Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству поэтов и писателей Севера о Великой Отечественной войне, «Мы и сегодня живы ими» : Литература

Цели:

  • Знакомство с творчеством поэтов и писателей Севера.
  • Расширение читательского кругозора.

Задачи:

  • Прививать патриотизм, любовь к родному краю.

Оформление класса

  • Иллюстрация к роману Ф.Абрамова “Братья и сестры”.
  • Презентация с фотографиями северян, сражавшихся на фронте, эпизодов фронтовой жизни.
  • Портреты писателей и поэтов-северян, выставки “Они сражались за родину” и “В этот день Победы”.
  • Книги писателей и поэтов-северян.

Оборудование

  • Компьютер, медиапроектор, экран.

Сценарий

Приложение.

1 ведущий: - Сегодня мы с вами проводим музыкально-литературную гостиную, посвященную творчеству поэтов и писателей Севера о Великой Отечественной войне, о мужестве, героизме и патриотизме русского помора.

2 ведущий: - Мы будем говорить о произведениях Федора Абрамова, Николая Рубцова, Александра Яшина, Василия Шелыгина и других наших земляков. В их творчестве отражены героика военных лет, мужество солдат на полях сражений, подвиги в тылу и благодарная память потомков.

Звучат:

- музыкальная фонограмма песни “Вставай, страна огромная”, (одновременно демонстрируется фильм или слайды с кадрами о войне);

- стихотворение “В июне 1941- го” В.Шелыгина;

- песня “Прощайте, скалистые горы”.

1 ведущий: - Не было боевых действий на земле поморской, но тысячи наших земляков ушли на фронт и с честью выполнили свой боевой долг, отстояли родную землю.

2 ведущий: - За беспримерное мужество и отвагу в грозные годы войны более одиннадцати тысяч шестисот воинов, партизан и подпольщиков было удостоено высокой степени воинского отличия - звания Героя Советского Союза. В славной семье героев восемьдесят шесть северян - уроженцев и жителей Архангельской области. Среди них прославленный советский военачальник, бывший нарком военно-морского флота СССР Николай Кузнецов, танкист Петр Норицын, артиллерист Михаил Теплов, пехотинец Прокопий Галушин, пулеметчик Михаил Родионов.

Звучат стихи:

- Г. Остера “Песня из глубины”;

- Г. Котницкого “Судьба поэта”.

1 ведущий: - В творчестве таких писателей и поэтов, как Федор Абрамов, Алексей Трапезников, Вадим Бедняков, Дмитрий Ушаков, Николай Рубцов тема войны занимает особое место. И это не случайно: кто-то из них сам прошел боевыми дорогами, других война осиротила, лишила детства.

2 ведущий читает отрывок из книги Ф. Абрамова “О хлебе насущном”.

- Звучит стихотворение Бориса Очередина “Старые окопы”;

- звучит песня “Вечер на рейде”;

- под музыкальную фонограмму песни “Ах, война, что ты, подлая, сделала” читается миниатюра Ф. Абрамова “Из войны” (из сб. “Трава-мурава”);

- звучит стихотворение Н. Рубцова “Детство”.

1 ведущий: - Николай Рубцов по-будничному, просто, но в то же время проникновенно рассказывает в миниатюре “Золотой ключик” о своем военном детстве.

- Звучит миниатюра Н. Рубцова “Золотой ключик”.

2 ведущий: ? Возможно, именно северная закалка, суровый климат, тяжелый труд, нелегкие жизненные условия, в которых формировался характер поморов, помогли нашим отцам и дедам выстоять в этой борьбе.

- Звучит стихотворение Олега Кванина “Какие бы мундиры не носили...”.

1 ведущий: - Война - мужское дело. Не найти дома, который не осиротила бы она, забрав кормильцев. Ушли деды, отцы, сыновья, братья. Остались бабы, старики и дети. Непосильной ношей лег на их плечи извечный крестьянский труд. В деревнях, селах, городах был открыт второй фронт. Жили под девизом: “Все для фронта, все для победы”.

Звучат стихи:

- А. Яшина “Здесь орудийные раскаты...”;

- А. Романова “В лесах России”.

2 ведущий: - Замечательный северный писатель Федор Абрамов студентом третьего курса Ленинградского университета ушел вместе с товарищами добровольцем-ополченцем защищать Ленинград, был дважды ранен, лечился в блокадном госпитале, чудом избежал смерти во время переправы по Дороге жизни. В 1942 году после долечивания в госпитале Абрамов вернулся на родную Пинегу, где увидел и тоже на всю жизнь запомнил подвиг русской бабы, которая “открыла второй фронт”. “Бабья, подростковая и стариковская война в тылу... была не менее страшной и героической, чем война на фронте... им, их беспримерной стойкости, их подвигу, их взлетам духа и величайшей трагедии, которая продолжается еще и сегодня, ... я отдал свое перо”, - скажет писатель позднее.

- Звучит миниатюра Ф. Абрамова “Машунина жизнь” (сб. Трава-мурава”).

1 ведущий: - В унисон Федору Абрамову звучат стихи северодвинского поэта Василия Шелыгина о тяжелом детском труде.

- Звучит стихотворение В. Шелыгина “Зимой 1942-го”.

2 ведущий: - Возвращаясь к творчеству Ф.Абрамова, можно отметить, что тема войны лейтмотивом проходит через такие его произведения, как сборник миниатюр “Трава-мурава”, романы “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, некоторые публицистические статьи.

- Звучит сообщение ученика о романе “Братья и сестры”. (И. Золотусский “Федор Абрамов”).

1 ведущий: - Женская судьба, вдовья участь, страшное эхо войны красной нитью проходят через многие миниатюры сборника “Трава-мурава”.

- Инсценировка миниатюр “Вкус победы”, “Офимьин хлебец”, “Хлебная корка”. (Три “старушки” сидят на лавочке, рукодельничают, поют песню “Лучинушка”, затем беседуют.)

2 ведущий: - Трудно было людям во время войны, и лишь мысль о победе поддерживала в них стремление бороться, преодолевать трудности и, наконец, просто жить и выживать.

- Звучит песня “День Победы”, демонстрируется фильм с соответствующими кадрами.

1 ведущий: - Закончилась война, долгожданная победа стала всеобщей радостью, но для многих она оказалась непомерным испытанием. Не все, кого война осиротила, у кого отняла близких, кого искалечила, смогли выдержать всеобщее ликование.

- Звучит миниатюра Ф. Абрамова “В день победы” (сб. “Трава-мурава”).

2 ведущий: - Для многих память о войне, о тех, кого они потеряли, стала смыслом жизни.

- Звучат миниатюры Ф. Абрамова “Чтобы увековечить сына” и “Медное колечко”.

1 ведущий: - Долгие годы отделяют нас от той эпохи, многих уже нет с нами, а те, кто жив, снова и снова возвращаются в своей памяти к тем суровым дням, бережно храня в сердцах то, что связано с войной, не умея и не смея забыть прошлое.

Звучат стихи:

- Л. Мургиной “Память”;

- Л. Урушевой “Заглядывая в книги о войне...”.

2 ведущий: - И мы, нынешнее поколение, чтим и помним отцов и дедов, отдавших жизни за наше будущее. В этом - наш долг, наше нравственное обязательство перед ними. И мы думаем, что память об ушедших, в какой бы она форме не проявлялась, - залог нравственного здоровья нации, ее морального благополучия.

- Звучит стихотворение Николая Рубцова “Русский огонек”.

Учитель: - Ребята, вы познакомились с произведениями писателей и поэтов Севера, связанными с военной тематикой. Перед нами прошли события той далекой эпохи, свидетелями которой мы не были, но память о ней должна свято храниться в наших сердцах. Нужна ли нам, по-вашему, эта память и зачем?

- Ответы учащихся.

Учитель: - Я выслушала ваши ответы и согласна с вами. О любви к Родине, о долге перед ней, о необходимости исторической памяти можно говорить много. Но думается, что лучше и точнее Ф. Абрамова об этом сказать нельзя (зачитывает слова из книги Ф. Абрамова “О хлебе насущном” (с. 130-131).

Учитель: - На этом наша встреча заканчивается, спасибо, ребята. Тот разговор, который мы начали сегодня, о творчестве северных поэтов и, прежде всего, Федора Абрамова и Николая Рубцова, мы продолжим на уроках.

Список используемой литературы

1. Абрамов Ф. А. О хлебе насущном и хлебе духовном. - М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Абрамов Ф. А. Трава-мурава. – М.: Современник, 1982.

3. Беломорье / Сост. Д. Ушаков. – М.: Современник, 1984.

4. День поэзии Севера 1969. – Мурманское книжное издательство, 1970.

5. Н.Рубцов. Россия, Русь! Храни себя, храни!- В.: ИЧП “Крис-Кричфалуший”, 1991.

6. Солдаты Победы: Сборник очерков.- Северодвинск, ФГУП “ГМП “Звездочка”, 2000.

7. Шелыгин В. Преодоление.- Северодвинск: Б.И, 2000.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок в 6-м классе по теме «Жанры фольклора» :: План контрольно-диагностической регулятивно-коррекционной деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе :: СБППО "Первая помощь 1.0": проблемы, опыт использования и рекомендации :: Проект "Содружество" :: План по внутришкольному контролю :: Суперстюард ( Larry Gaye: Renegade Male Flight Attendant ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Gandylyan / Комод Gandylyan ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD