Урок-размышление на тему "Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" : Литература

Цели.

  1. Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; формировать умение анализировать прозаическое произведение, умение использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся.
  2. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, слову, цвету и т.д.

Эпиграф.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М.Достоевский)

1. Введение в проблему.

(На Рождество, когда погас свет, в память)

(Живое пламя и искусственный свет)

2. Синквейн.

- Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”

Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

- свет,

- 2 прилагательных,

- 3 глагола,

- предложение. (смысл понятия),

- синоним (смысл понятия).

свет

Светлый, яркий, манящий.

Светить, озарять, помогать

Всегда гореть.

Жизнь, доброта, милосердие

3. Праздник РОЖДЕСТВО.

Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события. Когда наступает праздник?

С людьми вся природа тогда ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и елка,
У входа в пещеру росли
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.

Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
“Скромна ты в печали, не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена”.

Сказал он – и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество!
Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
И в каждой семье – торжество!

(Достать елку с игрушками.)

(Помогать больным и обездоленным; Раздавать милостыню и др.)

Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.

По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”

4. Формулировка темы урока.

Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.

Тема: проблема доброты и милосердия

(Правильно, в нем слышится слово сердце.)

(Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.)

- В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.

По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.

Признаки святочных рассказов:

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.

5. Работа по тем е урока.

Сейчас мы прочитаем этот рассказ, но у каждой парты будет свое задание. Во время прочтения рассказа попробуйте найти ответ на свой вопрос.

Прием 6 шляп

Цвет Шляпа (шар)
белый Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.
черный Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.
желтый Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
синий Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.
зеленый Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
красный Эмоциональный. Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

Задания для групп (на шляпах).

Белый цвет.

- Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

Красный цвет.

- Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

Черный цвет.

- Найти в тексте негативное?

Синий цвет.

- Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?

(Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

Желтый цвет.

- Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?

(Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)

Возьмите краски и кисточки и выразите в цвете ваши чувства и эмоции после прочтения рассказа.

Зеленый цвет.

- Домыслите финал.

- Я вам прочитала не весь рассказ. Давайте познакомимся с финалом рассказа.

Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту.

Подвал

Сырой

Холодный

Жутко в темноте

ХОЛОДНО!

Решается выйти из подвала и попадает куда?

В ГОРОД (работа с текстом)

Хочется кушать.

Не всегда здесь жил, приехал с мамой.

Обстановка в родном городе:

Черный мрак,

Один фонарь,

Все запираются ставнями,

Тысячи воющих собак.

Как Достоевский рисует улицы города?

Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить?

Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют

- Полицмейстер отвернулись (безразличие);

- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

Получается вся красота – это лишь мишура!

(Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.)

Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

И вот мальчик в окно видит….

- Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?

“Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.

А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.

“Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.

Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.)

6. Подведение итогов урока.

- Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. (Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

- Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

Ни одно Рождество не обходится без подарков. Я хочу подарить вам елочные игрушки. На них вы найдете мои пожелания вам.

Спасибо за урок.

Читать еще:


Новые материалы:

Общие особенности географического положения южных материков :: Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследования :: Имитационные игры на уроках географии "Маркетинг", "Любопытный дилижанс" :: Вулканы Земли :: Информационные технологии на уроках географии :: Сдвиг по фазе ( Freak Shift ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD