Мысль семейная в русской литературе XIX века. Итоговое повторение в конце года : Литература

Цели:

Методы:

1. Анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод.

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

2. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

Цель: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Задача учителя: Метод проявляется через приемы: Метод развивает: Виды деятельности учащихся:
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы:

ДИСПУТ

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий терминов.

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему овладению учащимися

анализом художественного произведения.

Развивает научную, критическую мысль учащихся. Развивает их литературные способности.

Учит самостоятельному приобретению знаний.

Развивает умения специального анализа литературного произведения.

  • Пересказ как прием анализа;
  • Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
  • Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
  • Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;
  • Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;
  • Выступление на диспуте.
  • Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.

(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений)

Развивает мыслительные и речевые способности.

Развивает память.

Развивает умения анализировать и систематизировать

материал.

Развивает умение отбора нужного материала из собранного эвристическим путём.

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения. 2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений.

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения.

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией.

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев.

Цели и задачи реализуются с помощью: диспута, презентации, доклада. Поскольку данный урок тесно связан с реализацией годового проекта “Книга в кино”, на уроке выступают приглашённые ученики 11-го класса (3-4 человека), которые написали исследовательские работы по произведениям программы 10-го класса.

Итогом урока является разработка тезисов для домашнего сочинения по русской литературе 19 века.

Внутрипредметные и межпредметные связи: урок тесно связан с уроками

№№ 101-102 (итоговые уроки по зарубежной литературе, поскольку тоже делается акцент на значение семьи в человеческой жизни), а также с киноискусством, историей и программой по литературе 11 класса.

Этапы урока.

1. Организационный. Постановка задач, формулировка вопросов, проблем, распределение по группам, раздача материала (по жребию).

2. Работа в группах.

Темы:

“Деспотизм в семье” (“Гроза”, “Бесприданница”, “Господа Головлёвы”, “Война и мир”)

“Избыток любви, калечащий личность” (“Обломов”, “Отцы и дети”)

“Притворство, подчинение требованиям света” (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Анна Каренина”, “Война и мир”)

“Страсть без приложения души” (“Леди Макбет Мценского уезда”, “Анна Каренина”)

“Оторванность от родины” (“Вишнёвый сад”, “Обломов”, “Евгений Онегин”)

3. Презентация и обсуждение результатов. Выступление представителей групп, диспут, формулировка выводов и их обоснование.

4. Выступление приглашённых представителей 11 класса (краткий доклад с демонстрацией слайдов или кадров к\ф).

5. Формулировка итоговых выводов:

6. Индивидуальная работа по составлению тезисов сочинения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока, дающее ответ на вопрос (см. выше № 5).

Читать еще:


Новые материалы:

Линейка памяти Героя Российской Федерации Лайса Александра Викторовича "Безусый Герой России" :: Внеклассное мероприятие по математике "Молодой детектив" :: "Святой уголок России - Вавилов Дол" :: ОРТ (Озорное Ребячье Телевидение) представляет праздничную программу для мам :: Внеклассное мероприятие-праздник "В гостях у Осени" :: Pigeon Impossible :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Платяные / Компасс-мебель / Шкаф платяной Александрия премиум АМ-10 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD