Христианские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова : Литература

Лермонтов – самый религиозный из русских поэтов.
Н.А. Бердяев

Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть.
М.Ю. Лермонтов

Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Ангел”

- Какие чувства овладели вашими душами, когда вы слушали эту песню?

- Как вы думаете, какие обстоятельства жизни поэта вдохновили его на создание стихотворения “Ангел”?

- Прочитайте и раскройте содержание прочитанного стихотворения.

- Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов назвал стихотворение “Ангел”?

- Как вы понимаете значение слова “ангел”? Я просила вас заранее посмотреть значение этого слова в Толковом словаре, в библейской литературе.

- Какое значение имеют следующие словосочетания: ангел-хранитель, ангел во плоти, ангельский голос, день ангела.

Учитель

Стихотворение “Ангел”, помеченное 1831 годом (Лермонтову 17 лет).

“Ангел” – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение “Ангел”.

Говорят , что реальной основой поэтического видения “небесной родины” послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни – память о песне осталась. И вот – земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Учитель

Это юношеское стихотворение. Что необычного для ранней лирики Лермонтова вы увидели в этом стихотворении?

Примерные ответы учащихся

Отсутствуют мотивы богоборчества и демонизма. “ Ангел” едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором “святых” “райских” звуков не коснулся пафос сомнения и отрицания. Земной мир, “мир печали и слез”, не отрицается как враждебный, но безоговорочно отступает перед небесным:

“И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли”.

Противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой здесь смягчено; стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью ритмики, это действительно песня, исполненная “простых и сладких звуков”. Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе А.Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др.

В.Г. Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем “лермонтовского элемента” – высоко ценимого им критического начала.

Учитель

Н.А. Бердяев назвал Лермонтова “самым религиозным из русских поэтов” Почему? Мы попробуем сегодня это доказать или опровергнуть. Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя библейские мотивы, религиозные, богоборческую и демонистическую темы. Заранее класс был разделен на группы, которые занимались отдельной темой. И вот свои наблюдения я прошу представить всем. Итак, почему Бердяев назвал Лермонтова самым религиозным поэтом?

Примерные ответы учащихся

Интерпретация стихотворений Лермонтова “Исповедь”, “Покаяние”, “Поэт”, “Пророк”, “Ветка Палестина”, “Мой Демон”, “Благодарность”, “Когда волнуется желтеющая нива...”, “Я не для ангелов и рая...”, “Азраил”, “1831-го июня 11 дня”, “Ночь1”, “Кладбище”, “Отрывок”, “К деве небесной” и др.

Учитель дополняет ответы учащихся, обобщает

- Лермонтов сосредоточен на религиозно – метафизической проблематике. Вопросы веры, Божьего суда, спасения, вечного блаженства, возможность примирения в человеке духовного и телесно – чувственного начал – все это центральные в его миросозерцании вопросы. Они мучили его, ибо в пределах своего опыта он не мог найти им окончательного, несомненного решения.

Я, веруя твоим словам,
Глубоко в сердце погрузился,
Однако же нашел я там,
Что ум мой не по пустякам
К чему-то тайному стремился.
К тому, чего даны в залог
С толпою звезд ночные своды,
И что б уразуметь я мог
Через мышления и годы.
(1830г., писал Лермонтов, отвечая на упреки Н.Ф. Ивановой)

История познания продолжается в стихотворениях “Ночь.1”, “1830. Майя.16 число”, “Ангел”, “Исповедь”, “Я не для ангелов и рая...” Это вехи лермонтовского самопознания, напряженного, неустанного. Настоящую его цель писатель объяснит позже, в “Герое нашего времени”: “Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие”.

Человек внутренний обретает покой и способность к высшим созерцаниям:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
(“Когда волнуется желтеющая нива”,1837)

Ему становится доступна и близка святыня, на которой надолго задерживается его задумчивый взгляд:

Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
(“Ветка Палестины”, 1837)

Лермонтов и богоотверженному Демону дает пережить подобное состояние:

Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук-
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прикованный незримой силой,
Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
(“Демон”)

Однако противоречие между “человеком внутренним” и “человеком внешним” остается в Лермонтове острым и драматичным. Оно отразилось и в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...”.

Учитель

- Совсем недавно мы размышляли над философской лирикой А. С. Пушкина. Близок ли пушкинский путь искания смысла жизни лермонтовскому? В чем сходство и в чем своеобразие каждого из них?

Примерные ответы учащихся

Особое значение для Лермонтова приобретает тема “демонизма”, намеченная в стихотворениях Пушкина “Демон”(1823) и “Ангел” (1827), но не занявшая в творчестве Пушкина значительного места. Эту тему Лермонтов развивает на протяжении почти всей жизни.

Полемичны “Пророк” Пушкина и “Пророк” Лермонтова. В стихотворении последнего вместо “гласа бога” герой слышит презрительный и насмешливый голос толпы, утверждающей свое мнимое превосходство.

Характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова.

В жанровом отношении Лермонтов предпочитает необычные для Пушкина формы лирического монолога-исповеди, философские медитации.

Лирика Лермонтова интимно - автобиографична, чего последовательно избегал Пушкин; с другой стороны, лирическое “Я” Лермонтова выступает в абстрактно-обобщенном виде, в то время как Пушкин строит свою поэтическую автобиографию с опорой на реалии подлинного быта.

Ряд лучших стихотворений позднего Пушкина (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, “Отцы пустынники и жены непорочны”, “Странник”, “Осень”, “Когда за городом задумчив я брожу”, “Из Пиндемонти”, “Мирская власть”) были опубликованы лишь в 1841 и после смерти Лермонтова.

При сравнении частотного словаря языка Пушкина и Лермонтова, можно отметить, что есть слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пушкина: “страдание”, “грустить”, “зло”, “проклятье”, “рана”, “отчаянье”, “обман”, “стыд”, “смерть”, “ад”, “рай”, “ангел”, “храм”. Анализируя эти группы слов, можно увидеть устойчивые лейтмотивы в лирике Лермонтова.

Пафос лермонтовской лирики коренился в постоянном и требовательном искании Лермонтовым высшей цели бытия и своего назначения. Если в предшествующей Лермонтову декабристской традиции “разгадывать” или “искать” эту цель было не нужно – она была предельно ясна и состояла в героическом и гражданском служении идеалам “вольности”; если А.С. Пушкин сохранил доверие к жизни, признание за не последней правоты (пушкинское сомнение цели бытия – стихотворение “Дар напрасный, дар случайный”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” – не были для него итоговыми и выражали скорее истину момента), то в иной духовной ситуации оказывается герой Лермонтова. Искание цели и смысла жизни никогда не покидает его; доминирующей интонацией при этом является вопрошание. Для героя Лермонтова цель жизни “неизъяснимая”, “безвестная”, может быть “печальная” и “страшная”, но всегда “желанная”.

В поздней лирике Лермонтова искание цели и смысла жизни все более уступает место сознанию осуществленности своей судьбы, того пути, который, бесспорно, есть и по которому идет герой.

В лермонтовской поэзии мотив счастья преображается в мотив его невозможности и несбыточности.

Страдание – это основная психологическая характеристика “лермонтовского человека”, для которого все в мире – “предлог мученью”. Если А.С. Пушкин в известной “Элегии” (“Безумных лет угасшее веселье”, 1830) скажет о своем приятии страдания с нотой грустной благодарности жизни (“Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”), то такое приятие звучит как выношенный итог и достояние долгого опыта, как то, что остается человеку после быстротечных и неоправдавших иллюзий “безумных лет” молодости. Для Лермонтова же страдание с самого начала было естественным, необходимым психологическим сосоянием, к которому он стремился, которое он искал и, наконец, открыто призывал: “Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло...Что без страданий жизнь поэта?”; “Хочу любить, - и небеса молю о новых муках”.

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны...”

Учитель

Молитва. Почему она волнует, тревожит? Назовите слова, ассоциирующиеся с этим понятием.

Знаете ли вы молитвы, слышали ли? Какие чувства переполняли вашу душу?

В творчестве Лермонтова три стихотворения с одноименным названием: “Молитва”.1829,1837,1839.

Попробуем осмыслить эти произведения, что волновало поэта, каким предстает лирический герой, какие черты молитвы нашли отражение в лермонтовских “Молитвах”?

Выступления учащихся, интерпретация стихотворений Лермонтова “Молитва”

Учитель

Ну и еще раз вспомним пушкинское переложение молитвы Ефрема Сирина “Отцы пустынники и жены непорочны”. Мы сравнивали текст молитвы и стихотворения, находили отступления от текста и пытались осмыслить, что привнесли эти отступления в смысл стихотворения?

Прочитаем стихотворение Пушкина и сравним мироощущение пушкинского и лермонтовского героев при обращении к богу. Что общего и чем отличаются эти состояния души?

Звучит романс “Выхожу один я на дорогу” (1841)

Учитель

“Выхожу один я на дорогу” - одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многих исканий, тем и мотивов, сквозных для его творчества. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых “все лермонтовское”. Оно сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематичных слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. Найдите эти слова и проследите их “поэтический путь”.

Примерные ответы учащихся

В запеве – тема одинокой участи.

“Кремнистый путь” во второй строке как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа и путь странника в “пустыне безотрадной”. Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова (“Три пальмы”, “Благодарность”): безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни здесь и в “Пророке” становится также местом уединенного свидания с вселенной. “Голубое сиянье” (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту и бытийность, приобщает его к “пространствам синего эфира” (“Демон”) и к ночной голубизне “Русалки”. “Темный дуб” примыкает к этим образам (завещание Мцыри). 9-10-я строки перекликаются с 11-12-й строками песни Демона и с 7-й строкой стихотворения “И скучно и грустно” (“...и прошлого нет и следа”), отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти.

Учитель

- В литературоведении существует точка зрения Макогоненко о влиянии Пушкина на лермонтовские строки: “Я ищу свободы и покоя!” Ознакомьтесь с этой точкой зрения и выскажите свою точку зрения.

“Важное место в исповеди Лермонтова занимает стих: “Я ищу свободы и покоя!” Несомненно, что из Пушкина, но не слова, а определенное нравственное убеждение, связанное с пониманием счастья. В 1831 голу Пушкин в “Евгении Онегине” писал:

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся,как наказан.

... Но прошло время, и в тяжелый 1834 год в исповедальном стихотворении он написал: “На свете счастья нет, но есть покой и воля” (“Пора, мой друг, пора...”)...Лермонтов говорит о жажде свободы и покоя! Что это – перекличка с формулой онегинского письма? Но Онегин верит в счастье! Непосредственная же близость с неоконченным пушкинским стихотворением очевидна. Что это – совпадение?..

Это предположение укрепляет и второе, программное, “совпадение”: стихотворение Пушкина “Когда за городом, задумчив, я брожу...” кончалось грандиозным образом дуба, осеняющего могилы деревенского кладбища:

Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...

Финал лермонтовского стихотворения очевидно пушкинский:

Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел”.
(Г.П. Макогоненко. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы.1987)

Примерные ответы учащихся

Ключевая формула “свободы и покоя”, по видимости совпадая с пушкинской (письмо Онегина, стих. “Пора, мой друг пора”), возникает у Лермонтова независимо от Пушкина еще в юношеском стихотворении “К..” (“Не думай, чтоб я был достоин сожаленья”): “...ищу забвенья и свободы...”. Мотив побега “в обитель мирную” у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и “превратился в тему романтически универсального избавления” (Д Максимов, “О двух стихотворениях Лермонтова” в книге “Русская классическая литература. Разборы и анализы” М., 1969, с.127-41), приобщения к неувядающей жизни.

Учитель

Сегодня мы только приоткрыли страницы этой загадочной поэзии. Впереди поиски, осмысления этой непростой темы.

Знакомство с творчеством Лермонтова показало нам, что трагические сомнения и упреки самому Творцу Вселенной в жестокости к людям не лишали его изначальной веры в светлый Высший Мир, в жизнь бесконечную, космическую, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.

Веры вам, вечных поисков смысла жизни!

Читать еще:


Новые материалы:

Использование технологий личностно ориентированного обучения для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках географии :: Урок географии в 11-м классе "Субрегионы и страны Зарубежной Европы" :: Внутренние воды России. Реки. 8-й класс :: Вулканы Земли :: Урок географии в 6-м классе по теме "Озера" :: Большой, 2016 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Птичье гнездо Модель 381 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD