Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" : Литература

Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" : Литература

Анализ стихотворения – один из самых сложных видов работы в школе, поэтому сопоставительный анализ поэтических текстов (ЕГЭ, С4) – одно из самых сложных заданий на экзамене. Данное задание требует привлечения литературного контекста, проведения “литературных параллелей”. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное – правильное понимание смысла вопроса, содержащегося в задании. При подготовке важно научить основным учебным действиям, направленным на успешное выполнение задания.

Задачи занятия:

  • повторить необходимые для анализа термины, выучить новые;
  • освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.

Основные этапы работы (материалы к учебному занятию)

I. Произведение (поэтический текст) - это

Содержательная сторона: о чём? что?

тема
идея проблематика
мотив
лейтмотив
настроение
пафос
и др.

+

Формальная сторона: как? какими средствами?

особенности
композиции
стилистики
языковых средств
стихотворного размера и др. (см. Презентацию, Приложение 1)

II. Настроение стихотворения (эмоции, настроение лирического героя - читатель)

КАКОЕ?

грустное
радостное
приподнятое
лирическое
философское
элегическое
романтическое
возвышенное и др.

Пафос стихотворения (чувства, эмоции автора - читатель)

КАКОЙ?

героический
гражданский
сатирический
комический
трагический
обличительный
утверждающий
романтический и др. (см. Презентацию)

III. Формулировка задания С4:

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением? =

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?

Произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением?

Две позиции сопоставления (позиция сопоставления - указание автора и его произведения):

М.Ю. Лермонтов “Бородино”, 1837 г.

+ Д. Давыдов, “Песня” (“Я люблю кровавый бой”), 1815 г.

+ А.С. Пушкин поэма “Полтава”, 1828-1829 гг.

(см. Презентацию, Приложение 2)

IV. Этапы работы над сопоставительным анализом.

(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

  1. Прочитать стихотворение = прочувствовать эмоциональное содержание стихотворения.
  2. Этап рефлексии: эмоциональное содержание стихотворения – моё настроение (настроение читателя).
  3. Проанализировать содержательную сторону стихотворения (настроение, тема, идея, мотив, основные образы и т.д.)
  4. Ответить на первый вопрос задания.
  5. Найти 2 позиции сопоставления в заданном направлении (настроение, пафос), убедительно обосновать сопоставление, не искажая авторской позиции.
  6. Ответить на второй вопрос задания, используя необходимые термины и небольшие цитаты из стихотворений (отдельные слова, словосочетания, 1-4 строки).
  7. Написать сочинение в объёме 5-10 предложений (см. Презентацию).

V. Домашнее задание

  1. Повторить (выучить) термины.
  2. Написать сочинение в формате ЕГЭ, задание С4.
Читать еще:


Новые материалы:

План-конспект урока по математике на тему "Умножение на 6", 3-й класс :: Интегрированный урок в 1-м классе курсов "Окружающий мир" и "Технология" с использованием информационно-коммуникационных технологий :: Урок по окружающему миру в 4-м классе на тему "Орган зрения. Берегите глаза" :: Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами", 4-й класс :: Знакомство с твердым звуком [ш], буквами Ш, ш. Урок обучения грамоте :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Как разговаривать с девушками на вечеринках ( How to Talk to Girls at Parties ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD