Мысль семейная в русской литературе XIX века. Итоговое повторение в конце года : Литература

Цели:

  • систематизация и закрепление изученного в 10 классе;
  • развитие речи и памяти, умений синтеза и анализа;
  • развитие умения работать в коллективе;
  • подготовка к итоговому сочинению за курс 10 класса;
  • нравственное воспитание (показать значение семьи в жизни человека, в формировании личности).

Методы:

1. Анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод.

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

2. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

Цель: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Задача учителя: Метод проявляется через приемы: Метод развивает: Виды деятельности учащихся:
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы:

ДИСПУТ

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий терминов.

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему овладению учащимися

анализом художественного произведения.

Развивает научную, критическую мысль учащихся. Развивает их литературные способности.

Учит самостоятельному приобретению знаний.

Развивает умения специального анализа литературного произведения.

  • Пересказ как прием анализа;
  • Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
  • Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
  • Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;
  • Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;
  • Выступление на диспуте.
  • Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.

(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений)

Развивает мыслительные и речевые способности.

Развивает память.

Развивает умения анализировать и систематизировать

материал.

Развивает умение отбора нужного материала из собранного эвристическим путём.

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения. 2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений.

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения.

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией.

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев.

Цели и задачи реализуются с помощью: диспута, презентации, доклада. Поскольку данный урок тесно связан с реализацией годового проекта “Книга в кино”, на уроке выступают приглашённые ученики 11-го класса (3-4 человека), которые написали исследовательские работы по произведениям программы 10-го класса.

Итогом урока является разработка тезисов для домашнего сочинения по русской литературе 19 века.

Внутрипредметные и межпредметные связи: урок тесно связан с уроками

№№ 101-102 (итоговые уроки по зарубежной литературе, поскольку тоже делается акцент на значение семьи в человеческой жизни), а также с киноискусством, историей и программой по литературе 11 класса.

Этапы урока.

1. Организационный. Постановка задач, формулировка вопросов, проблем, распределение по группам, раздача материала (по жребию).

2. Работа в группах.

Темы:

“Деспотизм в семье” (“Гроза”, “Бесприданница”, “Господа Головлёвы”, “Война и мир”)

“Избыток любви, калечащий личность” (“Обломов”, “Отцы и дети”)

“Притворство, подчинение требованиям света” (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Анна Каренина”, “Война и мир”)

“Страсть без приложения души” (“Леди Макбет Мценского уезда”, “Анна Каренина”)

“Оторванность от родины” (“Вишнёвый сад”, “Обломов”, “Евгений Онегин”)

3. Презентация и обсуждение результатов. Выступление представителей групп, диспут, формулировка выводов и их обоснование.

4. Выступление приглашённых представителей 11 класса (краткий доклад с демонстрацией слайдов или кадров к\ф).

5. Формулировка итоговых выводов:

  • Недостаток родительской любви, деспотизм, авторитарность так же губительны для воспитания ребёнка, как и избыточная родительская забота.
  • Семья, построенная на лицемерии, на постулате “что люди скажут”, на подчинении светским законам – непрочна.
  • Страсть, не подкреплённая духовностью, приводит к трагедии.
  • Чтобы построить крепкую, счастливую семью, воспитать самостоятельную, нравственно-здоровую личность, надо… (ответ на этот вопрос ученики должны дать в домашнем сочинении).

6. Индивидуальная работа по составлению тезисов сочинения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока, дающее ответ на вопрос (см. выше № 5).

Читать еще:


Новые материалы:

Спортивный праздник "Сильные, смелые, ловкие" :: Двигательная активность младших школьников :: Формирование потребности личности в здоровом образе жизни средствами физической культуры :: Спортивный вечер с родителями :: Работа со слабоуспевающими по физической культуре :: Тачки 3 ( Cars 3 ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для сидения/Стулья / Avanti / Стул Eames Spam ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как убрать жирные бока

Можно ли убрать жировые бока? Скопление жировых отложений на теле беспокоит многих женщин. И самой проблемной зоной часто являются бока. Именно они доставляют...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать пресс на брусьях и турнике

Лучшие упражнения для пресса на турнике и особенности их выполнения Для атлетов, которые увлекаются калистеникой, воркаутом, силовой гимнастикой и прочими видами...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD