Произведения о родине, природе и себе. Н. Рубцов «Родная деревня» : Литература

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель:

  • сформировать представление об образе Родины в лирике Н.М.Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их;
  • тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.
  • обучение комплексному анализу стихотворения; работа над выразительным чтением.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться анализировать поэтический текст
  • Коммуникативные: Формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
  • Регулятивные: Уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.
  • Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки разительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
  • Личностные: Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Оборудование: портрет, рисунки учащихся, проектор, экран, презентация, аудиозапись песен Рубцова

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам и жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
Н.Рубцов

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова “Букет”

- Знаете ли вы, кто автор слов этой песни?

- Автором слов песни “Букет” является известный поэт Николай Михайлович Рубцов, основная тема стихотворений которого - тема родины, родной природы.

Работа с эпиграфом.

(Учитель читает эпиграф)

- Ребята, какие чувства вы испытываете, когда речь идет о Родине?

Вступительное слово учителя.

Запись темы урока.

- Какие знания и умения вы хотели бы приобрести по теме урока

- Какие знания и -

- Работая на уроке, за каждый ответ без моего напоминания вы берете из коробочки фишку. Проверяя вашу активность, в конце урока мы их посчитаем.

 

Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы под руководством учителя.

 

 

 

-Гордость, радость, счастье

 

 

- Биография писателя, анализ стихотворений

Л.: личностное жизненное самоопределение

П.: извлекают нужную информацию

К.: строят небольшое монологическое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.: оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности

II. Работа над темой урока.
1. “Давайте познакомимся”

Приложение № 1

Подготовленные учащиеся представляют сообщение о Рубцове П.: слушают, извлекают нужную информацию

К.: строят монологические высказывания

2. Работа над комплексным анализом стихотворением Н. Рубцова “Родная деревня”.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с выражением "Родная деревня"

Физминутка

2.1. Чтение стихотворения “Родная деревня” (фонохрестоматия)

 

 

- Чистый воздух, голубое небо, птицы, лес, зелень

 

Учащиеся прослушивают текст

 

 

 

П.: знакомятся с содержанием Рубцова “Родная деревня”

Л.: оценивают содержание материала с нравственно-этической точки зрения

2.2. Выявление и активизация опыта первичного восприятия.

Вопросы для анализа стихотворения.

- О чем это стихотворение. Какова его тема?

- Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?

- Объясните значение слова “побережий” в данном стихотворении.

- Определите, какой частью речи будет слово “проезжий” в первой строке стихотворения и слово “проезжий” в шестой строке?

Работа с литературным термином

- Найдите повторяющиеся строки.

На что указывает повтор строки: “Где кончил начальную школу!”?

- Сколько раз в стихотворении повторяется местоимение “я”? Какую роль выполняем повтор этого местоимения?

- Какова цель лирического героя? О чем он мечтает?

- Почему в детстве все хотят уехать из родных мест?

- Как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям?

Работа в парах

- Найдите имена сущ-ные, создающие образы стихотворения?

- Назовите те, которые встречаются в тексте дважды.

- Какую роль они выполняют?

- Найдите глаголы.

- Какие художественные средства использует поэт в этом стихотворении?

-Найдите грамматические основы в предложениях первой строфы

- Обратите внимание, что подлежащее стоит после сказуемого. Автор использует обратный порядок слов, который называется инверсия

- Какие знаки препинания в конце последних строк трех четверостиший?

- Какие картины детства встают перед глазами поэта?

- Сформулируйте тему стихотворения.

- Как вы понимаете, что такое малая родина?

- Какова идея стихотворения - основная мысль, то ради чего написано. Найдите в тексте строки.

 

Учащиеся формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Повтор усиливает восприятие детства именно годами учебы в начальной школе.

Такой прием называется рефрен. Запишите в тетради:

Рефрен – повтор одного или нескольких слов или строк.

 

 

 

 

Проезжий, дороги, побережий, деревня, Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция, столицу, столице, жизнь, за границей, Никола, школа.

(Проклинает проезжий, люблю я)

ИНВЕРСИЯ – “перестановка”, - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение.

 

 

- Основная тема - тема малой родины.

Малая родина – место, где человек родился и вырос.

 

 

 

Л.: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

П.: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.3. Выставка рисунков.

- Вашим домашним заданием было нарисовать любимый уголок природы

Учащиеся представляют свои работы Л.: понимают значение малой родины в жизни человека
2.4. Чтение стихотворений Н.Рубцова подготовленными учащимися

"Береза", "Первый снег"

- Неслучайно сегодняшний урок мы начали с песни, автором слов которой является Н.Рубцов. Многие стихи Рубцова положены на музыку. Я предлагаю вашему вниманию запись песни на стихи Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Подготовленные учащиеся знакомя одноклассников с другими стихотворениями поэта П.: слушают, извлекая нужную информацию

Р.: принимают и сохранят учебную задачу

Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению (по желанию учащихся)

   
Рефлексия
Продолжи предложения:

Для меня малая родина – это.....

Место, где я родился и вырос....

Я понял, что...

- Поднимите руки, у кого более 5 фишек. Молодцы, вы получаете оценку отлично.

  П.: приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность

К.: строят небольшие монологические высказывания

Р.: оценивают свою работу.

Читать еще:


Новые материалы:

Общешкольный спортивный праздник "Футбол в моей жизни" :: Программа по коррекции фигуры (девушки) :: Планирование нагрузок на уроках физкультуры с учетом физиологических показателей – путь к оздоровлению учащихся :: Урок физической культуры на тему "Подвижные игры на развитие внимания". 2-й класс :: Беседа по физической культуре для девушек "Как стать красивой" :: Отважный рыцарь ( Der kleine Ritter Trenk ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Комплект ADONIS + K70 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Комплекс упражнений на тренажерах для похудения

Упражнения для похудения на тренажерах для девушек Количество тренажеров для работы над мышцами приводит новичков в замешательство, непонятно с чего начинать,...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнения для похудения живота и боков стоя

Упражнения для пресса стоя Данная тренировка подразумевает позицию стоя: в ней вам и предстоит делать упражнения. Какие бы то ни было приспособления не нужны, в...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD