Урок литературы на тему «Характер русского человека» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») : Литература

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления материала и его закрепления.

Цели урока:

образовательные

- способствовать формированию представления об особенностях внутреннего мира героя;

- совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;

- подготовиться к сочинению;

- углубить представление учащихся о творчестве писателя;

развивающие

- развивать навыки работы с художественным текстом (анализировать, обобщать, выделять главное);

- развивать культуру устной и письменной речи;

- развивать умение грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения;

воспитательные

- способствовать развитию патриотических чувств;

- способствовать формированию нравственных ценностей;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок развивающего обучения с элементами мастерской.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения, наглядный (кадры видеофильма, репродукции), практический (работа с текстом.)

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Используемые технологии: ТРКМ.

Дидактические средства

обучения: портрет писателя, иллюстрации; листы с заданиями (отрывки из произведения);

чистые листы для выполнения задания;

фрагменты к/ф “Судьба человека”;

музыкальное оформление;

книжная выставка; толковые словари.

Структура урока

Этапы урока. Деятельность преподавателя Деятельность студентов. Формируемые УУД
1. Орг. момент. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы. Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку. Личностные:

- самоопределение

2. Актуализация. Организует фронтальную работу студентов, используя приём “Верные и неверные утверждения”. Выполняют задания преподавателя. Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение.

Познавательные:

- выбор критериев для сравнения объектов

3. Целеполагание и мотивация. Обращает внимание студентов на значимость изучаемой темы. Подводит студентов к формулировке темы и целей урока. Подводит итог: сегодня на уроке вы:

- определите…

- разберетесь…

- поймёте…

- узнаете…

- ответите на проблемный вопрос.

Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь. Регулятивные:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами.

4. Первичное усвоение учебного материала. Опережающее задание было прочитать рассказ М.А.Шолохова “Судьба человека”.

Задает вопросы:

- какое впечатление произвел на вас рассказ?

- какие чувства вызвал у вас?

- как вы понимаете слово “характер”? Предлагает работу с ассоциациями к слову. Подводит их к словарной работе.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Работают с ассоциациями, со словарём. Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- осуществлять сравнение;

- определение понятия;

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- аргументировать свою точку зрения

5. Осознание и осмысление учебного материала. Организует работу в группах. Даёт задание каждой группе, памятки, раздаточный материал. Определяет задачи группам. Предлагает объявить полученные результаты и оформить презентацию. Оценивает работу групп. Работают в группах. Обращаются к памятке. Выполняют задания, используя раздаточный материал, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, оформляют презентацию своих работ и афишируют их. Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- строить логическое рассуждение;

- анализировать объекты Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- аргументировать свою точку зрения

6. Систематизация знаний и умений. Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа. Отвечают на проблемный вопрос, объясняют смысл названия рассказа. Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные (когнитивный компонент):

- знание терминов “тема”, “проблема”, “основная мысль”;

- знание текстов художественных произведений, изобразительных средств

(ценностный и эмоциональный компонент):

- воспитание культуры умственного труда, уважительного отношения к языку и литературе; коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- аргументировать свою точку зрения

7. Подведение итогов занятия. Подводит итог занятия. Дает анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки.    
8. Информация о домашнем задании. Преподаватель дает разъяснения по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание: проанализировать финал рассказа, написать эссе по рассказу.  
9. Рефлексия. Мобилизует учащихся на рефлексию:

- что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?

Предлагает ответить на вопрос в жанре “Приятная записка”.

Благодарит за работу.

Устно отвечают. Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре “Приятная записка”. Анализируют свою работу. Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

- Все присутствуют, готовы к работе, начнем наше занятие.

2. Актуализация.

- Творчество какого писателя изучаем?

- Что узнали о М.А Шолохове?

- Какие ведущие темы творчества писателя?

- Какие произведения Шолохова вы знаете?

- Проверим, как вы усвоили материал прошлого занятия. (“Верные и неверные утверждения”.)

- По часовой стрелке поменяйтесь листочками сверьте свою работу с “Ключом” на доске и поставьте оценку по критериям.

- Поднимите руку, кто получил “4” и “5”. Молодцы!

3. Целеполагание.

- Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём свой разговор? Что узнаем?

Мотивация.

- Почему этот рассказ значим для нас? Зачем нужно знать его содержание, художественные особенности, образ главного героя?

- Итак, сегодня вы: разберётесь во внутреннем мире героя, поймёте, что двигало его поступками. узнаете, благодаря чему выстоял и выжил герой, ответите на проблемный вопрос.

4. - Вы прочитали рассказ “Судьба человека”. Какое впечатление он на вас произвел?

- Какие чувства вызвал у вас?

- В этом рассказе необычная композиция. (Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что мог сохранить в душе? Об этом поведал М.А.Шолохов в своём рассказе, об этом и наш сегодняшний разговор.

- Как вы понимаете слово “характер”? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Как толкуется значение этого слова в словаре?

- Какие положительные черты характера мы можем назвать? Можем ли мы сказать, что главный герой рассказа имеет те черты характера, что мы назвали?

Для этого мы проанализируем с вами поступки Андрея Соколова, выявляя тем самым черты его характера.

5. Работа в группах.

- Каждая группа получает текст с эпизодом из рассказа и вопросы к нему.

Ваша задача: выявить те черты характера Андрея, которые показаны в его поведении в данных эпизодах.

(1-ая группа - жизнь Андрея до войны;

2-ая группа - допрос у Мюллера;

3-я группа - “усыновление” Ванюшки. Выдаются тексты.)

(На чистых листах группы оформляют презентацию и озвучивают результаты.)

6. Проблемный вопрос: Почему рассказ называется “Судьба человека”, а не “Судьба Андрея Соколова”? (Значение слова “Судьба”.)

- Демонстрация кадра к/ф “Судьба человека”.

7. Преподаватель зачитывает слова М.Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои произведения помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.”

- Подведение итогов урока. Объявление оценок.

8. Информация о домашнем задании.

- Напишите эссе, проанализировав финал рассказа.

- Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.

9. Рефлексия.

- У каждого листочек. В жанре “Приятная записка” ответьте на вопрос по выбору:

- что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?

- моё состояние, настроение?

- что сегодня меня особенно взволновало?

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Трудности в групповой проектной деятельности :: Урок математики на тему "Умножение многозначных чисел". 3-й класс :: Кружит время-карусель временами года :: Неделя психологии в школе :: Урок русского языка на тему "Безударные гласные в окончаниях глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения". 4-й класс :: Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки-сундуки / Петроторг / Банкетка-сундук 2572S ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD