Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс : Литература

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок диалогового общения

Цель: раскрывая идейное содержание рассказа, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.

Задачи:

  • Образовательные – использовать содержание рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» для расширения смыслового поля важнейших нравственных понятий «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье»; учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном.
  • Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; навыки анализа произведения малой прозаической формы, развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации.
  • Воспитательные – способствовать воспитанию доброты, сострадания и милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод творческого чтения;
  • эвристический метод;
  • проблемно-поисковый.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер с лицензированным программным обеспечением:
  • ОС MS Windows XP
  • MS Office
  • Проектор
  • Презентация
  • «Уголок писателя»: портрет Л.Н. Андреева (И.Е. Репин «Портрет Леонида Андреева», 1904 год, фотогалерея дома-музея в г. Орле, книги
  • Текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»

Ключевые понятия: добро, милосердие, счастье, сострадание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация

Здравствуйте! «…Он был таков, каким хотел и умел быть, – человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины», так говорил М. Горький о своём лучшем друге, замечательном русском писателе Леониде Николаевиче Андрееве. Мы сегодня на уроке впервые будем говорить о его творчестве. Поэтому давайте отступим от привычных биографических сведений и поговорим о Леониде Николаевиче как о человеке. (Презентация. Слайд 2)

2. Выступление обучающихся. Статья К.И. Чуковского

3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Беседа с обучающимися

Мир, в котором мы живём, огромен, прекрасен и яростен. В нём рядом уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие…Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думаю, что сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на важные нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно. (Слайд 2)
Итак…
«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю свою долгую морозную зиму и чем кормилась», – так начинается рассказ «Кусака». (Слайд 3)
Сам автор писал: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». (Слайд 4)

Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия

  1. Вы все прочитали рассказ. Поделитесь своими впечатлениями о нём. О чём заставил задуматься?
  2. Рассказ начинается тройным отрицанием: «не принадлежала», не было», «никто не мог». Как вы думаете, зачем это автору? (С первых слов читатель погружается в атмосферу безысходности и тяжёлых условий, в которых живёт собака)
  3. Почему действие начинается именно зимой? (Это трудное время года для бездомных животных, они страдают от холода и голода; к тому же зима была долгой и морозной)
  4. Как относились к дворняге другие собаки, ребята, взрослые? («…От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому…ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».) (Слайд 5)
  5. Почему же собака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице? (Её на улицу гонит голод и инстинктивная потребность в общении)
  6. Инстинкт – это врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть, общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – противоестественное состояние.
  7. Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце: «не принадлежала, не было, находилась, отгоняли, показывалась, улюлюкали, мчалась, зализывала, копила». Определите вид этих глаголов. На что они указывают? (Глаголы несовершенного вида. Указывают на незавершённость или повторяемость действия. С собакой эти события происходят постоянно)
  8. Последний глагол в этом ряду «копила». Объясните лексическое значение этого слова. Что копила собака? (Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Собака «копила страх и злобу)
  9. Получается, что изначально в душе собаки этих чувств не было, не было ни страха, ни злобы. Кто породил в ней эти чувства? (В первую очередь люди. Это они свистали, улюлюкали, бросали, заставляли её мчаться, прятаться, зализывать раны. В результате зародились злоба и страх, а поскольку эти действия повторялись неоднократно, эти чувства увеличивались, нарастали – копились)
  10. И ещё на одно слово обратим внимание в этом абзаце «гонимая». Своим поведением и отношением люди заставляли собаку бежать на край посёлка, в большой сад. А из сада что её гнало назад в посёлок? (Голод и одиночество)
  11. Попробуйте представить это движение в виде схемы: посёлок – сад – посёлок. Что у вас получилось? (Круг. Замкнутый круг, из которого невозможно вырваться несчастной собаке)
  12. Во втором абзаце первой главы есть предложение, которое неожиданно сообщает нам, что не все так плохо относились к собаке. Какое это предложение? («Только один раз её пожалели и приласкали») (Слайд 6)
  13. Что вас вэтом предложении заставляет насторожиться? (Выражение «только один раз»)
  14. Выразительное чтение сцены с мужиком-пропойцей. («Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую упал его пьяный и бесцельный взгляд.
    – Жучка! – позвал он её именем, общим всем собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся!
    Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
    – Да пойди, дурра! Ей-богу, не трону!»
  15. А теперь пропустим небольшой отрывок и прочитаем дальше: («…когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога: – У-у, мразь! Тоже лезет!»)
  16. Что так изменило мужика? Вернитесь к пропущенному отрывку и найдите слово, которое нам всё объяснит? («Настроение (!!!) пьяного мужика изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу…» И выместил всё это на доверившемся ему беззащитном существе)
  17. К чему привёл этот поступок мужика? («С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её»)
  18. Но наступила весна, и в жизни собаки начали происходить перемены. Какие? (Приехали дачники)
  19. Как встретила собака приехавших? Сцена с девушкой. (Встретила враждебно, агрессивно. «…яростно вцепилась в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины») (Слайд 7)
  20. Как на это отреагировала девушка? («… – Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго ещё слышался её взволнованный голос: – Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!..Злю-у-щая!..»)
  21. Какими людьми были приехавшие дачники? Найдите авторскую оценку? («Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»)
  22. А сейчас аккуратно подчеркните те выражения, которые я назову. Вот теперь внимательно смотрите на эти выражения, пока я прочту вам следующее. («Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её из револьвера, если не уберётся…»)
  23. Эти желания имеют что-нибудь общего с тем, какие слова вы подчеркнули? Где мы уже только читали о действиях добрых людей? (Нет, ничего общего такие желания не имеют с добром. Мужик-пропойца вспоминает обиды, нанесённые добрыми людьми. Значит, автор здесь иронизирует? Да, но ирония получается горькая, страшная)
  24. Постепенно к собаке привыкли. Дали ей имя «Кусака». И собака постепенно привыкала к этим людям, но пока ещё боялась их. («С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала…») (Слайд 8)
  25. Обратимся к сцене, когда Лёля приручает к себе Кусаку, и та ей поверит.
    («– Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?...
    …И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверное ударят её или приласкают. Но её приласкали…
    …– Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! – закричала Лёля.
    Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли непримиримую злобу»)
  26. Прослушайте музыкальный отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» (Приложение 1). Подумайте, к какой главе я подобрала его и почему? (3 глава. Автор пишет: «Всею собачьей душою расцвела Кусака…» Пьеса «Подснежник» создана в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаённого ожидания). (Слайд 9)
  27. Как Кусака изменилась внешне? А внутренне такие же положительные изменения? («…длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, потемнела и стала лосниться, как атлас». Нет, внутренне Кусака ещё боится. «Страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев»)
  28. Чего не умеет Кусака в отличие от других собак? («Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать»)
  29. Постепенно Кусака привыкла к людям, но «жёлтыми огнями загорелась осень…, и быстро стали пустеть дачи…». Нам предстоит услышать разговор мамы и дочери. (Слайд 10)
    (Чтение по ролям.
    – Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Лёля.
    Она сидела, охватив колени руками, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.
    – Что у тебя за поза, Лёля? Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: А Кусаку придётся оставить. Бог с ней!
    – Жа-а-лко, – протянула Лёля.
    – Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнате её держать нельзя, ты сама понимаешь.
    – Жа-а-лко, – повторила Лёля, готовая заплакать.
    Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и ласково сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
    – Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А это что – дворняжка!
    – Жа-а-лко, – повторила Лёля, но не заплакала».)
  30. Что вас настораживает в объяснении мамы, почему они не могут взять Кусаку с собой? (Мама ссылается ни материальные затруднения, ни на отсутствие жилищных условий, ни на здоровье близких, лишь на то, что собака – обыкновенная дворняжка).
  31. Ваши родители приняли активное участие в обсуждении проблем этого произведения. Сейчас от их имени я позволю себе прочитать отдельные выдержки их размышлений.
  32. А оцените поведение Лёли. Почему она не стала плакать? Почему не стала настаивать на своём? О чём это говорит? (Она не стала плакать после того, как услышала о породистом щеночке. Значит, не была привязана сильно к Кусаке, значит, чувство по отношению к собаке не было таким глубоким, настоящим, значит, это было летнее развлечение. Для Лёли Кусака так и осталась очередной игрушкой, которую может заменить любой другой щенок. Её слова о любви к живому существу остались только словами. Получается, слова не соответствуют чувствам? Неискренне любим, неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми. И бываем добрыми и заботливыми только тогда, когда не надо прилагать никаких усилий. А если когда понадобилось приложить для доброго дела усилия, не стала, никаких убеждений и доводов, кроме протяжного «жа-а-лко», не сказала, да и то, не настаивая. А ещё только на вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой…).
  33. Случилось то, чего так боялась Кусака. Та странная мольба, которая оставалась в глазах собаки, она сейчас вновь появилась. Её снова поманили люди, её снова попытались приласкать, и теперь Кусака поверила в этих людей. Но как вы думаете, какой удар больнее: удар мужика в начале рассказа или этих людей, которым она поверила и действительно стала доверять? Почему? (Удар Лёли, её родственников гораздо больнее, потому что это удар не физический, это удар по душе собаки. Окончательный удар по всему её собачьему счастью. «...Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу». Альберт Швейцер.)
  34. Давайте ненадолго оставим нашу собаку и обратимся к сцене у трактира с деревенским дурачком Илюшей. Зачем писателю стал так необходим этот эпизод? (Слайд 11) («Впереди, недалеко была застава и возле неё трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.
    – Дайте копеечку, – гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:
    – А дрова колоть хочешь?
    И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали…
    Люди жестоки и равнодушны не только к собаке, но и к человеку).
  35. А что же Кусака? («Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала ещё одну штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке»).
  36. Посмотрите ещё раз на 5 главу и подумайте, какое предложение здесь главное? («Собака выла». Почему выла? Раньше у неё болело тело, а теперь болела израненная душа. После дружбы с людьми Кусака стала ещё несчастнее. История Кусаки – это рассказ о равнодушии взрослых, которое порождает равнодушие и бессердечие детей. Отношение к животным у Леонида Андреева является одним из критериев нравственности. «…Всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

Обращение к ученикам

«Собака – единственное существо на этой планете, которое любит тебя больше, чем себя». (Джон Шоу Биллингс, офицер медицинской службы, библиотекарь). Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь этого принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из своей жизни равнодушие и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно.

(Слайд 12)

Звучит ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска» (Приложение 2)

«Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал это вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла»)

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение о собаке.
  2. Найти и рассказать о существующих памятниках, установленных собакам.

Итог урока. Оценивание работы обучающихся

Литература

  1. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2000. С.115-122.
  2. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2007. С. 89-91

Иллюстрации

  1. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass?section_id=263
  2. http://illustrators.ru
  3. http://www.wikipaintings.org/ru/david-burliuk/rural-landscape

Музыка

  1. http://poisk.com
  2. Чайковский П.И. Цикл «Времена года». Пьеса «прель Подснежник».
  3. Ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска».

Читать еще:


Новые материалы:

Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11-й класс :: Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики :: Тема урока: "Электрический заряд и элементарные частицы" :: Проект на тему "Сила трения: за и против" :: Лабораторная работа № 5 в 7-м классе "Определение плотности вещества твёрдого тела" :: Суперстюард ( Larry Gaye: Renegade Male Flight Attendant ), 2015 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Ноэми 140х200 Модель 1202 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD