Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" : Литература

Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" : Литература

Анализ стихотворения – один из самых сложных видов работы в школе, поэтому сопоставительный анализ поэтических текстов (ЕГЭ, С4) – одно из самых сложных заданий на экзамене. Данное задание требует привлечения литературного контекста, проведения “литературных параллелей”. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное – правильное понимание смысла вопроса, содержащегося в задании. При подготовке важно научить основным учебным действиям, направленным на успешное выполнение задания.

Задачи занятия:

  • повторить необходимые для анализа термины, выучить новые;
  • освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.

Основные этапы работы (материалы к учебному занятию)

I. Произведение (поэтический текст) - это

Содержательная сторона: о чём? что?

тема
идея проблематика
мотив
лейтмотив
настроение
пафос
и др.

+

Формальная сторона: как? какими средствами?

особенности
композиции
стилистики
языковых средств
стихотворного размера и др. (см. Презентацию, Приложение 1)

II. Настроение стихотворения (эмоции, настроение лирического героя - читатель)

КАКОЕ?

грустное
радостное
приподнятое
лирическое
философское
элегическое
романтическое
возвышенное и др.

Пафос стихотворения (чувства, эмоции автора - читатель)

КАКОЙ?

героический
гражданский
сатирический
комический
трагический
обличительный
утверждающий
романтический и др. (см. Презентацию)

III. Формулировка задания С4:

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением? =

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?

Произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением?

Две позиции сопоставления (позиция сопоставления - указание автора и его произведения):

М.Ю. Лермонтов “Бородино”, 1837 г.

+ Д. Давыдов, “Песня” (“Я люблю кровавый бой”), 1815 г.

+ А.С. Пушкин поэма “Полтава”, 1828-1829 гг.

(см. Презентацию, Приложение 2)

IV. Этапы работы над сопоставительным анализом.

(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

  1. Прочитать стихотворение = прочувствовать эмоциональное содержание стихотворения.
  2. Этап рефлексии: эмоциональное содержание стихотворения – моё настроение (настроение читателя).
  3. Проанализировать содержательную сторону стихотворения (настроение, тема, идея, мотив, основные образы и т.д.)
  4. Ответить на первый вопрос задания.
  5. Найти 2 позиции сопоставления в заданном направлении (настроение, пафос), убедительно обосновать сопоставление, не искажая авторской позиции.
  6. Ответить на второй вопрос задания, используя необходимые термины и небольшие цитаты из стихотворений (отдельные слова, словосочетания, 1-4 строки).
  7. Написать сочинение в объёме 5-10 предложений (см. Презентацию).

V. Домашнее задание

  1. Повторить (выучить) термины.
  2. Написать сочинение в формате ЕГЭ, задание С4.
Читать еще:


Новые материалы:

Информационные технологии на уроках химии. Урок по теме "Физические и химические явления" :: Урок по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций" :: Интегрированный урок (русский язык+химия). Тема урока: "Связь в словосочетании" (8-й класс) :: Пластмассы. Разработка урока по элективному курсу "Мир органических веществ" :: Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения :: Звездные войны: Эпизод 9 ( Star Wars: Episode IX ), 2019 :: Шкафы / MOON TRADE / Шкаф многоцелевой ИННА 601 светлый Модель 900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD