Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" : Литература

Анализ стихотворения – один из самых сложных видов работы в школе, поэтому сопоставительный анализ поэтических текстов (ЕГЭ, С4) – одно из самых сложных заданий на экзамене. Данное задание требует привлечения литературного контекста, проведения “литературных параллелей”. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное – правильное понимание смысла вопроса, содержащегося в задании. При подготовке важно научить основным учебным действиям, направленным на успешное выполнение задания.

Задачи занятия:

  • повторить необходимые для анализа термины, выучить новые;
  • освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.

Основные этапы работы (материалы к учебному занятию)

I. Произведение (поэтический текст) - это

Содержательная сторона: о чём? что?

тема
идея проблематика
мотив
лейтмотив
настроение
пафос
и др.

+

Формальная сторона: как? какими средствами?

особенности
композиции
стилистики
языковых средств
стихотворного размера и др. (см. Презентацию, Приложение 1)

II. Настроение стихотворения (эмоции, настроение лирического героя - читатель)

КАКОЕ?

грустное
радостное
приподнятое
лирическое
философское
элегическое
романтическое
возвышенное и др.

Пафос стихотворения (чувства, эмоции автора - читатель)

КАКОЙ?

героический
гражданский
сатирический
комический
трагический
обличительный
утверждающий
романтический и др. (см. Презентацию)

III. Формулировка задания С4:

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением? =

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?

Произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением?

Две позиции сопоставления (позиция сопоставления - указание автора и его произведения):

М.Ю. Лермонтов “Бородино”, 1837 г.

+ Д. Давыдов, “Песня” (“Я люблю кровавый бой”), 1815 г.

+ А.С. Пушкин поэма “Полтава”, 1828-1829 гг.

(см. Презентацию, Приложение 2)

IV. Этапы работы над сопоставительным анализом.

(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

  1. Прочитать стихотворение = прочувствовать эмоциональное содержание стихотворения.
  2. Этап рефлексии: эмоциональное содержание стихотворения – моё настроение (настроение читателя).
  3. Проанализировать содержательную сторону стихотворения (настроение, тема, идея, мотив, основные образы и т.д.)
  4. Ответить на первый вопрос задания.
  5. Найти 2 позиции сопоставления в заданном направлении (настроение, пафос), убедительно обосновать сопоставление, не искажая авторской позиции.
  6. Ответить на второй вопрос задания, используя необходимые термины и небольшие цитаты из стихотворений (отдельные слова, словосочетания, 1-4 строки).
  7. Написать сочинение в объёме 5-10 предложений (см. Презентацию).

V. Домашнее задание

  1. Повторить (выучить) термины.
  2. Написать сочинение в формате ЕГЭ, задание С4.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-обобщение по теме "Дыхание" :: Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле" :: Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции" :: Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые" :: Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции" :: Великий Гипнотизер (Cui mian da shi, Китай, 2014) - спойлеры, пересказ, трактовка :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Пальмира Модель 380 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD