Внеклассное мероприятие по литературе «Поэт трагической судьбы» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) : Литература

Вступление. (Звучит “Вальс цветов” Ф. Шопена)

Учитель (на фоне музыки):

Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.

Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горечью разочарований. Но...с чего же всё начиналось?

“Колыбельная казачья песня” (звучит песня, постепенно стихая...Исполнитель: Наталья Фаустова “Казачья колыбельная” на стихи М.Ю.Лермонтова)

Ведущий 1:

Ребёнка милое рождение
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословение
Всех ангелов небесных и земных!

3 октября 1814 года в Москве родился мальчик, которому было суждено стать великим поэтом.

Ведущий 2 (на фоне музыки: Ф. Шопен “Вальс” ):

На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зеленых холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы полугодовалым ребенком. Здесь Лермонтов после смерти матери прожил много лет. Отсюда навсегда уехал его отец, Юрий Петрович. Эта незаживающая душевная рана Лермонтова вылилась в горькие строки:

Ученик - Лермонтов:

Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!

Ведущий 3:

... Страна детства – Тарханы – навсегда осталась в сердце Лермонтова светлым воспоминанием, утраченным раем. Вот он, край лермонтовского детства — Тарханы, посмотрите. Их легко узнать в этих строках и сейчас.

Ученик - Лермонтов (читает на фоне музыки):

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом...
...........................................
Шумят под робкими шагами.

Ведущий 1:

Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Ведущий 2(без музыки):

Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча “солдат” из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ.... Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука... Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

Ведущий 3:

Иногда в Тарханах жило до 10 мальчиков и девочек — близких и дальних родственников. Дети играли в войну, причем солдаты — дворовые и сельские мальчишки были одеты в подобие военной формы. Занимались гимнастикой. Учились ездить верхом. Зимой шумно катались с ледяных гор. На святках в дом Арсеньевой являлись ряженые крестьяне — целый народный театр.

(Звучит мелодия “Коляда”)

Театрализованное представление “Святки в Тарханах”: ряженые со звездой и месяцем веселой цепочкой обегают зрительный зал, останавливаются около сцены, кричат: “Коляда! Коляда!”, затем дружно поднимаются на сцену, водят под песню “Коляда” хороводы вокруг бабушки и Миши. Потом читают колядки, каждая из которых обыгрывается.

Ведущий 1:

С крестьянами села юный Лермонтов общался постоянно. Особенно его занимали рассказы бывалых людей, много повидавших на своем веку. Во время потешных игр он с замиранием сердца слушал своих наставников, которые с оружием в руках отстаивали честь и независимость России от полчищ Наполеона. Под впечатлением всего услышанного Лермонтов в 1830 или 1831 году создает стихотворение “Поле Бородина”. Повествование в нем ведется от первого лица – непосредственного участника знаменитого сражения. Причём делится своими воспоминаниями не офицер и не какой-то "начальствующий чин", а рядовой солдат – артиллерист. С ним Лермонтов мог близко познакомиться только в Тарханах. В этом стихотворении ощущается непосредственная передача речи самого рассказчика, ее ритмики и даже, кажется, каких-то жестов, которые придают ей особую выразительность.

Чтец 1:

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
“Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы”.

Чтец 2:

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
“Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали”.
И мы погибнуть обещали, - (вместе оба чтеца):
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой...

Ведущий 1:

Позже Лермонтов основательно переделал раннее стихотворение в широко известное “Бородино”.

Ведущий 2 (под музыку: Ф.Шопен “Осенний вальс”):

На зеленых берегах Большого пруда в Тарханах с весны до осени и на льду зимой вместе с деревенскими мальчишками предавался забавам юный Лермонтов. Здесь же, на льду Большого пруда, он видел жаркие кулачные баталии местных любителей померяться силой и удалью. Троюродный брат поэта Аким Павлович Шан-Гирей, с которым Лермонтов дружил с детских лет, писал в своих мемуарах: “У бабушки были три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой... на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходились на кулачки. И я помню, как расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови”. Впоследствии Лермонтову, наверное, виделись с детства знакомые картины, и, особенно, волнующая картина — начало кулачного боя. В “Песне про купца Калашникова” она вылилась в такие яркие строки:

Чтец 3 (читает отрывок из “Песни...”:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские...
.....................................
..Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника.

Чтец 4 (читает отрывок из “Песни..”:

Вдруг толпа раздалась в обе стороны —
И выходит Степан Парамонович...
..........................................
...Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.

Ведущий 3:

Кстати сказать, фамилию для главного героя поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы — его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бою в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в 1881 году П. А. Висковатый узнал от 80-летней тарханской крестьянки Аграфены Петровны Ускоковой. “...А билися на первом снеге, — рассказывала она. — Место-то оцепили веревкой — и много нашло народу; а супротивник сына моего прямо по груди-то и треснул, так, значит, кровь пошла. Мой-то осерчал, да и его как хватит — с ног сшиб. Михаил Юрьевич кричит: “Будет! Будет, еще убьет!”

Ведущий 1 (на фоне музыки Ф.Шопена “Нежность”):

Со стороны казалось, что маленький Лермонтов был так же беззаботен, как его сверстники. Но это было не так. В два с половиной года здесь же, в Тарханах, умерла его мама. Она была очень нежна и мечтательна. Она вышла замуж за небогатого, доброго, но вспыльчивого человека. Мира в семье не было. Бабушка Лермонтова терпеть не могла зятя. И когда ее дочери не стало, разлучила Мишу с отцом. Эти печальные события больно ранили душу ребенка. Бабушка с тревогой приглядывается к внуку: а вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать.... Да об отце ли он думает?!

Ведущий 2:

Он ничего не спрашивал. И вот Миша впервые едет погостить к отцу в Кропотово. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя всегда жить в Кропотово? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда она откроется. Но отец прочитал этот вопрос в его глазах.

Жди, как жду я, - сказал он тихо. – Может быть, настанет такое время.... Но не сейчас... Ты должен быть с бабушкой. Миша не заметил, как по лицу его текут слезы.

Ведущий 3 (в это время ученик - Лермонтов подходит к портрету матери):

В кабинете отца Миша замер. На стене висел большой портрет в позолоченной раме. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны зелёной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо. Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело.... Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их к сыну и супругу. На улице, увидев облачко, он сразу вспомнил о матери и с грустью думал: “Как же мы можем быть счастливы без нее?” (ученик - Лермонтов садится за стол)

Ведущий 1 (берёт подсвечник и подходит к столу, за которым сидит ученик-Лермонтов в задумчивой позе, с пером в руке, иногда что-то пишет на листе бумаги; звучит классическая музыка):

Он всё реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.

В последнее время Миша не расставался с книгами. Он без конца перечитывал “Кавказского пленника” Пушкина, “Шильонского узника” Байрона. Но, глядя на страницы поэм, он видел уже за ними свои... своё.... И он начал писать. (Ставит на стол ученика - Лермонтова подсвечник, продолжая рассказывать): Все разом просилось в стихи. Трудно было выбрать что-то в этом многоголосом урагане. Тоска по матери... Вьюга, разыгравшаяся за окном... Любовь.... Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась рано. Он хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом, играл на скрипке, на рояле, на флейте, пел арии из любимых опер, даже сочинял музыку.

Ведущий 2:

Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений. Он рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако, так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство. Его планы рушились. Он буквально восстал против университета. (Встаёт, подходит к ученику-Лермонтову и набрасывает на плечи ему форму юнкера, продолжая рассказывать).Единственно приемлемой для него оказалась Школа юнкеров. В письме Лермонтов писал:

Ученик-Лермонтов:

До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди”.

Ведущий 3:

Он едет в Петербург и по дороге пишет стихотворение “Парус”. Его мятежному духу противопоказан покой, его талант, день ото дня мужающий, ненасытно “требует пищи”, то есть новых ярких жизненных впечатлений.

(Звучит песня “Белеет парус одинокий в исполнении О. Погудина)

Ведущий 1 (звучит классическая музыка):

В 1830 году большая компания молодёжи отправляется пешком в Троице-Сергиеву лавру. На паперти стоял нищий слепец. Услышав звон монет, падающих в чашечку, он стал благодарить за подаяние и рассказал, как посмеялись над ним другие молодые господа, насыпав вместо монет камешки.... В тот же день Лермонтов написал стихотворение “Нищий”.

Чтец 5: (читает стихотворение “Нищий”)

Ведущий 2:

Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения “Смерть поэта” на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Чтец 6: (читает стихотворение “Тучи”)

Ведущий 3:

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе “Герой нашего времени”. Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Ведущий 1 (на фоне музыки: Бах. Хоральная прелюдия фа-минор “Я взываю к тебе, Господи!” в обработке Э. Артемьева):

“Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, пробила правое и левое легкое”. Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте. Разразилась гроза, дождь хлестал....”

Ученик- Лермонтов (читает на фоне музыки):

Из письма бабушке: “Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду”

Ученик-Лермонтов:

Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет...

Ученик – Лермонтов:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе недолго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Там положить вели меня,
Сияньем голубого дня,
Упьюся я в последний раз.
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал на веки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Ведущий 1:

Дуб, посаженный здесь после смерти поэта, шумит и склоняется у входа в усыпальницу.

Учитель:

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. Позвольте пожелать вам никогда не прощаться с гениальным творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Многое преходяще, но это вечно...

(Звучит песня на стихи Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (в исполнении А. Герман)

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" :: Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист" :: Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений" :: Урок биологии по теме "Путешествие в микромир" :: "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе) :: Новые мутанты ( X-Men: The New Mutants ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Гарнитуры спальные / Компасс-мебель / Гарнитур для спальни Ассоль ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD