Урок-путешествие «Пригородный поезд дальнего следования» по поэме В. Ерофеева «Москва – Петушки» : Литература

Цель: знакомство с текстом поэмы и философским смыслом произведения.

В судьбе есть что-то от вокзала.

В. Шаламов

Путешественник имеет много хозяев и мало друзей.

К. Батюшков

Кто ищет – вынужден блуждать.

И. В. Гёте

Словарь урока: феномен, коллаж, реминисценции, экзистенциализм, сакральный смех, римейк, архитектоника, катарсис, фатальная закономерность.

Архетип дороги – путь к себе: Бог, истина, красота, добро, любовь.
Смысл – духовный маршрут.
Курский вокзал – Рим.
Петушки – Земля обетованная.
Москва – символ Власти.

2 плана:

  • Бытовой – пьянство, утрата личностью индивидуальности, деформация.
  • Духовный – герой вырывается за обыденность

Человек рассматривается как духовное начало, идеалистически – Экзистенциальная форма протеста против бытия.

Слово об авторе.

Венедикт Васильевич Ерофеев

(«Родители были: очень грустная мамочка и очень веселый папочка»)

Таинственной представлялась личность автора. Сведения о писателе В. Ерофееве поступали по крупицам. Его приход в литературу был необычен, пребывание в ней – трагически коротким, след – неизгладимым.
Предпоследний абзац поэмы «Москва – Петушки» звучит подобно роковому предсказанию: «Они вонзили мне шило в самое горло…»
Родился 24.10.1938 г. на Кольском полуострове за Полярным кругом.
В 17 лет поступил в университет в г. Москве, но через 1,5 года был отчислен за «не хождение на занятия по НВП». С тех пор (с марта 1957 г.) «работал в разных качествах и почти повсеместно» (грузчиком, истопником, стрелком, библиотекарем, приемщиком винной посуды и т. д.).
Писать, по свидетельству матери, начал с 5 лет. Первым сочинением считаются «Заметки психопата» (1956-1958), начатые в семнадцатилетнем возрасте. «Москва – Петушки» была создана в 1970 г.
В феврале 1990 г. жена Ерофеева Галя сказал, что он умрет через три месяца, 11 мая 1990 г. Про себя она сказала, что умрет 28 августа 1993. Оба предсказания сбылись…
Видишь спокойного отрешенного писателя, у которого рак горла, видишь его героя «русского алкоголика с нежной душой», едущего сквозь нашу жизнь из Москвы в Петушки.
Он был издан на западе, но не успел получить ни одного из своих баснословных гонораров. В 1986 г. ему пришел вызов от главного онколога Сорбонны – поехать туда лечиться. Его не пустили…
Впрочем, трагическая судьба В. Ерофеева лишь часть нашего российского бытия.
В. Ерофеев с его культурой, душой и талантом, возник и состоялся, переплавив всю нашу реальность в произведения литературы.
В русской литературе всегда в центре был человек. Многие современные писатели от этого отказываются, и в центре произведения становится язык.
У Ерофеева есть тенденция искать, что выше его – логос, Бог. Человек очень прост, психологически не нагружен, его простота нагружается внутренним миром автора.

Отсюда:

  • Абсурдизм (реакция на неподлинность бытия);
  • Замена идеала ценностями шокотерапии, (Мамлеев, Пертушевская);
  • Соединение фарса и трагедии, и трагедия изживается смертью.
  • Слова двуплановые:
  • а) слово с надсмысловым значением;
    б) слово с символической нагрузкой;

  • Ценностность (бесконечное цитирование);
  • Элементы чужой речи;
  • Нет социальной детерминации (они люди вообще).

Подумайте:

  • Можно ли назвать это произведение поэмой?
  • Над чем смеемся, над чем – нет?
  • За что убит герой?
  • Докажите, что главная тема – тема искушения властью, монолог алкоголика в стремлении к Богу, т. е. Истине.
  • Юмор и ирония в поэме (президент Ерофеев и канцлер Тихонов).

Поэма об алкоголике, вы брезгливо морщитесь…фи!

«Не тонет же он, читатель, в винном, чтоб не сказать – винодельческом изобилии у Рабле! Или – тонет? Предъявите утопленников.»

В. С. Муравьев

Когда я чаял добра, пришло зло;
Когда ожидал света, пришла тьма.

(Ветхий завет. Книга Иова, гл. 30.26)

Как понятно уже из заглавия книги, цель путешествия героя – Петушки, подмосковная станция, где его ждет возлюбленная, и одновременно Эдем художественного пространства поэмы, «место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин». Но попасть туда Веничке не суждено – проспав спьяну нужную станцию, он, не зная того, возвращается в Москву, где в ночи, спасаясь от гонящихся за ним убийц, случайно выбегает на Красную площадь и впервые в жизни видит Кремлевскую стену, чтобы через несколько минут принять мученическую смерть в темном парадном.
Неспособные к состраданию, чистые ангелы, смеющиеся над страдающим, грязным человеком, оказываются на поверку в своей невинности циническими демонами.
«Я согласился бы жить на земле целую вечность, если прежде мне показали бы уголок, где не всегда есть место подвигу», – меланхолически замечает по этому поводу повествователь.
Любовь, искусство, судьбы народа – лишь это достойно человека, стремящегося в петушинские кущи.

Домашнее задание:

  • Эссе «…думаю, кто я: участник событий, как все, или просто свидетель».
  • Выучить стихотворение И. Фаликова « Кома Москвы».
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка "Great people and legends" :: Пагубная привычка :: Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс :: О культуре современного урока :: Н.В. Гоголь. "Майская ночь, или Утопленница". Смысловой анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи. 6-й класс :: Выстрел в пустоту ( Shot Caller ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван-кровать Милан Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Сколько калорий в день употреблять чтобы похудеть

Сколько калорий нужно употреблять в день, чтобы похудеть? | К Т О? Ч Т О? Г Д Е? В погоне за идеальной внешностью многие женщины садятся на различные диеты, но желаемый...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Занятия для похудения для начинающих

Упражнения для похудения для начинающих В комплекс упражнений для похудения для начинающих включены упражнения для похудения живота, талии, бедер, ягодиц, а...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD