставляет финал открытым?
  • Как бы вы дописали рассказ? Найдётся ли человек, который укоренит эти деревца, или они погибнут, выброшенные уборщицей?
  • Пусть символом нашего урока будет цветущая ветка яблони, изготовленная мамой Маши Ч. взамен той, что так и не расцвела в рассказе.

6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики» подготовленным учеником

Вопросы классу:

– Почему герой рассказа Вася Кольцов предпочёл остаться с Валей – Дуней, нежели вернуться к жене? Какие люди нравятся Дворянскову?

7. Пересказ – анализ рассказа «Побег» подготовленным учеником

Вопросы классу:

– Герой рассказа Костя Мукушов – дважды преступник (убил по неосторожности человека, бежал из лагеря). Какое чувство вызывает Костя у вас? Почему?
– С персонажем какого рассказа В.Шукшина схож данный герой?
– Чему нас учит история Кости Мукушова?

8. Выводы по творчеству Дворянскова

– После чтения рассказов В.Дворянскова начинаешь более внимательно относиться к людям, тебя окружающим. Добро делает человека человеком. Вот истина. Каждый человек своим путём, порой непростым, должен прийти к ней. Его рассказы воспитывают в читателе Человека. Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой, совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с нами происходит.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…

/Н.А.Заболоцкий/

9. Итоги. Оценки. Домашнее задание

Читать еще:


Новые материалы:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными :: "Словообразование и орфография". Повторение изученного :: Определенно-личное предложение. 8-й класс :: Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие". 7-й класс :: Личностно-ориентированный урок английского языка на общеязыковом этапе обучения в педагогическом училище :: Пианистка ( La Pianiste ), 2001 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Наурыз, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD